» » » » Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья


Авторские права

Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья

Здесь можно купить и скачать "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентАлетейя316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-906910-51-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать бесплатно онлайн.



Эта книга родилась на основе курса лекций по истории Древнего Востока и Египта, читавшегося автором в Латвийском Университете (Рига) осенью 2000 г. Лекционный характер обусловливает некоторые особенности книги (в частности, отсутствие примечаний). Автор не стремится заменить существующие академические истории (см. библиографию в конце книги), а также сказать нечто совершенно новое по каждой из рассмотренной в книге теме. Его задача состоит в изложении новой концепции истории и доказательстве ее на конкретном материале древней истории.

Книга мыслится в качестве пособия для студентов-гуманитариев, а также для всех, интересующихся проблемами истории и ее осмысления.






Подводя итог нашему выборочному обзору «предцивилизации», можно отметить, что в эту эпоху происходит переход к земледелию, уже существуют города, значительно имущественное неравенство, заметно наличие довольно сложных религиозных культов и представлений. Однако в целом общество еще остается во многом традиционным, материальная культура находится на сравнительно низком уровне и нет особых оснований считать, что цивилизация автоматически вырастает из «предцивилизации». Появление цивилизации – результат резкого «скачка», разрушающего привычный уклад жизни.

Ранняя архаика (протодревность)

I период (Старый свет – 3050–2800 гг. до н. э., Новый свет – 50 г. до н. э. – 200 г. н. э.)

В каком порядке излагать историю? Традиционно, уже с эпохи Диодора (I в. до н. э.), ее начинают с Египта. То же мы видим и в старом советском учебнике истории древнего мира для 5 класса средних школ. В более новой исторической литературе (Дьяконов, Заблоцка, Васильев) изложение часто начинают с Месопотамии. При этом не всегда высказывается, но часто подразумевается, что именно там и «начинается история» (ср. заголовок книги Крамера «В начале был Шумер»). Разуму свойственно пытаться свести все к единому источнику, а первыми «вавилоноцентристами» были уже авторы Библии, создавшие рассказ о Вавилонской башне (Быт. 11). Мы придерживаемся мнения, что различные цивилизации возникают независимо друг от друга, хотя вскоре и подвергаются взаимным влияниям. Поэтому мы предпочитаем формальный «географический» принцип изложения истории цивилизации – с запада на восток. Вначале мы будем излагать историю цивилизаций Старого света, затем – Нового, что тоже довольно условно. Преимуществом такого подхода является то, что для каждой цивилизации в таком случае находится соответствующее место во времени (по оси времени) и в пространстве (по линии запад-восток, начиная с Гринвича). В 3 тыс. наиболее западной цивилизацией была египетская, поэтому с нее и начнем.

§ 8. Мифическая и реальная история Египта Раннего царства

Уже древнегреческие историки (Геродот, Диодор) оставили описание истории Египта. Они сохранили имена наиболее известных царей, однако, наряду с реальными фактами, в их описаниях содержались различные мифические истории, а в последовательности царствований были допущены анахронизмы. Сохранилось, хотя и неполностью, также написанное по-гречески сочинение египетского жреца и историка Манефона (около 300 г. дон. э.), в котором история Египта разделялась на 3 томоса и 31 династию. В списке перечислялись имена царей и называлось количество лет их правления, иногда давались краткие сообщения о них. Отрывки из Манефона сохранились у раннехристианских историков – Секста Юлия Африкана, Варвара, Евсевия, в них содержатся противоречия в именах царей и количестве лет их правления. Манефону приписывалась также книга «Сотис», носящая следы христианской правки. Дошла и хронология царей Фив (Псевдо-Эратосфен). Мы считаем более достоверным текстологически список Африкана, хотя уже и в нем есть неточности. Подобный список царей существовал уже во времена Геродота, о чем свидетельствует его упоминание о 341 царе Египта, правивших до персов, что близко к Манефону в версии Африкана (343 царя). Существуют также иероглифические египетские списки царей и погодные записи об их деятельности – «Палермкий камень», «Туринский папирус», «Таблици из Саккары», «Царские списки» Нового царства и т. д., однако их использование затрудняется тем, что каждый правитель имел в своей титулатуре по нескольку имен (до 5), поэтому идентификация отдельных царей оказывается весьма трудной.

По Манефону, вначале правят 7 богов, начиная с Гефеста (Птаха), затем 9 полубогов, начиная с Хора. Диодор приписывал Исиде изобретение земледелия, Тоту – письменности и государственного устройства, Осирису – завоевание всего мира.

Возможно, что начало правления богов (у Африкана – 6963 г.) изначально связывалось с началом цикла Сириуса в 7162 г., правление полубогов начиналось в 5900 г., а 1 династия Менеса – в 5688 г. (очевидно, изначально в 5702 г. – начало нового цикла Сотис). В т. н. «Старой хронике» начало правления богов относят к 6710 г., что также достаточно близко к апокатастису 7162 г. В. В. Струве в своей реконструкции текста Манефона (Манефон и его время. Л. 1927) опирался на болюю позднюю дату цикла Сириуса – 4242 г.

Тем не менее, столь раннее начало государственности в Египте не соответствует археологическим данным. Как уже отмечалось выше, в 4 тыс. Египет находится на стадии «предцивилизации», которую, при желании, можно сопоставить с правлением божественных династий. Поэтому начало 1 династии приходится переносить в конец 4 – начало 3 тыс., тем более что археологические данные показывают, что герзейская культура в Египте существовала одновременно с поздним периодом культуры Джемдет-Наср в Месопотамии, об этом свидетельствуют обнаруженный и в Египте, и в Месопотамии мотив переплетающихся змей, изображения лодок с высокой кормой, «владыки зверей» на нноже из Джебель-эль-Арака и печати из Джемдет-Насра, найденные среди инвентаря в захоронениях герзейской культуры. Трудно сказать, шла ли речь о вторжении новых племен или о культурной диффузии, во всяком случае, следы месопотамского влияния в Египте вскоре исчезают.

Египтологи объединили династии Манефона в «царства»: Раннее царство (1–2 династии), Старое или Древнее царство (3–6 династии), 1 переходный период (7—10 династии), Среднее царство (11–12 династии), 2 переходный период (13–17 династии), Новое царство (18–20 династия) и Поздняя эпоха (21–31 династии). Однако на «Палермском камне» упоминаются имена царей до династического периода, которых можно выделить в «нулевую» династию (В. М. Флиндерс Питри), соответствующую полубогам Манефона, правившим якобы в 5900–5688 гг.

Египетская хронология, как и вообще хронология Древнего Востока 3–2 тыс., вызывает множество споров. Количество реальных дат (поциклу Сириуса и т. д.) очень невелико, большую роль играют синхронизмы. В области египетской хронологии существуют редукционистские (начинающие историю Египта около 2850 или 2782 гг.) и гиперредукционистские (Великовский, Роль), вычеркивающие из нее еще несколько столетий, течения. С другой стороны, калиброванные согласно дендрохронологии даты радиоуглеродного анализа требуют сдвинуть начало египетской и месопотамской истории примерно к 3400 г. На этом фоне хронология, принятая Перепелкиным, с началом египетской истории около 3000 г., выглядит наиболее умеренной. В дальнейшем мы будем следовать ей, сознавая условность всех «точных» дат (как минимум + /-10 лет). По этой хронологии, вторая династия заканчивается около 2778 г. Таким образом, ко времени нашего 1 периода относится правление «нулевой» и первых двух династий, называемых тинисски-ми (так как согласно Манефону, легендарный царь 1 династии Менее и 2 династия происходили из города Тина в 8 верхнеегипетском номе), т. е. вся эпоха т. н. Раннего царства. Согласно Манефону, эти династии правят в 5900–5131 гг. (полубоги – 5900–5688 гг., 1 династия – 5688–5433 гг., 2 династия – 5433–5131 гг.).

Начнем с «нулевой» династии. К ней относятся цари (название «фараон» – великий дом употреблялось в Египте лишь с 18 дин.) Хор Скорпион, Хор Двойник, Хор Сом (или Нармер). 1 династию следует начинать с Хора Бойца (Аха), которого, возможно, следует сопоставить с засвидельствованным греками легендарным Миной. От этих царей сохранились палетки с рисунками и иероглифами, обозначающими имя царя. Гробницы царей «нулевой», 1 и 2 династий находились возле Абидоса. Возможно, что уже эти цари владели и Верхним, и Нижним Египтом, и поэтому неправильно традиционное представление о Менесе (Хоре Бойце) как объединителе страны. Возможно, что идея о первом царе Менесе родилась вследствие того, что первым царем, при котором стало вестись «летописание», был Хор Боец. Со времени 1 династии появляются деревянные и костяные ярлыки-дощечки, помеченные наименованием (в честь какого-либо выдающегося события) того или иного года. Древнейшие из них относятся к эпохе Хора Бойца.

Иероглифические надписи с именами царей дошли уже от «нулевой» династии (см. Р. Kaplony. Die Inschriften der agyptischen Frtihzeit. Bd. I–III+Supplementbd. Wiesbaden 1963—64). Ранняя иероглифика предстает перед нами уже в готовой форме и с самого начала имеет фонетические чтения (хотя форма иероглифов несколько архаична и окончательный канон устанавливается к 4 династии), что странным образом совпадает с утверждениями египтян и греков о том, что иероглифы были изобретены одним человеком (или богом) Тотом (Гермесом Трисмегистом). Египетские иероглифы представляют собой во многом уникальную систему (что исключает возможность их происхождения от шумерской пиктографии), не очень удобную с современной точки зрения, однако свидетельствующую о том, что у египтян происходит переход от образного мышления к логическому. Своему названию «иероглифы» (священные знаки) они обязаны грекам, греки же считали, что каждый иероглиф означает отдельное слово и имеет символическое значение. После дешифровки иероглифов в XIX в. стало понятно, что система иероглифов не является ни в строгом смысле «иероглифической» (или идеографической: один знак – одно понятие), ни чисто фонетической. Чуть более 730 иероглифов (по Гардинеру, в эллинистическую эпоху их число выросло до нескольких тысяч) можно разделить на несколько групп:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Книги похожие на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Рeбрик

Виктор Рeбрик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.