» » » Оксана Кузнецова - Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы

Оксана Кузнецова - Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы

Здесь можно купить и скачать "Оксана Кузнецова - Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Оксана Кузнецова - Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы
Рейтинг:

Название:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы
Издательство:
ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-01919-7
Скачать:
fb2 epub txt doc pdf
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы"

Описание и краткое содержание "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассмотрены наиболее распространенные в детском возрасте расстройства эмоционально-волевой сферы. Проанализированы причины их возникновения и описаны модели поведения детей при различных типах расстройств.

Приведены методы и формы коррекционного воздействия, используемые в специальной психологии, а также программы комплексной коррекционно-развивающей работы, имеющие высокую разрешающую способность в отношении детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы.

Пособие адресовано специалистам воспитательных и образовательных учреждений – педагогам, психологам, дефектологам, а также студентам педагогических вузов. Может быть полезно родителям, имеющим в семье проблемного ребенка.






Марина СеменовнаСтароверова,  Оксана Ильинична Кузнецова

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей

© Староверова М.С., Кузнецова О.И., 2013

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013

© Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2013

* * *

Введение

В настоящее время, в силу целого ряда причин генетического, биологического и социального характера, в России отмечается тенденция к увеличению числа детей, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы. Данная категория детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью с является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другими людьми, учет их эмоций и поведенческих реакций.

Обеспокоенность специалистов вызывают так называемые доклинические формы расстройств эмоционально-волевой сферы, довольно широко распространенные у детей (15–25 %), а именно гиперактивность и невротические расстройства. Знания в области психологии таких детей помогут родителям и педагогам понять истинную причину «неадекватного», с их точки зрения поведения ребенка, неустойчивого настроения и даже снижения успеваемости. Психологи, работающие в сфере образования, получают возможность в данном пособии познакомиться с методами коррекционного воздействия, используемыми в специальной психологии, и коррекционно-развивающими программами, имеющими высокую разрешающую способность в отношении детей с гиперактивностью и невротическими расстройствами.

Говоря в целом о детях с расстройствами эмоционально-волевой сферы, следует особо выделить имеющих синдромом раннего детского аутизма (РДА) и характеризующихся наиболее тяжелыми, требующими специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в социально-личностном развитии. Синдром РДА встречается примерно в 3–6 случаях на 10 000 детей, однако если учитывать детей, с различными аутистическими проявлениями, не совсем точно укладывающимися в типичную картину РДА, то частота нарушений такого рода, определяемая методами психолого-педагогической диагностики, возрастает до внушительной цифры: ими обладают в среднем 15–20 из 10 000 детей. Дети данной категории, безусловно, нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении со стороны специалистов и в понимании со стороны родителей.

Предваряя описание основных расстройств эмоционально-волевой сферы у детей, считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что целью изложенного в пособии материала является повышение психологической компетентности психологов, педагогов и родителей.

Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы

Гиперактивность в детском возрасте

Исторический экскурс

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается одним из основных проявлений минимальной мозговой дисфункции. В России данный синдром стал рассматриваться как расстройство эмоционально-волевой сферы не более 20 лет назад. Ранее СДВГ классифицировался как вид задержки психического развития. Такой подход был связан с тем, что причинами возникновения синдрома называют все те же явления раннего органического поражения мозга в период внутриутробного формирования плода и в первые месяцы жизни ребенка, что и при задержке психического развития.

В настоящее время сохраняются некоторые различия в трактовке синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в деятельности специалистов разной профессиональной направленности: педиатров, невропатологов, психологов и педагогов. Так, невропатологи используют термины «двигательная неловкость», «минимальные церебральные нарушения движений», а психологи, фиксируя основное внимание на нарушениях пространственной ориентации и моторики, применяют термин «повышенная двигательная активность», «гиперактивность», «детская диспраксия» или «апраксия развития».

При постановке диагноза специалисты ориентируются на категориальный критерий минимальных мозговых дисфункций и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, представленный «Международной классификации болезней» в ее десятой редакции (МКБ-10):

«…Синдром дефицита внимания и гиперактивности может быть установлен, если в поведении ребенка присутствуют 8 из

14 признаков. Их проявление в возрасте до 7 лет и длительность в течение не менее 6 месяцев обязательны.

1. Производит суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).

2. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.

5. Отвечает на вопросы не подумав и раньше, чем вопрос закончен.

6. С трудом исполняет инструкции других.

7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

8. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.

9. Во время игр беспокоен.

10. Часто чрезмерно разговорчив.

11. В разговоре часто прерывает собеседника, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью».

12. Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей.

13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).

14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»).

Факторы, ведущие к возникновению синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Исследования подтверждают относительное различие влияния биологических и социальных факторов на возникновение СДВГ: с раннего возраста (до двух лет) большее значение имеют биологические факторы повреждения мозга, а в более поздний период (от двух до шести лет) – социальные факторы, причем при сочетании тех и других риск возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности значительно повышается.

Отечественные ученые считают первопричиной синдрома мелкие нарушения или травмы мозговой ткани в пренатальный, перинатальный и реже постнатальный периоды – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Вследствие высокого процента недоношенных детей и роста числа внутриутробных инфекций, а также того обстоятельства, что в России во многих случаях роды протекают с травмами, число детей с энцефалопатиями после родов довольно велико. В настоящее время частота пери натальной патологии составляет в популяции 15–25 % и продолжает неуклонно расти.

«…Частота отдельных симптомов при органических поражениях нервной системы у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: нарушения моторики – 84,8 %, нарушения психики – 68,8 %, нарушения речи – 69,2 % и судорожные приступы – 29,6 %. Медицинская и психолого-педагогическая реабилитация детей с органическими поражениями нервной системы в первые годы жизни в 50,5 % случаях уменьшает степень тяжести нарушений моторики, развития речи и психики в целом» [14].

К патогенным факторам, предрасполагающим к возникновению СДВГ, относят: асфиксию новорожденных, недостаточный вес новорожденного, переношенную беременность, угрозу прерывания беременности и токсикоз во II–III триместрах, интоксикации в период беременности, анемию беременных, возраст матери моложе 20 лет. Вышеизложенное свидетельствует о том, что явные неврологические нарушения в период новорожденности и факторы, зафиксированные в пренатальный период, имеют прогностическое значение в процессе развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Большой вклад в исследование данной проблемы внесли работы, содержащие предположение о роли генетических факторов в возникновении синдрома, доказательством которой явилось существование семейных форм СДВГ.

«… Гиперактивность является врожденной характеристикой наравне с темпераментом, биохимическими параметрами, низкой реактивностью центральной нервной системы» [8].

Поиск генов предрасположенности к СДВГ осуществили в генетически изолированной популяции в Нидерландах, основанной 300 лет назад и в настоящий момент включающей 20 тысяч человек. В ней обнаружили 60 больных с СДВГ, причем родословные многих из них были прослежены до 15-го колена и сводились к общему предку.

Наряду с биологическими факторами риска анализируются и социальные факторы, например педагогическая запущенность, ведущая к возникновению синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Среди социальных факторов неблагополучия по СДВГ различают: депривацию, с одной стороны, преимущественно сенсорную и когнитивную, с другой – социальную, эмоциональную холодность родителей, делинквентное поведение родителей – алкоголизм и курение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы"

Книги похожие на "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Оксана Кузнецова

Оксана Кузнецова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Оксана Кузнецова - Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы"

Отзывы читателей о книге "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.