» » » » Константин Романов - Психологическая культура личности


Авторские права

Константин Романов - Психологическая культура личности

Здесь можно купить и скачать "Константин Романов - Психологическая культура личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Романов - Психологическая культура личности
Рейтинг:
Название:
Психологическая культура личности
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-89353-450-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическая культура личности"

Описание и краткое содержание "Психологическая культура личности" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлены теоретические основы понимания психологической культуры: функции, структура, происхождение, виды, этнические особенности, а также методические условия формирования у школьников и студентов. Предназначено для студентов психологических специальностей, аспирантов, преподавателей психологии, школьных психологов, учителей.






Такое мышление вполне приспособлено для решения несложных обыденных психологических задач. Однако в реальной жизни и особенно в профессиональной деятельности встречаются достаточно сложные задачи, которые могут оказаться непосильными для психологического мышления житейского типа. Носители такого мышления становятся легкими и удобными объектами психологических манипуляций и жертвами психологического насилия со стороны чиновников, политиков, предпринимателей, руководителей различных тоталитарных сект, коллег по работе и даже членов собственных семей. Поэтому проблема формирования психологического мышления представляется нам весьма актуальной.

2.3

Знания в структуре когнитивного компонента психологической культуры

Вторую сторону когнитивного компонента психологической культуры составляют психологические знания. Их можно представить как хранящуюся в памяти человека информацию о психических явлениях: свойствах, состояниях, процессах, механизмах и закономерностях. Они могут иметь форму понятий, субъективных образов, социальных эталонов и стереотипов, образов значимых других, семантических конструктов, социальных представлений, каузальных и конкретно-инструментальных схем, имплицитных теорий личности и других когнитивных образований. В них зафиксирован психологический опыт человека, полученный из самых разных источников: из личного общения с людьми, из художественной и специальной литературы, из художественных фильмов и спектаклей, из рассказов других людей (учителей, друзей, психологов), из самоанализа.

Самые простейшие психологические знания имеют форму эмоциональных переживаний, возникающих в контексте общения с другим человеком: радость, удивление, огорчение, презрение и др. В них отражается только факт значимости-незначимости, полезности-вредности, приятности-неприятности другого человека. Они еще не имеют самостоятельного когнитивного статуса, поскольку в них не представлено то, что является главным во всяком знании – предметное содержание (в данном случае им является другой человек). Фиксируется лишь факт его наличия. Поэтому информационная ценность этих знаний минимальна. На их основе возможно построение лишь двух способов поведения по отношении к другому человеку: по направлению к нему или по направлению от него.

Более совершенны так называемые эмпатийные переживания, в которых воссоздается эмоциональное состояние другого человека. Оно и составляет содержательную сторону подобных переживаний. Соответственно и прагматические возможности этой формы психологических знаний более широки.

Конкретно-инструментальные знания (поведенческие схемы) представляют собой усвоенные ребенком стереотипные схемы поведения по отношению к тем или иным людям в контексте конкретных жизненных ситуаций. Например, с одним членом семьи ребенок капризничает, с другим оказывается послушным, с третьим проявляет собственную инициативу, с четвертым становится пассивным и т. д. Содержательная сторона этих знаний имплицитна. Они содержат информацию не о том, что из себя представляет тот или иной человек, а о том, как мне нужно вести себя с ним в контексте соответствующих конкретных ситуаций. Эти знания максимально конкретны, ситуативны и субъктоцентричны. В типичном случае они предписывают субъекту, как лично ему (а не кому-то другому) надо вести себя по отношению к некоторому лицу в условиях конкретной жизненной ситуации. Тем не менее, они допускают определенные возможности для обобщения, выхода за пределы конкретной ситуации и децентрации. На более ранних стадиях развития эти знания являются невербальными и почти неосознаваемыми. С усвоением речевого общения они принимают вербальную форму и становятся более осознаваемыми и обобщенными. Конкретно-инструментальные знания возникают у человека на основе личного опыта общения с людьми. Их нельзя транслировать от одного человека к другому, поскольку они являются невербальными и субъектоцентричными.

Образные психологические знания имеют форму конкретных субъективных образов: преимущественно зрительных, а также слуховых, осязательных и обонятельных. Они возникают на основе ощущения и восприятия. В них отражаются любые внешние формы проявления человека как субъекта и личности: внешний облик, поведение, речь, мимика и т. д. Субъективные образы являются носителями соответствующих психических и личностных особенностей людей. В каждом образе зафиксирован опыт общения субъекта с тем или иным человеком. Поэтому образы содержат огромный потенциал для построения широкого спектра способов общения с соответствующими людьми. Образная форма психологического знания менее эгоцентрична, поскольку субъект всегда имеет возможность воспринимать другого человека не только с собственных позиций, но и с позиций стороннего наблюдателя. Данная форма психологического знания содержит лишь элементы вербализации. Образные психологические знания возникают у человека преимущественно на основе личного опыта общения, а также в результате наблюдения за другими людьми и просмотра художественных фильмов.

Понятийная форма психологических знаний имеет самое позднее происхождение. Она возникают на базе всех предшествующих и при обязательном участии речи. Понятийные знания имеют форму письменной или устной речи. В них отражаются скрытые от наблюдения и не доступные для органов чувств, психические явления, процессы, свойства, закономерности и механизмы. Например, понятие доброта является носителем соответствующего личностного свойства. Оно и является его значением. В каждом психологическом понятии аккумулирован огромный социальный опыт общения с соответствующими людьми. Его можно транслировать от одного человека к другому. Усваивая психологические понятия, субъект овладевает этим опытом, что позволяет ему пользоваться им при общении с соответствующими людьми. По сравнению с другими, понятийная форма психологических знаний является максимально осознаваемой, обобщенной и децентрированной. Она может фиксироваться с помощью письма и передаваться от поколения к поколению. В этом заключается ее огромное преимущество. Однако она во многом утрачивает эмоциональные, конкретно-инструментальные и образные составляющие, что существенно обедняет ее практические возможности. Максимально ценным является комплексное психологическое знание, включающее в себя все перечисленные его формы.

Психологические знания могут быть получены либо стихийно и непреднамеренно, либо в ходе специального обучения. Как уже говорилось ранее, программы общеобразовательной школы не предусматривают формирования у учащихся соответствующих знаний, что, конечно же, очень ограничивает и обедняет их личностное развитие и общую психологическую культуру. В зависимости от происхождения и качественных характеристик психологические знания могут быть научными и житейскими (обыденными).

Научные знания порождаются учеными-психологами. Они зафиксированы в специальной литературе (учебниках, словарях) и передаются людям через специальное обучение. В качестве примера можно привести научные психологические термины: мышление, эмоция, уровень притязаний и т. п. В настоящее время их можно получить только в некоторых вузах и педагогических колледжах. Поэтому у большинства людей их просто нет. Научные знания преимущественно имеют форму понятий. Они отличаются достаточно высокой точностью, систематизированностью, логической последовательностью, обобщенностью, объективностью, хорошей осознаваемостью.

Житейские знания порождаются и усваиваются главным образом в ходе повседневного общения, а также через чтение художественных текстов, т. е. являются продуктом личного психологического опыта. Типичным примером могут служить всевозможные слова-жаргонизмы, отражающие определенные психические особенности людей («хитрец», «жмот», «тупица», «крутой» и т. п.), и слова литературного стиля (добрый, настойчивый, приветливый и т. п.). В отличие от научных понятий они характеризуются значительно меньшей точностью, несистематизированностью, неопределенностью значений, логической противоречивостью, повышенным субъективизмом и индивидуализированностью, высокой эмоционально-образной насыщенностью, непосредственной встроенностью в структуру самосознания, тесной связью со смысловыми образованиями личности, высокой связью с межличностными воздеяствиями, большой действенностью, низким уровнем обобщенности и осознаваемости, а также некоторыми другими особенностями.

Все это создает серьезные барьеры на пути понимания других людей и самого себя, затрудняет продуктивное общение, порождает всевозможные конфликты и противоречия. Например, отрицательное отношение к человеку может послужить главной причиной необъективности его восприятия: преувеличения недостатков и недооценки достоинств. Аналогичный эффект получается и в случае негативного отношения к самому себе (так называемая заниженная самооценка). Житейские психологические знания начинают формироваться у человека стихийно с первого года жизни в связи с тем, что он постоянно вступает в контакты с окружающими его людьми. Первоначально его знания о людях и о себе имеют форму эмоциональных переживаний, поведенческих схем и конкретных субъективных образов. Подобные знания носят невербальный характер. Это выражается в том, что ребенок ничего не может сказать об окружающих его людях. Но это вовсе не означает, что он совсем не знает их психологические особенности. Иначе как бы можно было объяснить известный факт достаточно дифференцированного поведения ребенка по отношению к разным людям: с одним он капризничает, с другим ведет себя дисциплинированно и послушно, с третьим предпочитает играть и т. д. Подобные знания являются продуктом его личного практического опыта общения с теми или иными людьми. На протяжении жизни каждый человек накапливает огромное количество различных по форме психологических знаний, что является одним из показателей уровня развития психологической культуры.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическая культура личности"

Книги похожие на "Психологическая культура личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Романов

Константин Романов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Романов - Психологическая культура личности"

Отзывы читателей о книге "Психологическая культура личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.