» » » С. Танцюра - Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации


Авторские права

С. Танцюра - Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации

Здесь можно купить и скачать "С. Танцюра - Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Беременность, ожидание детей, издательство ЛитагентТЦ Сфера ООО54cae859-6189-11e7-a9a5-0cc47a5453d6, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Танцюра - Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации
Рейтинг:
Название:
Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9949-1408-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации"

Описание и краткое содержание "Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации" читать бесплатно онлайн.



В книге даны психолого-педагогическая характеристика обучающихся с различными нарушениями, модели включения «особых» детей в среду нормально развивающихся сверстников в условиях инклюзии. Обобщен опыт специалистов, представлены индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, рекомендации педагогам и родителям.

Книга адресована учителям-логопедам, педагогам, дефектологам, психологам и родителям.






Инклюзивное, или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) садах и школах. В основе практики инклюзивного образования лежат идея принятия индивидуальности, акцент на разработку индивидуальной образовательной программы (ИОП). Закон Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ОВЗ в г. Москве» рассматривает специальные образовательные условия: образовательные программы, средства коммуникации, педагогические, психолого-педагогические услуги, без которых освоение специальной программы невозможно.

Включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду сопровождается поддержкой психолога и педагога (тьютора). Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун) – новая специальность в отечественном образовании. Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где это – особая исторически сложившаяся педагогическая позиция. Тьютор сопровождает процесс индивидуального обучения в школе, вузе, системах дополнительного и непрерывного образования. В инклюзивном образовании тьютор – специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Задача тьютора – помочь ребенку с особенностями развития адаптироваться к школьной среде, проявить свои способности. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

Сегодня в России должность тьютора официально входит в число должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н и 217н). Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Миздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н).

В настоящее время тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители детей с ОВЗ.

Принципы инклюзивного обучения

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

• Каждый человек способен чувствовать и думать.

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

• Инклюзивное обучение делает акцент на разработку индивидуальной образовательной программы. Это положение закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373).

Варианты обучения в инклюзивном пространстве

• Посещение образовательной организации детей с ОВЗ вместе с детьми без нарушений (включение в группы ДОО, в класс).

• Надомное обучение (сочетание занятий дома и в школе).

• Дистанционное обучение (если нет противопоказаний к работе с компьютером). Сначала родителям предлагается заполнить анкету для дистанционной формы обучения (см. приложение) с целью изучения тех навыков, которыми владеет ребенок с ОВЗ.

Особенности инклюзии

• Инклюзивное образование – новая, недостаточно изученная форма обучения, трудно представить инклюзию в ОО (детском саду, школе).

• Инклюзивное образование предполагает изменение общего образования: ребенок с ОВЗ оказывается в микро-сообществе непохожих на него детей, он учится социализироваться и общаться.

• Инклюзивное образование требует знаний об особенностях детей с ОВЗ, создания сложной и разнообразной среды, в которой бы ребенок себя реализовал.

• Воспитатель, учитель – основная фигура воспитания и образования (он либо блокирует ситуацию инклюзии, либо преодолевает свои предубеждения, экспериментирует, ищет новые методы, приемы и формы организации занятий с ребенком с ОВЗ).

• При обучении в инклюзивной группе (классе) педагоги должны оказывать поддержку родителям ребенка с ОВЗ.

Проблемы инклюзивной формы обучения

Дети с ОВЗ испытывают затруднения в общеобразовательной школе:

– они не могут приспособиться к новому темпу школьной жизни;

– у них не сформирована учебная мотивация;

– наблюдаются низкий уровень регуляции поведения, нарушение характера коммуникации со сверстниками и учителем, недостаточность социальной нормативности;

– редко удается составить эффективную индивидуальную программу коррекционного обучения;

– ребенок оказывается в ситуации искусственной изоляции, дополнительно ограничивающей его возможности социального развития (Е. Л. Черкасова).

Своеобразие развития детей с ОВЗ обусловливает их особые образовательные потребности – потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить ребенок в процессе обучения (В. И. Лубовский).

Особые образовательные потребности выявляются у разных категорий детей с ОВЗ:

– с нарушением слуха (имеется потребность в специальной знаково-языковой системе общения, технических средствах);

– с нарушением речи.

Для развития инклюзивной формы обучения необходимы:

– выработка государственной политики и создание нормативно-правовой базы для инклюзивной формы обучения;

– обязательная профессиональная подготовка учителей для перехода к образовательной инклюзии, подготовка всех участников школьного сообщества;

– вовлечение в процесс развития инклюзивного образования общественных организаций, родительских групп, профессионалов системы специального образования и других заинтересованных участников;

– использование потенциала ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением профессионального психолого-педагогического опыта специальной школы;

– взаимодействие учителей, специалистов и родителей в инклюзивном пространстве (табл. 1).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2014) направлен на обеспечение права на образование «особых» детей. Он предусматривает:

– исключение определения ребенка с ОВЗ как «необучаемый»;

– создание индивидуальных образовательных программ;

– гарантированную систематическую специальную помощь.

Предмет этого стандарта – образование, которое должно быть развивающим, образовывающим, социализирующим. Выделяют четыре варианта инклюзивного образования.

• Первый вариант – цензовый уровень:

– ребенок полностью включен в инклюзивное пространство;

– осваивает основную образовательную программу.

• Второй вариант – цензовый уровень:

– упрощение программы по времени, но программу осваивает;

– повседневные контакты со здоровыми сверстниками;

– поэтапная помощь ребенку.


Таблица 1

Взаимодействие со специалистами, учителями и родителями


• Третий вариант – нецензовый уровень:

– обязательное условие – организация специального обучения и воспитания;

– упрощенность программы, упрощение среды;

– расширение жизненного опыта, социальных контактов.

• Четвертый вариант – индивидуальный уровень:

– определение уровня обучения в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка с ОВЗ;

– среда и рабочее место;

– социальное развитие ребенка (расширение жизненного опыта).

Коррекционная работа выстраивается на основе индивидуальной образовательной программы. Сначала необходимо заполнить данные о ребенке с ОВЗ. Ниже представлена карта учащегося с ОВЗ.

Карта учащегося с ОВЗ

1. Общие сведения о ребенке: ФИО, дата рождения, школа (класс), заключение ПМПК (если имеется в личном деле).

2. Нарушения / тип отклоняющегося развития: ЗПР, ОДА, РДА, нарушения зрения, слуха, речи и др.

3. Характеристика образовательного процесса: класс компенсирующего обучения, интегративный / инклюзивный класс.

4. Режим посещения: надомная форма обучения, дистанционная форма обучения, частичная интеграция (указать, какие предметы ребенок с ОВЗ посещает, какие не посещает).

5. Сопровождение ребенка в процессе обучения в классе / в школе обеспечивается:

– родителями / законными представителями;

– психологом;

– логопедом;

– дефектологом;

– социальным педагогом;

– тьютором.

6. Создание специальных условий в школе: безбарьерная среда, рабочее место для ребенка с ОВЗ, техническое оснащение (если нужно).

7. Разработка ИОП (ИОП должна быть согласована с родителями / законными представителями, подписана ими).

8. Оказывается ли ребенку психолого-педагогическая помощь на базе специального (реабилитационного, коррекционного и др.) центра, какими специалистами (договором между школой и центром).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации"

Книги похожие на "Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Танцюра

С. Танцюра - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Танцюра - Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации"

Отзывы читателей о книге "Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.