» » » » Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья


Авторские права

Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья

Здесь можно купить и скачать "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентАлетейя316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-906910-51-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать бесплатно онлайн.



Эта книга родилась на основе курса лекций по истории Древнего Востока и Египта, читавшегося автором в Латвийском Университете (Рига) осенью 2000 г. Лекционный характер обусловливает некоторые особенности книги (в частности, отсутствие примечаний). Автор не стремится заменить существующие академические истории (см. библиографию в конце книги), а также сказать нечто совершенно новое по каждой из рассмотренной в книге теме. Его задача состоит в изложении новой концепции истории и доказательстве ее на конкретном материале древней истории.

Книга мыслится в качестве пособия для студентов-гуманитариев, а также для всех, интересующихся проблемами истории и ее осмысления.






Преемницей амратской культуры стала герзейская, распространившаяся на всей территории Египта. О ее датировке существуют разные мнения. Одни ученые считают ее концом XXIX в., другие – XXXI–XXX вв. до н. э. Сам период продолжался примерно 400 лет. В земледелии получила распространение деревянная мотыга с каменным острием. Обрабатывались диорит и базальт, возникла выплавка меди, был изобретен гончарный круг. В захоронениях появляются признаки имущественного расслоения, некоторые из них украшены настенными рисунками, гробницы построены по типу домов. Со времен культуры Меримде известны фигурки животных. Один из наиболее распространенных мотивов в керамике – изображение лодки с кабиной и мачтой с символом бога (вероятнее всего, Хора). В эту эпоху появляются первые храмы (Нехен, Дендера). Западная Дельта ведет оживленный торговый обмен с сирийскми портами, в особенности с Библом, о чем свидетельствуют египетские ремесленные изделия, обнаруженные во многих городах Сирии. Вероятно, что в это время в Дельте было всего два города (Саис и Буто).

В антрополигеческом плане население Древнего Египта было смешанным. Обнаружены черепа не только средиземноморской белой расы, но и негроидной и даже кавказоидной, по типу близкие к дравидам. Можно предположить несколько волн заселения Египта, начиная с 5 тыс. – негроидную с юга, средиземноморскую с северо-востока и кавказоидную (?) – морским путем через Бахрейн, Аравию, а затем по Востлочной пустыне, в которой находят немало изображений лодок с кабиной и мачтой, принадлежавших, может быть, легендарному племени Хора. Тем не менее, в культуре 5–4 тыс. не наблюдается резких скачков, которые можно было бы приписать появлению того или иного нового народа. Согласно египетской мифологии, это время было эпохой богов и полубогов, правивших на протяжении тысячелетий. Одна из возможных дат введения египетского календаря (начало цикла Сотис в 1460 юлианских лет = 1461 египетский год из 365 дней, соответствующее первому появлению Сириуса на горизонте после 70 дней отсутствия) – 4242 г. до н. э. примерно соответствует началу земледелия в

Египте (на несколько тысячелетий позднее, чем на Ближнем Востоке). Гарантий того, что календарь был введен именно в эту эпоху, конечно же, нет, но тем не менее очевидно, что он древнее, чем начало государственности в Египте, а следующая дата по циклу Сотис – 2782 г. до н. э. приходится слишком поздно для введения календаря. Возможно, впрочем, что изначально календарь не был связан с Сириусом (Сотис) и состоял лишь из 360 дней (12 месяцев по 30 дней).


б) «Предцивилизация» на Ближнем Востоке

В 10—9 тыс. до н. э. в Палестине и Сирии существовали стоянки натуфийской культуры (датировки в этом разделе весьма примерны и опираются в основном на данные радиоуглеродного анализа, они могут быть и более древними, даже тысячелетие не всегда можно установить с точностью). Наряду с охотой и рыболовством, их обитатели занимались собирательством, появилось новое орудие – жатвенный нож, обнаружены также каменные ступы для шелушения зерна и корзины для его хранения и сушки. В Курдистане в пещере Шанидар и рядом с ней найдены предметы мезолитической стоянки 11—9 тыс. Возможно, что ее обитатели впервые приручили овцу.

В Иерихоне в 8–7 тыс. существовало поселение докерамического неолита, окруженное стеной из бутового камня толщиной 1,7 м, сохранившейся в высоту до 4 м. Из того же материала была возведена и башня высотой 8 м. Само поселение имело не менее 2000 обитателей и занимало площадь 2,3 га. Жители Иерихона, по-видимому, собирали дикую пшеницу и ячмень, содержали коз, собак и кошек. Глиняной посуды еще не было, господствовали кремневые и костяные изделия труда. Сохранились глиняные маски, надевавшиеся на черепа согласно погребальному ритуалу. Поселение было разрушено пришельцами с севера.

Около 7000 г. до н. э. появляются раннеземледельческие поселения. Одно из них – культура Чатал-Хююка второй половины 7 – первой половины 6 тыс. В Анатолии. Земледельцы выращивали 14 видов растений, в основном различные виды пшеницы, ячмень и горох. Возможно, что уже началось и приручение крупного рогатого скота. «Столицей» равнины, на которой находилось 22 поселка, было селение Чатал-Хююк, руины которого занимают территорию в 12 га. Оружие и орудия труда обитатели Чатал-Хююка изготовляли из камня и кости, в большом количестве использовался обсидиан, жители поселения были знакомы с медью и свинцом. Появляются костяные ложечки, украшения и даже обсидиановые зеркальца.

К 7 тыс. в горах Загроса, на территории Курдистана, складывается неолитическая культура типа Джармо. Земледелие и скотоводство были основным источником ее существования. Наряду с кремневыми и костяными орудиями, скребками для обработки шкур появляется уже изогнутый серп.

В 7 тыс. земледельческо-скотоводческие племена гор Загроса начинают расселяться на окраинах Месопотамской низменности. Первыми появляются поселения пастушеских племен (например, Али-Кош в предгорьях Загроса в юго-западном Иране). В долинах притоков Тигра, а затем в Верхней Месопотамии по Евфрату в 6 тыс. появляется рседлая культура земледельуев и скотоводов Хассуны (Телль ас-Савван и Ярым-Тепе). Здесь стали применяться ранние формы искусственного орошения. Основу хозяйства составляли развитое скотоводство и земледелие. Поля обрабатывались деревянными мотыгами с массивными каменными наконечниками, а урожай снимали с помощью серпов, у которых мелкие кремневые вкладыши образовывали зубчатый край. Медные изделия не получили еще широкого распространения. В погребениях найдены сосуды из желтовато-кремового слоистого алебастра и каменные женские статуэтки, глаза которых инкрустированы битумом и белой раковиной, на голове – высокий убор. Керамические изделия – плоскодонные сосуды типа шаровидной амфоры с короткой прямой шейкой или широкие амфоры. Они плохо обожжены и имеют бледно-розовую окраску, многие покрыты процарапанным узором «насечкой». Подобную керамику сменяют сосуды т. н. стандартной хассунекой керамики, покрытые ангобом (декоративным керамическим стекловидным покрытием) или лощеные, с простыми прямолинейными узорами.

Высшим этапом культуры Хассуны явилась ступень Самарры. Керамика из Самарры украшена «плетеным» орнаментом. Посуда разнообразна по форме, особенно много тарелок. Узор значительно более сложный, чем в Хассуне: по концентрическим кругам изображены птицы, козлы, женщины с развевающимися волосами. Племена Самаррской группы продвигаются на юг по Тигру и Евфрату в Южное Двуречье (Абу-Шахрайн).

В Северной Месопотамии, на севере Сирии и Армянском нагорье в 5 тыс. появляется халафская культура, в которой значительного развития достигают гончарное дело и металлургия. Полихромная керамика сменяет более древнюю монохромную, встречаются сосуды в форме животных, фигурки животных и женщин. Подобная по уровню развития культура формируется в Хузестане, на территории будущего Элама. Пастухи и земледельцы засвидетельствованы здесь уже с 7 тыс. (Али-Кош). Во второй половине 7 тыс. у них появляются бусы из кованой меди, в первой половине 6 тыс. – глиняная посуда, украшенная расписными узорами.

На основе культур Абу-Шахрайна и Хаджи-Мухаммеда (первая половина – середина 5 тыс. до н. э.) в Нижней Месопотамии в последней трети 5 тыс. складывается убайдская культура. Центрами ее поселений были монументальные храмы на платформах. Храм Эреду (Абу-Шахрайн) VI имел размеры 26,5 на 16 м. Жители занимались рыболовством и охотой, сеяли эммер (полбу), ячмень, лен, сезам (кунжут), сажали финиковую пальму, разводили овец, коз, свиней, ослов и крупный рогатый скот. Развивалось и ремесло. Превосходна убайдская керамика. В конце периода появляется ранняя форма гончарного круга – круг с медленным вращением. В ряде могил обнаружены глиняные модели лодочек. Статуэтки убайдской культуры изображают нагих стройных женщин (реже мужчин) с деформированным лицом. Широко распространяется в эту эпоху искусство глиптики, т. е. резьбы на каменных и других печатях. Металлические предметы сохранились в небольшом числе, терракотовые модели убайдских проушных топоров свидетельствуют о широком распространении техники литья.

С середины 4 тыс. в период культуры Варки расписную керамику сменяет гладкая серая и красная посуда четких форм, изготовленная на гончарном круге. В Эламе в это время появляется земледельческо-скотоводческая культура типа Сузы А (первая пол. 4 тыс.). Сузы достигают в длину почти 800 м, окружены глинобитной стеной. Керамика покрыта геометрическими узорами, есть и изображения животных, и здесь исчезают расписные сосуды, появляются плоские топоры, долота, иглы и зеркала из меди, медные булавки в виде фигуры какого-либо животного, появляется и гончарный круг.

В Верхней Месопотамии возникает культура «Северного Убай-да», соединяющая местные, халафские традиции и южные, убайдские элементы. К концу 4 тыс. появляется даже медный серп, становятся известны сплавы меди с другими металлами, изготовляются различные золотые украшения, в гробницах (Тепе-Гавра) появляются богатый корабельный инвентарь, украшения из золота и электра (сплав золота с серебром), бусы из лазорита, сердолика и бирюзы. В одной из гробниц обнаружено 25 тыс. таких бус. В верховьях реки Хабур (Телль Брак) в конце 4 тыс. вырос крупный центр площадью 50 га, где к концу 4 – началу 3 тыс. был возведен монументальный «храм священного ока».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Книги похожие на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Рeбрик

Виктор Рeбрик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.