» » » » Борис Ракитский - Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление науки о социальной политике


Авторские права

Борис Ракитский - Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление науки о социальной политике

Здесь можно купить и скачать "Борис Ракитский - Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление науки о социальной политике" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство ЛитагентПробел-20002cfcdc25-6757-11e5-b6ff-002590591ed2, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Ракитский - Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление науки о социальной политике
Рейтинг:
Название:
Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление науки о социальной политике
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-98604-600-6, 978-5-98604-601-3, 978-5-98604-602-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление науки о социальной политике"

Описание и краткое содержание "Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление науки о социальной политике" читать бесплатно онлайн.



Во втором томе читателю предлагается ряд работ о социальной политике в той последовательности, как они писались. То есть за основу взята историческая канва формирования учения о социальной политике. При этом пришлось прибегнуть к самоограничению, а именно: печатать только избранные работы, а не все подряд. Иначе потребовался бы ещё один том, а то и два.

Ракитский Б.В.






Нам всё время внушают, что частный капитал – самый умный и рачительный хозяин, прекрасный организатор. Если так, пусть показывает это, создавая новые предприятия. Нет, ему отдай готовое, уже действующее, да ещё дай льготы по налогам и платежам. В последние годы государство клянётся, что старается создать равные условия для всех форм собственности. Но жизнь показывает иное. Негосударственным формам (кооперативы, совместные предприятия, частные фирмы) делаются поблажки, а государственные работают со связанными руками и ногами. Многие частные и кооперативные формы (не говоря уж об СП) паразитируют на государственном секторе. Передача госпредприятий в полное хозяйственное ведение трудовых коллективов пресекло бы это паразитирование.

Рабочие видят нечестную суету вокруг приватизации, ожидают, что их ограбят ещё раз и по-крупному. Вот почему многие начинают соглашаться на разные варианты раздела госсобственности (льготная продажа акций, приватизационные чеки и т. п.). Товарищи, не питайте иллюзий! Чтобы стать капиталистом, акций на 10 и даже на 15 тыс. руб. мало. Даже сами авторы программ «справедливой приватизации» признают, что буквально в считанные годы 80–90 % всей собственности сосредоточатся у нескольких процентов населения (у собственников). Это известные закономерности рынка. Народный капитализм – это утопия, его никому ещё не удалось осуществить. Приняв приватизационные чеки или акции, мы очень быстро лишимся даже формальных прав на собственность. Произойдет экспроприация экспроприированных (ограбление ограбленных). Передача же государственных предприятий в полное хозяйственное ведение трудовых коллективов позволяет избежать делёжки (нет при делёжке справедливых вариантов) и потери прав собственника.

Не следует идти на продажу земли и недр в частную собственность. Пусть каждый, кто хочет заняться сельским хозяйством, получит землю бесплатно и навечно (до тех пор, пока он и его преемники занимаются сельским хозяйством). Крестьянин может сдать землю, получив компенсацию сделанных затрат и продав строения и инвентарь. Если же мы заведём у себя землевладельцев, сдающих землю в аренду, продающих землю и т. п., то нам придётся содержать новых помещиков, а это удорожит сельхозпродукцию. Продажа земли рискованна для положения крестьянина. Его будут сгонять с земли и эту же землю давать в аренду на кабальных условиях.

На селе так же, как и в городе, люди должны иметь право сами определить, какая форма собственности и хозяйства им нужна.

3.5. Радикальная экономическая реформа

Радикальная – значит коренная, исчерпывающая до конца причины неблагополучия. У нас сплошь и рядом под радикальностью подразумевают совсем другое – быстроту действия, безоглядность действия. Тут надо быть начеку. Упор на скорость и чрезвычайность действия, на реформистский прорыв, как выразился Б. Н. Ельцин, вызывает особую тревогу. Наши власти пытаются воспользоваться дымовой завесой радикальности и чрезвычайности для восстановления и укрепления антидемократических порядков. Б.Н.Ельцин впрямую пообещал ухудшение социальной защищённости, нарушение социальной справедливости. Он решил заставить нас потерпеть и временно пожертвовать своими интересами в пользу интересов предпринимателей. Б.Н.Ельцин взял на вооружение подходы программы «500 дней» и программы кабинета В.С.Павлова. Суть этих подходов – в быстром оформлении класса крупных собственников, которые стали бы хозяйствовать у нас методами западных экономик. Б.Н.Ельцин призывает народ добровольно согласиться на жертвы, а на случай несогласия и протестов запасся чрезвычайными полномочиями[19].

Б.Н.Ельцин и его соратники действительно имеют сейчас доверие большинства народа. В наших интересах, чтобы это доверие было израсходовано не в ущерб народу. Если экономическая реформа требует напряжения сил, если она неизбежно связана с определёнными трудностями, то напряжения и трудности должны быть распределены справедливо, а не лечь односторонне на плечи рабочих и других рядовых тружеников.

В чём должна состоять экономическая реформа? Туманный ответ таков: в переходе к рынку. Давайте уясним конкретно, каков набор задач и мер этого перехода и каких результатов надо добиться при проведении реформы.

Первое из важнейших дел – сокращение военного производства и армии. Страна тратит на вооружение так много сил и средств, что не остаётся на нормальное жизнеобеспечение населения. В милитаризации экономики – самая долговременная причина разбалансированности. Конверсия военно-промышленного комплекса (то есть превращение его в гражданский) – дело сложное, связанное с потерями и мощностей, и кадров. Рабочие выступают за разработку чёткой и серьезной государственной программы конверсии, за надёжный народный контроль за осуществлением этой программы и готовы взять на себя часть трудностей, связанных с конверсией.

Второе дело – освоение демократической организации хозяйства и уход от командно-карательных методов управления. Суть демократической организации – в правах и свободах всех субъектов хозяйственной жизни принимать самостоятельные решения и осуществлять их в рамках законов. Тем самым развязываются инициатива, предприимчивость, хозяйственная активность, но при соблюдении обязанностей, порядка, при достаточной защищенности законных интересов всех участников хозяйственной деятельности.

Рабочее движение против как произвола, так и бюрократизма в хозяйстве. Вольная трактовка законов чиновниками, взятки, протекционизм, волокита и самоуправство мэрий, префектур и президентских наместников так же вредны, как и безответственное командование Госпланов и министерств, обкомов и райкомов. Мы за принятие демократических законов, регулирующих хозяйственную жизнь, за создание квалифицированных органов управления хозяйством и за строжайшее следование законам. Если начнём делать реформу на основе скоропалительных указов и временных решений и распоряжений по преодолению трудностей, то ничего путного не сделаем: ни трудностей не преодолеем, ни нового хозяйственного порядка не создадим. То есть, проводя экономическую реформу, надо не суетиться и шуметь, не метаться как на пожаре, а действовать радикально – готовить и вводить окончательные перемены, рассчитанные на долгие сроки. Людям на предприятиях надоело каждые полгода осваивать новые хозяйственные механизмы. Надо гарантировать, что в своей основе вновь вводимые хозяйственные порядки будут действовать несколько десятилетий. Кто не умеет готовить окончательные решения, а готов без конца шить да пороть и перешивать – тот для проведения радикальных экономических реформ непригоден, так как некомпетентен и несерьёзен.

Третье дело – обеспечение надёжных хозяйственных связей. В тоталитарной системе надежность хозяйственных связей достигалась на основе команд и административных наказаний. Этот способ уже не восстановить, да и ни к чему. Правда, и Рыжков, и Павлов думали, а теперь вот и некоторые российские руководители думают, что на переходный период (скажем, чтобы пережить зиму) можно попользоваться ещё раз командами, пусть и без прежних наказаний. Горбачёв даже издавал указы, обязывающие заключать договора с прежними потребителями. Но из этого мало что выходило и впредь не выйдет. Как способ «взять на испуг» команда ещё кое-где проходит, но строить на ней новый хозяйственный порядок нельзя, нереально.

Строить надежные хозяйственные связи как основу стабильной и эффективной работы предприятий можно только на взаимном доверии и ответственности, на добровольной обязательности и дисциплинированности хозяйственных партнёров. Если говорить конкретнее, то строить надёжные хозяйственные связи надо на договорах, экономической заинтересованности и ответственности, а сверх того – на высокой хозяйственной морали. Чтобы потребовать от трудовых коллективов, от всех хозяйственников (предпринимателей, говоря по-новому) работы на таких принципах, нужно создать в дополнение к имеющимся ряд предпосылок. Чего сейчас для этого недостаёт? Четырех вещей.

Одна из них – убрать госзаказ – этот натуральный оброк с государственных предприятий. Речь не идёт о том, чтобы государственное предприятие не несло никаких обязательств перед государством. Речь идёт о гибельности натурального оброка, о необходимости перейти, образно говоря, на денежный оброк, притом не чрезмерный, а соотнесённый с реальными возможностями предприятия.

Вторая – дать госпредприятиям не меньшие права, чем частным, кооперативным и смешанным. Равноправие так равноправие.

Третья – ввести в хозяйстве деньги. Это сейчас самое важное и больное. Правительство СССР, стремясь сохранить военно-промышленный комплекс и нуждаясь для этого в средствах, пошло на безудержную инфляцию, на бесконтрольный выпуск ничем не обеспеченных рублей. Тем самым было подорвано доверие к покупательной способности советских денег. Предприятия начали защищаться бартером – обменом натуры на натуру. Правительство стало бартер преследовать. В итоге, заключая договор, хозяйственникам нечем измерить ни стимулы, ни санкции. Договорная связь становится ненадёжной. Чтобы договор стал полноценным документом и установились прочные, надёжные хозяйственные связи, инфляцию надо прекратить. Это значит, что правительства должны делать расходы в пределах доходов. Это их обязанность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление науки о социальной политике"

Книги похожие на "Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление науки о социальной политике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Ракитский

Борис Ракитский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Ракитский - Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление науки о социальной политике"

Отзывы читателей о книге "Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление науки о социальной политике", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.