» » » » Георгий Кочетков - Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике


Авторские права

Георгий Кочетков - Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике

Здесь можно купить и скачать "Георгий Кочетков - Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Свято-Филаретовский православно-христианский институтЛитагент СФИd7f08827-92dc-11e7-8179-0cc47a520474, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Кочетков - Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике
Рейтинг:
Название:
Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
978-5-89100-125-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике"

Описание и краткое содержание "Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике" читать бесплатно онлайн.



Беседы, которые автор проводил в 1990—92 гг. в качестве добавления к огласительным беседам, представляют собой благовествовательный жанр, любимый святыми отцами и учителями Церкви в «классические» святоотеческие столетия (III–IX вв.). Он является довольно забытым в новое время. Жанр беседы отличается от проповедей или писем духовным чадам тем, что это прежде всего устный жанр: речь беседы течет в стилистике живого диалога со слушателями. В Беседах воспроизведены вопросы слушателей и ответы на них, так что и читатель может представить себе эту аудиторию, узнать о проблемах, волнующих ее в данный момент. В настоящий сборник вошли беседы «Прощать ли врага», «Грешно ли стремиться к наслаждению» и «Этическое отношение к эстетике».

Серия продолжается. Она рассчитана, кроме взрослых оглашаемых, на студентов и преподавателей христианских учебных заведений, а также всех, интересующихся современными аспектами осмысления и воплощения в жизнь принципов христианской этики.






Итак, мы можем сделать некий вывод. «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем», – сказано в книге Левит (19:17), и это – норма отношений в Ветхом завете. Но «пойдите на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас», как сказано в 10-й главе книги Чисел, ст. 9, «чтобы сделать безмолвным врага и мстителя», по выражению 8-го псалма, ибо «Господь идет сразиться с врагами вашими». То есть Сам Господь как бы ведет войны, Он Сам – «крепкая защита от врага» (60-й псалом). Все это – столбовая дорога размышлений Священного писания Ветхого Завета.

Но это не все. Там же, в Ветхом завете еще говорится о добродетели Иова, который восклицает: «Радовался ли я погибели врага моего?», приписывая себе это как особую добродетель, которая, значит, была признана уже в то время. Да и Закон Моисея говорит в 23-й главе Исхода, ст. 4: «Если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего, упавшего под ношею своею, то не оставляй его, развьючь вместе с ним». Не забудем об этом. Но все же в Ветхом завете Господь есть Мститель и даже «Истребитель врагам Своим», как сказано в 32-й главе книги Чисел и 32-й главе Второзакония, и у пророка Исайи в 1-й и 59-й главах.

Итак, Господь – Мститель и Истребитель врагам Своим, а от Его имени ту же функцию могут исполнять Его избранники. «Мстит Господь врагам Своим», – сказано у пророка Наума (1:2), т. е. Он совершает «отмщение врагам Своим» (Суд 11:36). «Врагом буду, – говорит Господь, – врагов твоих, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих» (Исх 23:27).

Вот это особое отношение взаимопомощи, сотрудничества, единства и в то же время четкая граница между другом, своим, защитником и чужим, который враг и с которым устанавливаются вполне определенные отношения, – все это характерно для Ветхого завета. Есть только редкие исключения из общего ветхозаветного принципа. Например, у пророка Михея говорится: «Враги человеку – домашние его» (Мих 7:6). Это уже непонятно, ведь «домашние» – это всегда свои, поэтому как бы уже признается, что и свои могут оказаться чужими и врагами. Это начало разрешения той коллизии, о которой мы говорили, когда не враг поносит избранника Божьего.

И все же в Ветхом завете остается вера в то, что восставшему Господу рано или поздно покорятся все враги Его и враги наши. В Псалтири, в 67-м псалме есть известная многим строчка: «Да восстанет Бог и расточатся враги Его». В связи с таким отношением к врагу утверждается особая ценность поведения человека – ценность героизма.

Заметим, что такой ценности не выставляется, например, в Новом завете, что это или языческая ценность, или ветхозаветная. Конечно, есть разница между героизмом языческим и ветхозаветным. Героизм языческий связан с тем отношением к врагу, о котором я говорил в отношении мира сего. Героизм ветхозаветный, хотя и признается как великая ценность (посмотрите 10-ю главу пророка Захарии, 5-й стих), но это героизм не простой, это героизм на священной войне. Когда люди во время последней Отечественной войны слушали про «священную войну», в них по-настоящему поднималась «ярость благородная», ярость вполне ветхозаветная, и не случайно именно тогда могла звучать проповедь типа «убей немца!» (Илья Эренбург). Помните? – Убей врага во что бы то ни стало, всегда, везде, любым способом!

Для Ветхого завета при таком отношении к врагу естественной становится мольба об избавлении и искуплении или спасении от врагов. Ведь от врага можно откупиться, пленника можно выкупить, а слово «искупление» по-русски и означает «выкуп». От врага надо спасаться, от врага можно спасти, от врагов можно избавиться – это все очень естественные образы, очень подходящие друг другу словосочетания, потому что они говорят о действительной реальности жизни при условии ветхозаветного отношения к врагу.

Очень много мест в Священном писании говорит об избавлении, например 30-й псалом; об искуплении – 4-я глава пророка Михея и 5-я глава Второй книги Царств, 17-й псалом и т. д.; о спасении от врагов – там же. Кроме того, в Ветхом завете есть мольба о милости Божьей (142-й псалом, 12-й стих) и об успокоении Израиля от всех врагов его, о чем говорится в нескольких местах Ветхого завета: в Книге Иисуса Навина (23:1) и во Второй книге Царств, в 7-й главе.

Что же происходит с врагами Господа с точки зрения Ветхого завета? А если даже сразу еще не происходит, то что ждет их по четкому, ясному и однозначному убеждению ветхозаветного народа? «Врагов Господа постигнет мрак», – так говорит пророк Наум (1-я глава). Мрак – это место, лишенное света, это ад, или шеол. «Огонь пожрет врагов Господа», как сказано в 26-й главе пророка Исайи. Это то же самое: их постигнет такой мрак, в котором всех и всё пожирает огонь. За такую участь, уготованную врагам Господа, избранному народу достойно хвалить и благодарить Бога.

Попытаемся с вами соотнестись с современной жизнью, со своей жизнью, и увидим, что все, что сказано здесь, – это то, чего многие наши современники еще не достигли. В лучшем случае есть такая вера, такая мольба о спасении и такое отношение к врагу, когда мой враг – лишь тот, кто является врагом Господу. Это и есть то, до чего многим еще нужно расти, потому что наши люди чаще всего находятся в состоянии значительно более сниженном, чем духовное состояние ветхозаветного человека. Я специально так подобрал последовательность цитат, чтобы у вас спровоцировать чувство, будто мы можем, имеем право смотреть как бы сверху вниз на Ветхий завет. А теперь давайте трезво, критически посмотрим на себя. Вот тут-то мы и увидим, что у нас очень мало оснований даже для такого, еще не христианского взгляда. Вспомните про своих врагов: всегда ли ваши враги – это суть враги Господа? И когда вы думаете о врагах (вы можете думать, что у вас их нет, но это только по наивности или ничего не делая можно так думать), то по какому принципу вы определяете вражду? Совпадает ли ваша «линия фронта» хотя бы с ветхозаветным критерием: кто с Богом – кто не с Богом? Очень боюсь, что в большинстве реальных, не абстрактных случаев наши враги оказались нашими врагами совсем по другим причинам и критериям и совсем в других ситуациях. Будем хотя бы перед собой честными. Об этом надо задуматься.

Конечно, было бы неестественно нам с вами остановиться сегодня на одном Ветхом завете, даже если состояние ветхозаветного человека для нас еще довольно трудно достижимо. Конечно, все мы все-таки надеемся и верим, что в нашей жизни можно будет превзойти этот уровень, превзойти действительно, а не только в своих мечтах или в своей идеологии и выйти на уровень новозаветный. Но хорошо ли мы знаем, как Новый завет учит относиться к врагу?

В Новом Завете есть только один настоящий враг, как есть только один настоящий грех, и только один настоящий суд, и только одна правда. Этот единый враг – дьявол, сатана. Об этом и говорит нам Евангелие, например, в 13-й главе Евангелия от Матфея: «Враг, посеявший плевелы, есть дьявол». Вот настоящий враг. А в 13-й главе Деяний говорится, что сын дьявола – тоже враг, сын дьявола, который есть «враг всякой правды». Тот человек, который становится носителем этой темной силы, силы зла, сатанинской силы, – он, конечно, враг. Но только постольку, поскольку человек – носитель этого зла, а не сам по себе.

Согласно Новому завету, 15-й главе Первого послания к коринфянам, «последний враг» – это смерть. Вот тоже враг, с которым надо бороться. И мы можем сказать, что, в известном смысле, смерть и дьявол – это синонимы, и все, что убивает, умерщвляет, разрушает, – от дьявола. Поэтому мы не раз прежде говорили о том, что для живущих на земле темный, иррациональный, разрушающий и порабощающий страх тоже есть манифестация, явление дьявола, он тоже есть дьявол. Поэтому-то и ад, конечно, присутствует уже в нашей жизни, и не надо очень далеко ходить за ним.

Вот что и кто настоящий и последний враг в Новом завете. И тут уже совсем другое дело – человек как носитель того или иного зла. Да, в один какой-то момент кто-то из людей может оказаться «сыном дьявола» (по терминологии Нового завета). Но Новый завет нигде и никогда не утверждает, что это состояние неизменно, в отличие от Ветхого завета, где не принадлежащий к народу Израиля – это априори враг, почти всегда, за редким исключением.

К человеку как носителю того или иного зла в Новом завете особое отношение. «Если враг твой голоден, – говорит апостол Павел, – накорми его» (Рим 12:20). Ветхий завет в аналогичных местах выражался скромнее, только по поводу волов да ослов врага. Однако хотя это высказывание апостола Павла и больше, чем те, что мы находим в текстах Ветхого завета, но и оно еще находится почти в том же русле. Апофеоз новозаветного отношения к врагу – это знаменитые слова Христа в Нагорной проповеди. Вот 5-я глава Евангелия от Матфея, 43-48-й стихи: «Вы слышали, что сказано, – говорит Господь, – люби ближнего твоего – и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике"

Книги похожие на "Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Кочетков

Георгий Кочетков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Кочетков - Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике"

Отзывы читателей о книге "Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.