» » » » Александр Махнач - Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма


Авторские права

Александр Махнач - Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма

Здесь можно купить и скачать "Александр Махнач - Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Махнач - Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма
Рейтинг:
Название:
Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9270-0321-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма"

Описание и краткое содержание "Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма" читать бесплатно онлайн.



В монографии изложены результаты комплексного теоретико-эмпирического исследования важной научной проблемы – жизнеспособности человека и семьи. Обосновывается возможность методологии системного и экологического подходов к теме жизнеспособности человека – нового для отечественной психологии объекта изучения. Представлена авторская концепция структурно-динамического подхода к понятию «жизнеспособность человека», проводится его концептуализация и операционализация.






Экологическая модель Ю. Бронфенбреннера демонстрирует существенное смещение акцентов в содержании изучаемых аспектов психического развития ребенка. По мнению ряда исследователей, внимание должно быть сосредоточено на тщательном анализе особенностей повседневного поведения детей в реальных условиях их жизни – от непосредственного, ближайшего окружения в семье вплоть до широкого социального и даже исторического контекста (Bronfenbrenner, 1979; Kuhn, 1978; McCall, 1977; Wohlwill, 1980). В этом подходе к высокозначимым переменным относятся, например, все виды «жизненного пространства» ребенка, выполняемые им социальные роли и функции, длительность, напряженность и другие характеристики деятельности в тех или иных условиях, возрастах и т. д. (Бурменская, 1985). И в этом работы Бронфенбреннера созвучны основным постулатам культурно-исторической концепции психического развития Л. С. Выготского. В диссертационном исследовании А. И. Лактионовой, проведенном под нашим руководством, было выявлено, что жизнеспособность подростка оказывает влияние на процессы его социальной адаптации, являясь важным ресурсом развития. Нарушения адаптации возникают не у всех детей, подвергшихся риску, жизнеспособные дети и подростки могут преодолевать трудности и лишения и успешно развиваться (Лактионова, 2010).

Перенося постулаты теории Ю. Бронфенбреннера в социологию, мы наблюдаем близость этого подхода к «драматургическому подходу» во взаимоотношениях человека Э. Гофмана. По Гофману, общество не гомогенно, мы активно взаимодействуем друг с другом по-разному в различных контекстах. И каждый раз, оценивая контекст, индивид должен понимать, что это не контекст общества в целом, а только конкретный контекст взаимодействия, но при этом существует очень широкий контекст, лежащий за пределами символической интеракции человека с человеком (Goffman, 1959). В рамках модели позитивной социализации этот контекст наполнен драматургией позитивных интеракций (Махнач, 2013 г).

Особую роль в теории Ю. Бронфенбреннера играет активность человека, который благодаря ей реструктурирует для себя свою многоуровневую жизненную среду. Неслучайно исследователи выделяют эту значимую характеристику жизнеспособности – активность (Лактионова, 2013б). По мнению Л. А. Регуш, понять проблемы психического развития каждого конкретного человека можно, «анализируя в комплексе все факторы, взаимодействующие и влияющие на процесс его развития. В качестве одного из таких факторов развития рассматривается активность самого человека» (Регуш, 2006, с. 13–14). Это позволяет анализировать жизнеспособность как одну из базовых характеристик проявления субъектности, поскольку она предполагает высокую социальную активность личности, направленную на преобразование внешней природной и социальной среды и на формирование самого себя в соответствии с заданными целями (Забегалина, 2010).

Отчасти в русле экологического подхода проходят исследования в области психологии среды (environmental psychology); это направление психологии изучает влияние различных физических свойств окружающей среды на человека и адаптацию его поведения в связи с этими влияниями. Близко к этому в исследованиях социальной детерминации личности Л. Г. Дикой была реализована попытка перехода от принципа субъектности к принципу полисубъектности (Дикая, 2007), в соответствии с которым человек как субъект одновременно находится в эпицентре взаимодействия систем разного уровня. В другом исследовании обращается внимание на поддерживающие факторы (факторы защиты) – это люди, социальные институты, события и пр., которые способствуют нормальному психическому развитию вопреки влияниям факторов риска (Регуш, 2006). В этом исследовании подчеркивается роль социального, семейного, культурного контекстов по Бронфенбреннеру.

Таким образом, в модели Бронфенбреннера основной единицей анализа является микросистема, которая относится к непосредственной, воспринимаемой человеком среде (например, воздействие личностных особенностей человека на коммуникацию в семье). Следующий уровень обобщения – мезосистема, к которой относятся связи, существующие между несколькими микросистемами (например, влияние супружеских отношений на родителей и взаимодействие с детьми). Микросистема и мезосистема встроены в экзосистему, ее параметры – явления, которые имеют косвенное воздействие на взаимоотношения в семье (например, влияние распорядка рабочего времени матери на отношения между членами семьи). Наконец, макросистема относится к всеобъемлющим экономическим, политическим, культурным и социальным факторам, которые влияют на человека (например, влияние социального и экономического уровня на функционирование семьи). Такая экологическая перспектива для оценки семьи сопоставима с системными теориями в психологии, которые положены, например, в основу работы многих семейных терапевтов. Изучение феномена жизнеспособности также зависит от условно выделяемых и исторически сложившихся этапов исследования жизнеспособности. Благодаря теоретическим постулатам Ю. Бронфенбреннера, изучение жизнеспособности последних лет проходит преимущественно в русле экологического подхода.

2.5. Теории социального научения и жизнеспособность человека

Еще одним теоретическим основанием к исследованию жизнеспособности человека стала теория социального научения (Дж. Роттер, Н. Миллер, У. Мишел, Д. Доллард, Р. Сирс, А. Бандура, Р. Уолтерс, Д. Гевирц). В изучении личности с позиции теории социального научения произошел отход от идей приоритета подкрепления поведенческого в человеке к пониманию того, что подкрепление имеет явно выраженный когнитивный характер. Важность подкрепления была представлена в понятиях, описывающих мыслящего и познающего человека, который обладает ожиданиями и представлениями. Основная идея теории социального научения отражена в афоризме основателя католического ордена Иезуитов Франциска Ксаверия: «Дайте мне ребенка до семи лет – и я выращу вам человека». Корни современной теории социального научения можно проследить во взглядах таких психологов как Курт Левин и Эдвард Толмен, а изучением социального и межличностного аспектов в рамках этой теории занимались Джордж Мид и Гарри Сэлливан.

К наиболее влиятельным теоретикам социального научения относят Джулиана Роттера, Альберта Бандуру и Уолтера Мишела. К примеру, Дж. Роттер считает, что большая часть навыков поведения человека приобретается или выучивается в значимой для человека среде, изобилующей социальными взаимодействиями с другими людьми (Rotter, 1989). Важным аспектом для нашего исследования в рамках этой теории является то, что ученый опирается на две переменные: мотивационную (подкрепление) и когнитивную (ожидание). Как известно, теория Дж. Роттера описывает поведение индивида в четырех параметрах. Прежде всего, это поведенческий потенциал, к которому в нашем исследовании мы вернемся, когда мы будем обсуждать подходы к исследованию индивидуальных психологических ресурсов. В данном случае поведение индивида автором определяется широко и включает двигательные акты, когнитивную активность, вербализацию, эмоциональные реакции и т. д. Вторая важная переменная – ожидание – это когнитивная переменная, оценка индивидом вероятности того, что определенное подкрепление появится в результате специфического поведения в конкретной ситуации. Ожидания субъективны; и перцепция, и антиципация индивида играют в формировании ожидания решающую роль. Эта переменная представляет для нас интерес с точки зрения объяснений жизнеспособности человека, который выживает в неблагоприятных условиях, опираясь на свои сильные качества. Стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет устойчивость и цельность личности, формирует его жизнеспособность, это особенно важно для нашего исследования. Третьей переменной (мотивационной) является ценность подкрепления. Она определяется как степень предпочтения, отдаваемого индивидом каждому из подкреплений при гипотетически равных возможностях их появления. В понимании феномена жизнеспособности ценность подкрепления является составной частью как защитных факторов, так и факторов риска и уязвимости. Наконец, еще одна переменная (когнитивная), названная в теории социального научения психологической ситуацией, служит важной характеристикой, прогнозирующей поведение индивида. Она важна для того, чтобы понять психологическое значение той или иной ситуации в плане ее влияния на ценность подкреплений и на ожидания. По мнению Дж. Роттера, психологическая ситуация такова, какой ее воспринимает индивид. В связи с этим ситуационный контекст влияет на поведение человека и на психологическую ситуацию. В определении влияния психологической ситуации (а это защитные факторы, факторы риска и факторы уязвимости) для индивида важен аспект прогноза этого влияния и его последствий, а также субъективное восприятие влияния, что во многом объясняет феномен жизнеспособности (Rotter, 1982). Роль психологической ситуации для оценки человеком факторов риска или защитных факторов, т. е. факторов, влияющих в конечном итоге на его жизнеспособность, обсуждалась ранее в работах Л. С. Выготского, а также в русле ситуационного подхода в интеракционистской психологии (Магнуссон, 1983; Edwards, 1984; Magnusson, 1974; Rushton, Endler, 1977).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма"

Книги похожие на "Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Махнач

Александр Махнач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Махнач - Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма"

Отзывы читателей о книге "Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.