» » » Ася Кузьмина - Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины


Авторские права

Ася Кузьмина - Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины

Здесь можно купить и скачать "Ася Кузьмина - Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство ЛитагентБукe65a61d7-522d-11e5-b6ff-002590591ed2, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ася Кузьмина - Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины
Рейтинг:
Название:
Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-906954-26-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины"

Описание и краткое содержание "Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины" читать бесплатно онлайн.



Книга содержит сведения о современных технологиях и методиках психологической помощи родителям, воспитывающим в семье ребенка с ОВЗ. Особое внимание уделяется чувствам вины и горя как психологическим компонентам, составляющим ежедневную жизнь семьи. Автор предоставляет объективную информацию для успешного преодоления многих трудностей: о психологических ресурсах, необходимых для выполнения необходимых ежедневных дел; об акцентах в развитии себя как родителя, чтобы жизнь приносила радость, а не только каскад трудностей, преград и разочарований. Книга может быть полезна родителям, педагогам-дефектологам, воспитателям специальных учреждений, социальным работникам, педагогам-психологам, психологам, психотерапевтам и кругу читателей, кого волнуют проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.






Как и любому другому деструктивному чувству, вине не нужно сразу активно сопротивляться, т. к. этим можно либо явно усилить ее, либо начать отрицать ее явные признаки. Гораздо лучше сначала познакомиться с виной поближе (часть 3.1) и определить свои ресурсы (например, время и терпение). Поэтому автор надеется на понимание читателями того факта, что только от прочтения этой главы вы не сможете сразу измениться или ваша жизнь станет совсем другой, без чувства вины.

Часть 2. Горе

2.1. Ребенок Мечты и процесс Горевания

Внутренняя работа, связанная с горем, о которой пойдет речь в этом разделе, действует примерно одинаково, даже когда потери у людей неравнозначны. В движение приводятся одни и те же психологические процессы, независимо от того, теряете ли вы близкого родственника или у вас рождается ребенок с ОВЗ. Отличие «обычного» горя от горя, которое чувствуют родители, когда у них рождается ребенок с особенностями в развитии, состоит в том, что этот ребенок жив. Именно из-за того, что ребенок жив, горе уже с самого начала легко становится превратно понятым. Родители потеряли что-то очень дорогое – долгожданного Ребенка Своей Мечты (автор термина – Д. Боулби, 1963), – но потерю заслоняет то, что ребенок, который у них родился, жив.

Переживание тяжелой потери дает начало процессу внутренней работы, связанной с горем. Потеря наносит психическую рану, и задача горя – переработать потерю (залечить рану). Этот процесс, который может иногда продолжаться очень долго, называется внутренней работой по переживанию горя (или внутренняя работа, связанная с горем).

Горе – процесс переживания психологической, поведенческой, социальной и физической реакции на утрату, растянутый во времени, включающий в себя множество изменений. Это естественная реакция, и ее отсутствие может быть отклонением от нормы и признаком патологии. Это реакция на любой вид утраты, не только смерть. Она зависит от индивидуального восприятия человеком утраты и не требует социального признания или оценки окружающих, т. е. это специфическое субъективное чувство, сопровождающее утрату. В основе психологических причин горя лежит один общий фактор: ощущение потери ценного и любимого, того, к чему имелась сильная аффективная привязанность. Горе тем сильнее, чем сильнее привязанность к утерянному объекту. На переживание горя влияют когнитивное, эмоциональное, социальное развитие, культурно-этнические особенности, религиозные верования. Таким образом, в этом разделе я рассмотрю горевание – естественный процесс, необходимый для того, чтобы отпустить потерю.

Еще раз акцентирую внимание на том факте, что окружение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ не всегда понимает их чувства, особенно связанные с метафорой, приводимой во введении – появление на свет младенца, «который-не-сможет-оправдать-надежд» (стр. 4). То горе, которое родители продолжают носить в себе, они редко выражают, поскольку окружающие часто ложно истыкивают мотивацию родителей ребенка с ОВЗ. Но независимо от того, какое горе родители в себе носят, новое или старое, видимое или скрытое, здоровое или невротическое, оно обладает силой, которая способна нанести вред, если к нему не отнестись серьезно. Поэтому появление данного раздела в книге имеет свое логическое обоснование.

Хотя горе является естественной и здоровой реакцией человека, который потерял что-то очень дорогое, родители иногда реагируют слишком неадекватно на физические или умственные (или иные) ограничения ребенка, и им может понадобиться психотерапевтическая помощь. Например, если у родителя появляются физические симптомы или если он испытывает очень сильное чувство вины, гнев, длительную депрессию, сильное отчаяние.

Кратко перечислю комплексы симптомов горя (Е. И. Крукович, 2004):

• эмоциональный комплекс – печаль, гнев, тревога, беспомощность, безразличие;

• когнитивный комплекс – ухудшение концентрации внимания, навязчивые мысли, неверие, иллюзии;

• поведенческий комплекс – нарушения сна, бессмысленное поведение, фетишизм, сверхактивность, уход от социальных контактов, потеря интересов;

• возможны комплексы физических ощущений (усталость, общая слабость, апатия, мышечный тремор), а также потеря или увеличение веса и даже алкоголизация (как поиск комфорта).

Но возможна ситуация, когда горе родителей совершенно не проявляется внешне (то есть, оно отрицается или накапливается внутри). Если родитель по какой бы то ни было причине – не может горевать, то, возможно он не захочет принимать никакой помощи или будет от нее отказываться. Но когда человек долго носит в себе «непереработанное» горе, ему бывает трудно «закончить горевать». Тогда горе смешивается с виной и самобичеванием и человек, который его переживает, может стать «профессионалом в горевании» (К. Паркес, 1974). Чтобы внутренняя работа, связанная с горем, была успешно пройдена, более всего необходимо надежное окружение, позволяющее выражать горе открыто. Если у родителей есть возможность «выплакать» свое горе без давления со стороны в самом начале, развитие «профессионального» горевания можно предотвратить. Так же необходимо учитывать и иррациональные ментальные установки родителей, например, нежелание закончить горевание, так как это может восприниматься как предательство в образе ребенка.

Внутренняя работа, связанная с горем, и работа по возвращению к жизни с новыми силами может занять долгое время (иногда очень долгое). Важно, чтобы родители и окружающие их люди знали это. Но также важно знать, что тяжелая внутренняя работа, связанная с горем – это стадии, которые можно пройти. Во время последней стадии горя (которая никогда не заканчивается) родители живут с прошлым, как с тяжелым опытом жизни, опытом, который у них останется навсегда, но который не обязательно должен разрушать их дальнейшую жизнь.

Процесс переживания горя теоретически разбит на насколько фаз/этапов. У разных исследователей количество и содержание этих фаз и этапов различно (от 3 до 8). Формат книги не позволяет сделать литературный обзор научных теорий по фазам и этапам работы горя, разработанным отечественными и зарубежными психологами и психотерапевтами. Если читателю будет важно ознакомиться с большим объемом материала по этой теме, то перечислю фамилии исследователей процесса переживания горя:

• Дж. Тэйтелбаум рассматривает горе как процесс, состоящий из трех фаз;

• Дж. Боулби и К. Паркес рассматривают четыре фазы горя;

• Е. Линдеманн рассматривает пять фаз горя;

• Э. Кюблер Росс рассматривает пять стадий (или «Пять Этапов») горя;

• Г. В. Старшенбаум выделяет 8 этапов течения реакции горя.

Но подчеркну, что описание последовательности эмоциональных и соматических реакций в данных теориях в принципе не различается (от первой стадии: шока, отрицания до заключительной: адаптации, развитии новой идентичности, принятия, памятования). То есть, даже если потери всегда субъективно разные и переживаются с разной степенью интенсивности, порядок проживания чувств, тот эмоциональный путь, по которому, пройдет горюющий человек, един для разных ситуаций.

Продолжительность каждой стадии описать довольно сложно, в связи с их возможной взаимообратимостью на протяжении всей работы горя. То есть, рецидив или повтор цикла в процессе работы горя – это часть динамического процесса изменения. При рецидивах родители часто испытывают чувство вины перед психологом/терапевтом (иногда это является причиной прекращения терапевтического процесса), поэтому в это время может значительно снижаться самооценка («я проиграл», «у меня все равно ничего на получается», «я ни на что не способна»). Но если родители знают о закономерностях процесса работы горя (рецидивы – это тоже закономерность), то все перечисленные деструктивные реакции проходят с меньшей интенсивностью, поэтому даже возможно вре́менное сокращение продолжительности рецидива. Главное, чтобы родители оставались вовлеченными и заинтересованными в данной работе (например, сфокусировав внимание на позитивном личностном преобразовании; рассмотрев реальность рецидива как возможность получения нового опыта; поддержав в поиске альтернативной стратегии).

2.2. Периодизация процесса переживания горя

В периодизации процесса переживания горя приведена последовательность стадий в авторской редакции. Важно понимать тот факт, что, хотя сама последовательность типична и, следовательно, предсказуема, эти стадии не следуют строго один за другим и часто перекрывают друг друга. Переживание горя всегда представляет собой индивидуальный процесс, и характерные признаки стадий могут сосуществовать в различных сочетаниях. Часто наблюдаются временные возвраты на предыдущие этапы (этот процесс естественен), затем снова продвижение вперед, и вновь возврат, и т. д. Эта «челночная» динамика горя может вызывать разочарование и усталость окружающих, которые с нетерпением ожидают «возвращения» скорбящего в «нормальную» жизнь. Но выражать нетерпение в данном процессе ни в коем случае нельзя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины"

Книги похожие на "Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ася Кузьмина

Ася Кузьмина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ася Кузьмина - Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины"

Отзывы читателей о книге "Семья с особым ребенком. Психологические стратегии, позволяющие избавиться от чувства вины", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.