» » » » Константин Романов - Психологическая культура личности


Авторские права

Константин Романов - Психологическая культура личности

Здесь можно купить и скачать "Константин Романов - Психологическая культура личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Романов - Психологическая культура личности
Рейтинг:
Название:
Психологическая культура личности
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-450-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическая культура личности"

Описание и краткое содержание "Психологическая культура личности" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлены теоретические основы понимания психологической культуры: функции, структура, происхождение, виды, этнические особенности, а также методические условия формирования у школьников и студентов. Предназначено для студентов психологических специальностей, аспирантов, преподавателей психологии, школьных психологов, учителей.






Дифференциация познавательных процессов, входящих в структуру когнитивного компонента психологической культуры очень важна, поскольку позволяет привлечь для анализа имеющиеся в общей психологии теоретические знания и методический аппарат. Однако при этом надо иметь в виду, что в классической психологии исследование познавательных процессов осуществлялось на предметном материале. Человек – это особый объект познания. Предметом познания здесь выступает особая душевно-духовная реальность, не обладающая никакими известными физико-химическими свойствами, и не подчиняющаяся фундаментальным законам естествознания. Поэтому и психические процессы, вовлеченные в познание человека, нельзя отождествлять с процессами, занятыми в познании предметного мира. В отечественной психологии эту проблему наиболее остро поставили такие ученые, как А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, К. М. Романов и др.[31] [32]. В работах названных авторов представлен сравнительный анализ мышления, памяти и воображения, функционирующих в предметном и социальном контексте. В результате были выделены довольно существенные различия между ними по содержанию, происхождению, функциям, механизмам функционирования, закономерностям развития, сложности и др. Они обосновывают необходимость и возможность говорить о психологическом и предметном мышлении, психологической и предметной памяти, психологическом и предметном воображении, психологическом и предметном восприятии. Познавательные процессы, входящие с состав когнитивного компонента психологической культуры являются психологическими по содержанию, характеризуются особыми механизмами функционирования и закономерностями развития, имеют более раннее происхождение, отличаются повышенной сложностью, входят в структуру личности и самосознания субъекта. В отличие от предметно ориентированных познавательных процессов, они очень плохо изучены.

Ведущее место в структуре когнитивного компонента психологической культуры занимает мышление. Одновременно оно является и наиболее изученным из них. Психологическое мышление определяется как система умственных действий, на основе которых осуществляется познание человеком других людей как субъектов, личностей и индивидуальностей. В качестве «объекта» психологического мышления может быть и сам субъект, и даже социальная группа. Содержательную специфику этого мышления составляет именно психологическая сущность человека или социальной группы. Отсюда и его название – психологическое, а не социальное. Последний термин больше распространен в литературе, однако, он представляется более широким по содержанию и потому не вполне адекватным.

Психологическое мышление выступает как личностный инструмент постановки и решения именно психологических задач. Последние возникают в процессе субъектно-субъектных отношений: в профессиональной деятельности и в ситуациях повседневного общения людей. Поэтому оно является наиболее распространенным среди людей. У человека может не быть, например, химического, технического или какого-либо другого вида мышления. Но он не может обойтись без психологического мышления, поскольку, как социальное существо, не может существовать без контактов с окружающими людьми. Можно сказать, что это мышление является необходимым условием социального бытия человека, неотъемлемой частью его личности и элементом психологической культуры.

Психологическое мышление опосредует общение человека не только с другими людьми, но и с самим собой. Поэтому оно глубоко встроено в структуру самосознания и вносит существенный вклад в построение образа Я. Будучи не только когнитивным, но и глубоко личностным образованием, психологическое мышление отличается повышенной стойкостью к коррекционному и обучающему воздействию. Именно поэтому существующая в вузах система преподавания психологии почти ничего не меняет в имеющемся у студентов психологическом мышлении, которое сложилось у них к этому времени. Следовательно, можно говорить о необходимости переноса психологической подготовки на более ранние возрастные сроки и об изменении самой методики. Она должна учитывать факт существования у студентов житейских психологических знаний и соответствующего им мышления. Кроме традиционных методических средств здесь вполне уместно использовать всевозможные социально-психологические тренинги и психокоррекционные процедуры. Однако наиболее важную роль в психологической подготовке студентов играют специальные практикумы.

Основные особенности психологического мышления определяются спецификой его «объекта» – человека. Как отмечает М. М. Бахтин, «субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим» [33]. Отсюда следует, что психологическое мышление является диалогическим по форме и по сущности. Акт мышления представляет собой внутренний интериоризованный диалог субъекта с познаваемым человеком.

Важное место в структуре психологического мышления занимают такие специфические механизмы (приемы), как эмпатия, идентификация и рефлексия. Они не характерны и даже невозможны в предметном познании. В данном случае субъект получает возможность как бы непосредственно постигать другого человека, используя самого себя в качестве особого инструмента познания и как бы становясь другим. Уровень развития этих механизмов во многом определяет познавательные возможности человека. Например, эмпатия в дошкольном возрасте выступает как основной инструмент познания других.

Поскольку человек относится к числу наиболее сложных и плохо изученных объектов, это предъявляет повышенные требования к психологическому мышлению. Оно должно быть значительно сложней предметного. Другая характерная черта человека – плохая предсказуемость, противоречивость и уникальность. Отсюда следует, что психологическое мышление должно содержать в себе огромный творческий потенциал. Не случайно в межличностном понимании мы довольно часто опираемся не на логику, а на интуицию.

Характерной чертой психологического мышления является практическая ориентированность. Оно почти никогда не является теоретическим и абстрагированным от реальной практики. Исключение составляют профессиональные психологи и подобные им специалисты, которым действительно приходится решать теоретические психологические задачи. В большинстве же случаев оно включено в реальное повседневное общение и именно от его результатов зависит уровень успешности решения соответствующих жизненных задач. Каждым своим актом оно определяет процесс межличностного взаимодействия и постоянно корректируется им. Оно составляет внутренний компонент целостной системы субъектно-субъектного взаимодействия, в том числе и взаимодействия субъекта с самим собой. Как уже говорилось, оно буквально встроено в структуру самосознания.

Психологическое мышление является инструментом социального бытия человека как общественного существа. Поэтому оно представляется крайне значимым для него и имеет очень раннее происхождение. Оно начинает развиваться у ребенка по мере того, как он включается в общение с другими людьми, т. е. с самого рождения. Этим оно отличается от мышления предметного, которое зарождается только на втором году жизни в рамках предметно-манипуляторной деятельности. Причем важно подчеркнуть, что оно (психологическое мышление) рождается в контексте общения, а не предметной деятельности, т. е. оно имеет свои генетические корни. В качестве генетически исходной формы его существования является содействие как элементарный акт общения, направленный на актуализацию ответной активности другого человека. Например, вопрос, ответ, просьба, оценка и т. д. Умственные действия рассматриваются как интериоризованные содействия.

В связи с тем, что в нашей стране не существует четко организованной системы целенаправленного формирования психологической культуры, развитие ее происходит стихийно. Поэтому большинство людей имеют житейское, а не научное психологическое мышление. Основным источником его развития выступает опыт личного общения с людьми, наблюдение, чтение художественной литературы, просмотр художественных фильмов и спектаклей. Для формирования научного психологического мышления требуется специальное обучение.

В отличие от научного, житейское (обыденное) психологическое мышление характеризуется более низкой точностью, субъективизмом, повышенной зависимостью от потребностно-мотивационной и эмоциональной сферы личности, логической противоречивостью, ограниченными возможностями для совершения надэмпирических обобщений, излишней привязанностью к конкретным жизненным ситуациям, низким уровнем рефлексии, вербализованности и самокритичности, повышенной устойчивостью по отношению к коррекционно-обучающему воздействию, повышенным эгоцентризмом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическая культура личности"

Книги похожие на "Психологическая культура личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Романов

Константин Романов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Романов - Психологическая культура личности"

Отзывы читателей о книге "Психологическая культура личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.