» » » » Михаил Лебедь - Горькое Жито Донбасса


Авторские права

Михаил Лебедь - Горькое Жито Донбасса

Здесь можно купить и скачать "Михаил Лебедь - Горькое Жито Донбасса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентИТРКc7b294ac-0e7c-102c-96f3-af3a14b75ca4, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Лебедь - Горькое Жито Донбасса
Рейтинг:
Название:
Горькое Жито Донбасса
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-88010-437-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Горькое Жито Донбасса"

Описание и краткое содержание "Горькое Жито Донбасса" читать бесплатно онлайн.



Автор родился и вырос на Донбассе, именно поэтому основная часть книги посвящена истории этого края, рассказам о людях, об их характерах и поступках. В заключительной части книги говорится о некоторых событиях начала войны 2014 года на Донбассе, как это виделось непосредственно в местах событий.

Книга представляет интерес для читателей, желающих побольше узнать про историю и жизнь Донбасса, который, к сожалению, в последнее время ассоциируется, в основном, с потерями, разрушениями и войной, развязанной послемайданными киевскими властями против непокорного народа этого региона.






Сегодня город Первомайск и его пригороды разрушены обстрелами ВСУ и карательных батальонов. Разрушения, быть может, ужасней, чем во время Великой Отечественной войны.

Что делать? Как жить? Как выживать? Что дальше будет? Эти вопросы буравят мозг каждого из жителей, оставшихся в живых, не покидая их уже какой год. Интуитивно многие чувствуют, что ответ находится в этой же популярной горькой песне, появившейся задолго до сегодняшних событий, поддерживающей и сплачивающей народ, преобразившейся согласно сегодняшней ситуации.

По полю танки вновь грохочут,
Нам предстоит жестокий бой.
А молодого ополченца
Несут с пробитой головой.

Заплачет горько мать-старушка,
Слезу смахнет седой отец.
И дорогая не узнает,
Какой танкиста был конец.

Единство взгляда на сегодняшнюю ситуацию у оставшихся в живых непоколебимое: все, что должно решиться, даже если кровью и железом, оно так и решится. Донбасс выбирает жизнь!

Наша история

Эта книга начнется – специально для читателей, не знакомых с Донбассом, – с рассказа о нашем крае и экскурсии по истории и некоторым особенностям Донбасса, в большей своей части по Луганской области. Затем будут материалы по языковой ситуации в регионе, материалы о памятниках устного народного творчества – шахтерских сказах. Далее последуют рассказы о реальных людях, разных, но типичных и достойных представителях Донбасса. В заключительной части будут изложены и прокомментированы некоторые события и факты, как они виделись вблизи мест событий.

Ознакомительная экскурсия начнется с напоминания, что лет 300–400 назад[5] не только Донбасс в современном понимании, но и вся примыкающая к Донбассу лесостепь и Приазовье назывались Диким полем. В те времена эта местность постоянно подвергалась нашествиям или с востока, со стороны восточных племен, живших за Доном и Волгой, или с юга, где не прекращались войны с Турцией, или с запада, со стороны обезумевшей Речи Посполитой, закономерно движущейся к своему окончательному разделу и исчезновению. Людям опасно было здесь жить без специальной организации своего общества и быта, без вооруженной защиты.

Территория, имевшая в то время название Дикое поле, располагалась по современным Луганской и Донецкой областям. Относилась она к Российским владениям, к Воронежскому губернатор ству, а позже Луганск – к Харьковскому, а Донецк (тогда Юзовка, а еще раньше – поселок Подгорный) – к Екатеринославскому (ныне Днепр, а еще раньше – Днепропетровск). Для того чтобы эта местность могла удерживаться в государственности и могла развиваться, ее надо было заселить и организовать. Поэтому правители государства Российского приглашали сюда и допускали на поселение многих желающих, с одним условием – содержать войско для охраны рубежей.

Заметным было заселение донбасского края беженцами с Балканского полуострова, спасавшимися от турецкого притеснения. В основном это были сербы, хорваты, черногорцы и болгары. Поэтому и сегодня здесь сохранились характерные названия, например: Рубежное, Славяносербск, Штеровка, Дружковка, 4-я или 13-я рота, а также звучащие по-гречески Иллирия, Андреанополь, Анадоль, Константинополь. Если название Славяносербск понятно и без объяснений, то Штеровка – это центральное поселение князя-серба Штерича, Дружковка – поселение князя-серба Дружича. А названия типа 4-я или 13-я рота происходят от места размещения войсковых частей, которые содержали знатные беженцы, допущенные жить на этой территории. Даже сейчас можно заметить, что по долине Северского Донца в одном поселении живут преимущественно казаки, в другом – сербы, в третьем – болгары, которых путают с цыганами, и т. д. Есть среди этих поселений и село Хорошее, и станица Счастье, и поселок Райгородок, названия которых говорят сами за себя – наверное, хорошо подошли донецкие земли для переселенцев.

К этому же времени я отношу и появление своих предков в этой местности. По рассказам отца, они вышли из хутора Тернового Сумской области, т. к. там уже не хватало свободных земель для разрастающихся семейств, да и земли там бедноваты, супесчаные. Сумские предки-переселенцы двинулись на восток, некоторые семьи продвинулись не только в Донбасс, но и в Ростовскую область, в Волгоградскую, некоторые – в Казахстан, некоторые – в Челябинский край, в Барабинские степи, а некоторые – в Забайкалье, в Читинскую область и даже на Сахалин.

Те предки, от которых произошло наше семейство, дошли до речки Айдар и южнее Евсуга образовали свою новую родину – хутор, опять же, Терновый. Это в левой стороне от теперешнего Ново-Александровского конезавода, если ехать из Евсуга на юг в Луганск. А потом продвинулись в Евсуг, в Старобельск, в Садки, на Борисовку, Новопсков, Донцовку, Каменку и Марковку.

Историю предков отец рассказывал нам в детские годы не один раз. Он называл имена своих братьев и сестер, имена братьев, сестер деда Гаврилы, имена прадедов: Аким, Федот, Захар, Дмитрий, Владимир. Казалось, что это запомнится на всю жизнь, но получилось так, что почти все забылось. Поэтому всем нам надо не стесняться, не лениться, а записывать то, что рассказывают старшие.

Однажды я спросил отца, откуда он эту историю знает, и в ответ услышал рассказ о том, что за несколько лет до Первой мировой войны сумская более чем 100-летняя баба Васька (наверное, Василиса или Василина) решила перед смертью проведать всю свою разъехавшуюся родню. Она выехала из сумских Тернов на восток, перебираясь от одной семьи к другой. Побывала и в Евсуге, в дедовой семье, побывала в Старобельске, в Новопскове, в Марковке, уехала в Ростовскую область, оттуда – далее на восток и где-то пропала. Вскоре по этому же пути поехали сумские молодые мужчины, обеспокоенно разыскивающие бабушку. Они ехали по родне и спрашивали:

– Баба Васька у вас была? А куда она дальше поехала?

Нашли, что за Уралом, под Барабинском, баба Васька умерла в поезде, медики сняли ее с поезда и захоронили. Это событие, а также предки, родственники и родственные отношения очень часто обсуждались в семье отца, вплоть до коллективизации 1930-х, которая круто изменила жизнь многих наших семей.

До сюжета о предках разговор шел о том, что разный люд получал разрешение селиться в этом краю и обязывался защищать его на удобном естественном рубеже – долине реки Северский Донец, который в этих местах проходит поперек края с запада на восток и является правым притоком Дона. С этой исторической рекой связан такой интересный факт, что в давние времена представления о том, что здесь является главной рекой, а что – ее притоком, отличались от современного. Рекой Доном именовался современный Северский Донец в его среднем течении и в месте слияния с современным Доном. Об этом факте упоминается в «Слове о полку Игореве», когда говорится, что «…далеко ушел в половецкую степь Игорь, аж до самого Дону», т. е. Игорь дошел аж до Северского Донца. С учетом этого факта высоко вероятным является предположение, что сражение Игоря с половцами в 1185 году произошло на берегах Северского Донца, в то время называвшегося Доном, где-то в районе Славянска, Краматорска, Луганска. В память об этом событии благодаря стараниям местных луганских историков и краеведов в излучине Северского Донца у станицы Луганской установлена скульптурная группа «Князь Игорь и его дружина».


Скульптурная группа «Князь Игорь и его дружина» у станицы Луганской


Начиная с некоторого времени в письменных документах появилась искаженная форма названия этой реки – Северный Донец, сохраняющаяся в разговорной речи до настоящего времени. Такое искажение стало возможным из-за забвения историко-географического названия местности, откуда эта река берет начало, Северской земли – обширной территории в бассейнах рек Сейма и Десны в соседних Сумской и Курской областях. В наше время благодаря усилиям краеведов постепенно восстанавливается употребление исторически правильного названия – Северский Донец.

Места эти были тогда мало заселенными, и народ передвигался свободно, в соответствии со своими потребностями. Так, например, в районе теперешнего города Славянска в Донецкой области в озерах варили соль. Про эту местность в Донбассе все знают. Во-первых, если возьмешь пачку соли в Донбассе, а то и в Москве, у кого-нибудь на кухне, то наверняка там будет указана соляная фабрика из Славянска или из Артемовска, который рядом. Во-вторых, там же, в Славяногорске, есть санаторий с солевыми ваннами, где многие читатели могли побывать на санаторном лечении. Соль эту варили и приезжающие из Чернигова, Полтавы, Сум и т. д., и приезжающие с Дона, и мордва, и чуваши, и татары. Уживались мирно все.

Но постепенно стали конфликтовать за владение отдельными участками этого края Запорожское казачество и Донское. В середине 1700-х годов царица Елизавета Петровна своим указом разграничила зоны влияний Запорожского и Донского казачеств долиною речки Кальмиус. Некоторые историки считают, что Кальмиус – это та легендарная речка Калка, где в 1230 году произошло первое сражение княжеских войск с передовыми монголо-татарскими войсками.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Горькое Жито Донбасса"

Книги похожие на "Горькое Жито Донбасса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Лебедь

Михаил Лебедь - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Лебедь - Горькое Жито Донбасса"

Отзывы читателей о книге "Горькое Жито Донбасса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.