» » » » Андрей Тихомиров - Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале


Авторские права

Андрей Тихомиров - Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале

Здесь можно купить и скачать "Андрей Тихомиров - Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале"

Описание и краткое содержание "Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале" читать бесплатно онлайн.



Археологические исследования показывают, что родиной индоевропейцев является район Южного Урала, где они сформировались в качестве единой языковой группы. Индоевропейские языки формируются в глубокой древности и происходят от единого праиндоевропейского языка, носители которого жили около 5—6 тысяч лет назад.






Ростовская плита не единственные солнечные часы на европейской территории. Есть еще два подобных камня, также принадлежащих срубной культуре. Их обнаружили украинские археологи при раскопках в Донецкой области задолго до военных действий. Они предполагали, что нашли древний календарь, а оказалось, солнечные часы, что, как и в случае с ростовской плитой, доказали ростовские астрофизики. Судьба старинных хронометров, найденных под Донецком, драматична. Первая плита была утрачена. Тяжеленную глыбу не внесли в залы музея, а оставили около входа. В результате она покрылась «современными петроглифами», которые полностью уничтожили загадочные символы. Теперь это обычный камень с надписями «здесь был Вася» и тому подобное. Вторую плиту археологи уже не рискнули оставить вне стен музея, а разместили в основной экспозиции. Летом 2014 года здание Донецкого краеведческого музея подверглось прицельному обстрелу, в него попали несколько снарядов. Пострадали несколько залов, утрачены бесценные экспонаты. Стена, у которой расположены солнечные часы, иссечена осколками снарядов. Но сама плита, к счастью, не пострадала.

Вот интересный пример из истории древнеегипетских пирамид – речь идет о точной ориентации самых древних пирамид. Древнеегипетские пирамиды поразительно точно ориентированы относительно сторон света; с середины XVII века, когда вышла книга Гривса «Пирамидография», об этом говорится во всех книгах о Древнем Египте. И все же эти как бы выстроенные в затылок друг другу пирамиды поражает любого, кто впервые увидит древнейшие пирамиды: они стоят как на военном параде. Например, пирамида Ниусерра в Абусире ориентирована относительно сторон света с почти абсолютной точностью. Отклонение ее северо-южной оси от полюсов практически равно нулю.

Отклонение северо-южной оси от северного полюса у пирамиды Джосера примерно на 3° к востоку, у пирамиды Сахура примерно на 1°45 к западу, у пирамиды Нефериркара примерно на 30» к востоку, у Медумской пирамиды на 24’25» к западу, у пирамиды Менкаура на 14'3» к востоку, у южной пирамиды Снофру на 9’12 к западу, у пирамиды Хафра на 5’26» к западу. У пирамиды Хуфу, где были проведены самые точные замеры, западная сторона отклоняется от северного полюса на 2’30», а восточная – на 5’30» (по сведениям Питри – на 5’26») к западу; северная сторона отклоняется от линии экватора на 2’28», а южная – на 1’57» к югу. Если не считать пирамид Джосера и Сахура, все отклонения не превышают одного градуса, а у пирамиды Ниусерра – долей минуты!

Эти данные в самом деле поразительны и означают по меньшей мере две вещи: во-первых, древние египтяне намеренно старались точно ориентировать пирамиды по сторонам света и, во-вторых, обладали знаниями и умели добиваться такой ориентации. Этим вопросом занимались астрономы, геодезисты и египтологи; из астрономов, кроме прочих, Дж. Гершель и Р. Проктор. Но те, кто знал измерительные инструменты, не имели достаточных знаний о древнеегипетских реалиях, египтологи же недостаточно знали астрономию и геодезию, и, поскольку не сотрудничали с другими учеными, проблема долго оставалась нерешенной. Уже после второй мировой войны французский египтолог С. Сонерон, историк древнеегипетской науки и техники, констатировал, что об ориентации пирамид (и других культовых построек) «мы пока не имеем достаточной информации, чтобы сделать серьезные выводы». В пятидесятые годы XX века этим вопросом начал заниматься 3. Жаба, и притом в особо благоприятных условиях: он был учеником основателя египтологии в Чехословакии Ф. Лексы, который первоначально был математиком с астрономическим уклоном, и Я. Черного, выдающегося знатока письменных памятников египетских строителей пирамид. Это дало 3. Жабе возможность после основательной египтологической и астрономической подготовки впервые подойти к этой проблеме комплексно; он успешно справился с поставленной задачей и снискал международное признание. Однако продолжают существовать и возникают все новые взгляды; именно поэтому вопрос о точной астрономической ориентации пирамид остается вопросом.



Созвездия и определение по ним сторон света; шест в руках бога

Хора всегда направлен на север. Рисунок слева – настенная

роспись в гробнице Сенмута (XVIII династия), справа – роспись в

гробнице римской эпохи

Все египтологи сходятся на том, что стремление египтян к точной ориентации пирамид относительно сторон света основывается на древних религиозных представлениях, согласно которым умерший царь (возможно, его «Ка») поднимается па небо к звездам, где занимает место над Северным полюсом. Древнейшие письменные свидетельства таких представлений обнаружены в пирамиде Униса, более поздние – на стенах подземных камер в пирамидах царей VI династии. «Ты, (мертвый царь), который очень высок меж звезд неуничтожаемых, (т. е. около полярных звезд, которые не опускаются за горизонт), ты не зайдешь никогда», – можем мы прочесть в «Текстах пирамид» (§878). «Поднимается (мертвый царь) на небо меж звезд, меж звезд неуничтожаемых» (§940), « (…мертвый царь) – это звезда неуничтожаемая» (§1469), «…его помещает (богиня неба) Нут как неуничтожаемую звезду» (§782) и т. д.; однако мы можем прочесть и то, что « (мертвый царь) Унис покоится в жизни на западе… сияет вновь на востоке» (§306). В соответствии с этими представлениями выходной (или входной) коридор всех пирамид Древнего царства обращен исключительно на север, чтобы облегчить духу мертвого царя путь к Полярной звезде.

Немало свидетельств о подобных представлениях сохранилось и от более поздних времен, но ни в одном из них точно не названы ни звезда, в которую превратился царь после смерти, ни место, занимаемое ею на небе. Что речь идет о Полярной звезде (или о созвездии над Северным полюсом), египтологи заключают на основе косвенных, но недвусмысленных доказательств, а именно на основе частых упоминаний о звезде на конце созвездия, название которого переводится как «Бедро». Это, в сущности, современная Большая Медведица, но упомянутая звезда оказалась не нашей Полярной звездой, т. е. альфой Малой Медведицы, а, согласно астрономическим вычислениям, альфой созвездия Дракона, которую мы видим на небе между Большой и Малой Медведицами. Ориентация пирамид по этой звезде явно не представляла для строителей слишком большой трудности; если бы царю пришлось занимать место на полюсе, это было бы сложнее. Полярная звезда Древнего царства находилась не точно над Северным полюсом, так же, впрочем, как и наша Полярная звезда. Ныне ее отклонение от полюса равно 58», и, таким образом, она описывает вокруг него за 24 часа круг в пределах 2°. А поскольку пирамиды строились на протяжении тысячи лет, тут проявилось и влияние прецессии земной оси.

Однако если египтяне стремились достичь точной астрономической ориентации пирамид, то, как они этого добивались? Необходимая теоретическая подготовка у них была; их звездочеты обстоятельно и близко знали своих «богов, на небе сияющих». Они зарегистрировали несколько сотен небесных тел, отличали неподвижные звезды от планет и еще в древнейшие времена создали «изображения» созвездий; на основе наблюдений за Солнцем и Луной завели солнечный и лунный календари. Из древнеегипетских источников известно, что они знали и окрестили по-своему более 30 созвездий (которые, правда, имели иной состав, чем наши), звездное скопление Плеяды (которое они считали созвездием и называли «животом (богини) Нут») и пять планет Солнечной системы: Меркурий, Венеру, Марс, Сатурн, Юпитер (так, например, Марс они метко называли «Красным Хором»); вели наблюдения за созвездиями Орион, Кассиопея, Лебедь, Лев и др., а также систематически и весьма точно отмечали восход и закат звезды Сопдет (Сотиса) – Сириуса. К более поздним временам относятся изображения созвездий, к примеру, на росписях в гробницах царя Сети I и зодчего храма Хатшепсут Сенмута, на рельефах в Рамессеуме и в храме Хатор в Дендера, на папирусах. Хотя по уровню астрономических знаний египтяне, видимо, несколько отставали от вавилонян, однако не подлежит сомнению, что они умели использовать сведения о небесных светилах для земных целей.

При наблюдении за звездным небом египетские астрономы должны были рассчитывать на свои глаза и простейшие приспособления; подзорной трубы они не знали, от ее изобретения их отделяло в десять раз больше времени, чем Галилея от радиотелескопа. Их вспомогательными приспособлениями были обыкновенные измерительные шесты, шнуры, отвесы и угольники, кроме того, два инструмента, названия которых египтологи читают как «мерхет» и «баи». Первый дословно переводится как «инструмент познания», он представлял собой простую деревянную перекладину со шнуром и каменной гирей. Название другого можно перевести как «стебель пальмового листа», это была простая обрубленная ветка с клиновидным надрезом на верхней части и четырехугольным вырезом посредине. «Познание», которому служил этот инструмент, касалось времени; как объяснил 3. Жаба, с помощью его можно было по высоте определенной звезды над горизонтом определять время ночью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале"

Книги похожие на "Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Тихомиров

Андрей Тихомиров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Тихомиров - Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале"

Отзывы читателей о книге "Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.