» » » » Георгий Кочетков - Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике


Авторские права

Георгий Кочетков - Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике

Здесь можно купить и скачать "Георгий Кочетков - Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Свято-Филаретовский православно-христианский институтЛитагент СФИd7f08827-92dc-11e7-8179-0cc47a520474, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Кочетков - Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике
Рейтинг:
Название:
Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
978-5-89100-125-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике"

Описание и краткое содержание "Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике" читать бесплатно онлайн.



Беседы, которые автор проводил в 1990—92 гг. в качестве добавления к огласительным беседам, представляют собой благовествовательный жанр, любимый святыми отцами и учителями Церкви в «классические» святоотеческие столетия (III–IX вв.). Он является довольно забытым в новое время. Жанр беседы отличается от проповедей или писем духовным чадам тем, что это прежде всего устный жанр: речь беседы течет в стилистике живого диалога со слушателями. В Беседах воспроизведены вопросы слушателей и ответы на них, так что и читатель может представить себе эту аудиторию, узнать о проблемах, волнующих ее в данный момент. В настоящий сборник вошли беседы «Прощать ли врага», «Грешно ли стремиться к наслаждению» и «Этическое отношение к эстетике».

Серия продолжается. Она рассчитана, кроме взрослых оглашаемых, на студентов и преподавателей христианских учебных заведений, а также всех, интересующихся современными аспектами осмысления и воплощения в жизнь принципов христианской этики.






К человеку как носителю того или иного зла в Новом завете особое отношение. «Если враг твой голоден, – говорит апостол Павел, – накорми его» (Рим 12:20). Ветхий завет в аналогичных местах выражался скромнее, только по поводу волов да ослов врага. Однако хотя это высказывание апостола Павла и больше, чем те, что мы находим в текстах Ветхого завета, но и оно еще находится почти в том же русле. Апофеоз новозаветного отношения к врагу – это знаменитые слова Христа в Нагорной проповеди. Вот 5-я глава Евангелия от Матфея, 43-48-й стихи: «Вы слышали, что сказано, – говорит Господь, – люби ближнего твоего – и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Вот сердцевина одного из самых глубочайших и важнейших для нашей жизни мест Священного писания. Давайте теперь подумаем, как же мы можем исполнить это слово Господа? Человек без Бога и без Христа, согласно Новому завету, – обязательно носитель зла, поэтому он – враг Богу (возьмем хотя бы 19-ю главу Евангелия от Луки, 27-й стих). И в посланиях апостола Павла (5-я глава Послания к римлянам и 1-я глава Послания к колоссянам) мы находим слова о том, что во Христе мы, бывшие врагами Богу, примирились с Богом. Примирение с Богом происходит только во Христе, и без Христа полного мира с Богом нет. Даже Закон и все усилия по исполнению его не могут до конца примирить человека с Богом. Таким образом, только те, кто поступает против Креста Христова, – наши враги (как сказано в 3-й главе Послания к филиппийцам).

В связи с этим коснемся темы, которая волновала многих христиан и уже апостола Павла, – об отношении к иудеям. Не к тем иудеям, которые и внешне и внутренне таковы, а к тем, которые таковы только внешне, т. е. которые не приняли Христа. Согласно Новому завету, они

– тоже враги, но «враги ради нас», как говорит апостол Павел в 11-й главе Послания к римлянам, т. е. ради нашего спасения. Почему-то очень редко сейчас вспоминаются эти слова. Опять здесь видны какие-то крайности, в которые легко позволяют себе впадать люди, легко и безответственно. Мы все время наблюдаем то юдофобию, то юдофилию. Нормальное, здоровое отношение, которое было в Церкви, начиная со времен апостола Павла, теперь мы встречаем почему-то очень редко.

Итак, в Новом завете любая вражда людей к людям как таковым – это просто «дело плоти», как сказано в 5-й главе Послания к галатам. Каждый сам должен бояться стать врагом Божьим. В человеке Нового Завета нет места распрям и гордости. Апостол Иаков в своем Соборном послании, в 4-й главе, 1-4-м стихах, говорит: «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?.. Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».

Новый завет ведет бескомпромиссную борьбу с врагами Бога, с чисто духовными и не просто духовными. И мы с вами сегодня с этого начали, говоря, что Церковь на земле издревле называется «Церковью воинствующей». Но обратите внимание, дорогие братья и сестры, что Новый завет, хотя и объявляет эту войну и ведет ее, но очень четко говорит о тех средствах, которые приличны христианам в этой борьбе. Эти средства – только любовь и правда, ничего более. И если средства и цель здесь расходятся, то это уже не добрая цель и не добрые средства. При этом опять же нам вспоминаются слова апостола Павла, что наша брань – не против каких-либо людей, «но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». И в конечном счете, когда Господь придет в силе и в славе Своей, то к подножию ног Божьих в Царстве Небесном будут положены, согласно пророчествам Ветхого завета, все враги Его.

Но говоря о Новом Завете, я не хотел бы ограничиваться только тем, что нам говорит о врагах Священное писание. Есть еще и опыт современной жизни, современной новозаветной жизни, и мне хотелось бы представить вам несколько примеров этого опыта из таких книг, как «Евхаристия» прот. Александра Шмемана, замечательного американского православного литургиста, и святого старца Силуана Афонского.

Вот что пишет в связи с этим о. Александр Шмеман: «Любить врагов своих, тех, кого мы не любим, есть неслыханная заповедь». Он здесь обращает внимание на то, что по самому определению «враг» – это тот, которого человек, естественно, любить не может, иначе какой же он враг? И вот он сталкивает эти два понятия – «любить» и «врагов». Это неслыханно новая заповедь, потому что она означает любить тех, кого не любишь. В связи с этим он говорит о характерном грехе многих христиан XX века – о национализме. Надо сказать, что в истории христианства столь сильного и широкого распространения этого греха никогда еще не было. О. Александр говорит о национализме как о ереси в Церкви. Вы знаете, что националист характеризуется не тем, что он любит свой народ и свою родину, а тем, как он относится к «не своим» – к людям другой национальности, из другой страны, другого народа. Если образ «не своего» человека так или иначе, прямо или косвенно окрашивается в тон врага, то это и есть национализм. И церковный национализм имеет вполне определенное название. Эта ересь называется еще филетизмом, т. е. ересью любви только по отношению к своим по плоти, когда эта любовь становится даже церковнообразующим началом (здесь под церковью мы подразумеваем соответствующую каноническую институцию, юридическую организацию, церковь с малой буквы).

«Христианская любовь, – пишет далее о. Александр, – невозможна в естественном мире. Она не дается только от упражнений и аскезы. Это откровение, а не закон или заповедь, ибо “Бог есть Любовь". Во Христе стало возможным исполнение призыва любви к врагам. Христос говорит:“Пребудьте во Мне, и Я в вас". Любовь – единый признак Церкви Христовой. Вспомните знаменитый гимн любви из 13-й главы Первого послания к коринфянам апостола Павла. Хомяков прекрасно сказал, что “Церковь есть любовь как организм", и когда на литургии мы слышим призыв: “Приветствуйте друг друга целованием святым", то мы должны здесь понять, что чужой претворяется в брата и все вместе – в Церковь, в открытости друг к другу, причем примирение всех друг с другом должно произойти до собрания в Церковь. Целование мира и любви и есть начало Евхаристии и условие ее. Без этого никакое таинство действовать нормально не сможет. Приобщиться действенно ко Христу без этого просто нельзя».

А старец Силуан пишет: «Дух Святой есть Любовь, и Он дает душе силу любить врагов, и кто не любит врагов, тот не знает Бога! Где нет любви к врагам и грешникам, там нет Духа Господнего».

Старец Силуан далее утверждает, что «если после духовного состояния, воспринятого как Богосозерцание, Богообщение, нет любви к врагам, а следовательно, ко всей твари, то это верный показатель того, что созерцание было не подлинным, т. е. не в Боге истинном». Как жаль, что немногие помнят эти слова! Сейчас очень многие ищут внешнего благолепия и благообразия, а испытывать, подлинно ли от Бога все откровения, созерцания и богообщения, о которых они сейчас так много рассказывают друг другу, не привыкли.

И еще пишет старец Силуан: «Часто христиане не любят врагов, ибо нет от Бога благодатной помощи. Даже у христиан, ибо думают, что это исполнение слова Господнего о любви к врагам есть слабость христиан, что, конечно, неверно, ибо победа силою есть не слава, а позор человечества».

И еще очень интересные слова можно найти у старца Силуана: «Критерий истинной Церкви – любовь к врагам». Сейчас тоже очень принято искать православие и сразу всех судить: этот – православный, а этот – не очень, а тот – совсем неправославный. Но при этом критерия для своего суждения не знают. И даже хуже того, критерии для определения православности выставляют совершенно ложные. И вот святой старец, один из величайших святых XX века, напоминает нам этот критерий.

Еще старец Силуан пишет: «Бог хочет спасения всем, поэтому любовь к врагам есть краеугольный камень всего нашего учения, последний синтез всего нашего богословия. Это есть “сила свыше" и тот избыток жизни, который даровал нам Христос. Это есть то крещение Духом Святым и огнем, о котором говорит Иоанн Креститель. Слово это о любви к врагам есть тот огонь, который низвел на землю Господь Своим пришествием, это тот несозданный божественный Свет, который воссиял апостолам на Фаворе, это те огненные языки, в которых сошел Дух Святой на апостолов в сионской горнице. Это Царство Божие в нас, пришедшее в силе, это полнота человечности и совершенство Богоподобия».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике"

Книги похожие на "Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Кочетков

Георгий Кочетков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Кочетков - Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике"

Отзывы читателей о книге "Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.