» » » » Маргарита Акулич - Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни


Авторские права

Маргарита Акулич - Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни

Здесь можно купить и скачать "Маргарита Акулич - Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни"

Описание и краткое содержание "Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни" читать бесплатно онлайн.



Какой необычный город Новогрудок… Когда-то в нем большинство населения составляли евреи. Сейчас их в городе почти нет. Но осталась история, неотъемлемая история Беларуси. И Холокост, который никогда не должен забыться. С Новогрудком связаны имена многих известных евреев – и умерших, и ныне живущих.






Новогрудок и евреи

История, Холокост, наши дни


Маргарита Акулич

© Маргарита Акулич, 2017


ISBN 978-5-4485-6695-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Какой необычный город Новогрудок… Когда-то в нем большинство населения составляли евреи. Сейчас их в городе почти нет. Но осталась история, неотъемлемая часть истории Беларуси. И Холокост, который никогда не должен забываться.

С Новогрудком связаны имена многих известных евреев – и умерших, и ныне живущих, и легендарных, и и героических, и интересных, и умных, и… очень разных. Это и Адам Мицкевич, и Тувий Бельский, и Тамара Вышицкая, и Джек Кушнер, и Джаред Кушнер, и другие.

Невероятны повороты истории. Когда-то Новогрудок был городом синагог, сейчас, возможно, логично назвать его городом-символом еврейского сопротивления…

В общем, рекомендую прочесть. На самом деле очень интересно.

I История еврейского Новогрудка

Калі навагрудскія ўбачыш прасторы, Ракітнік разгалісты, нізкі, – Каня супыні ля плужынскага бору, Каб глянуць на возера зблізку.

Гушчар лесу пахне чаборам і мёдам, Жывіцы настоем смалістым. Там возера Свіцязь, як шыбіна люду, Ляжыць паміж дрэваў цяністых.

(Адам Міцкевіч)

1.1 Город Новогрудок. Евреи Новогрудка до 19-го столетия

Город Новогрудок


Фото из списка литературы [1]


Новогрудок является находящимся в Западной Беларуси городом (Гродненская область). Его основание относится к 11-му столетию. Основал город Ярослав Мудрый.

Впервые город упоминается с датой 1044-го года. И был после Ярослава Мудрого его переход под власть ВКЛ (ВКЛ – Великое княжество Литовское). После имело место его вхождение в объединённое польско-литовское государство. В 18-м столетии (в его начале) Новогрудок разрушили русские войска.

С 1795-го года он стал частью России, а после Первой мировой войны превратился в польский город. В 1939-м году его захватил Союз ССР, и ему пришлось пережить в 1941-м—1944-м годах германскую оккупацию.


Фото из списка литературы [2]


Население города по состоянию на 2015-й год равнялось примерно тридцати тысячам человек.


Евреи Новогрудка до 19-го столетия


Евреи в Новогрудке проживали с 1445-го года. Ими производилась выплата специального военного налога – «серебщизны». Распространения магдебургского права на них не было. Освобождение от выплаты «серебщизны» имело место в 1551-м году.


Фото из списка литературы [3]


Вначале еврейское население жило вместе с населением христианским в центре Новогрудка. Но христианскому населению и шляхте это не нравилось. И местные христиане возбудили дело, касавшееся переселения евреев в специальные «еврейские» места.

Королем Сигизмундом Августом был издан указ от тридцатого сентября 1563-го года, предписывающий, чтоб евреи переселились на окраину города.

Новогрудские евреи не подчинились данному указу, обратившись в Варшаву в коронный суд, чтобы он их защитил от городского суда Новогрудка, настаивавшего на их изгнании. Но решение Королевского суда не противоречило решению суда городского. Евреям было приказано, чтоб они свои сады и дома отдали христианам. Евреи были обвинены в непредоставлении необходимых документов. Евреи и здесь не послушались, продолжая проживать в центре в своих домах.

С 1623-го года было подчинение новогрудской еврейской общины кагалу Бреста. Возведение каменного здания Главной синагоги осуществлялось караимами в 1648-м году. После его выкупила еврейская община. Но имело место существование там еще с 16-го столетия синагогального двора. Синагога Новогрудка по формам была суровой, это соответствовало времени.

Новогрудские евреи выплачивали налоги [4]:

«В середине XVI в. в Новогрудке было приблизительно 500—600 еврейских налогоплательщиков. В 1647 г. новогрудская община платила 1,062 золотых монет налога, в 1655 – 1,200, в 1664 – 2,600., в 1670 – 1,400 золотых монет».

В городе в 1630-м году свирепствовала чума, в 17-м столетии неоднократно случались серьезные пожары.

Новогрудок В 1655-м году был завоеван русскими войсками, а в 1659-м году его отбили войска гетмана Сапеги, в 1660-м году русские снова его завоевали. Евреи уничтожались и грабились всеми, кем захватывался город.

В Новогрудке у европейских купцов были особые отношения с окружением князя Радзивилла. В 17-м – 18-м столетиях евреи проживали в «юридике» Радзивилла (сохранялась до 1861-го года). Ими выплачивались налоги лишь князьям Радзивиллам, других налогов они не платили (в отличие от остальных горожан). Однако, налоги князю были не дешевыми, поэтому имело место обращение евреев юридики как к князю Радзивиллу, так и к князю Витгенштейну, который был после него, с просьбами об уменьшении налогового бремени.

1.2 Еврейский Новогрудок 19-го и 20-го столетий. О новогрудской иешиве

Еврейский Новогрудок 19-го столетия


Фото из списка литературы [5]


Поскольку налоги евреи должны были платить большие, появлялись недоимки и наблюдались укрывательства налогоплательщиков. Например [4]:

«…в 1825 г. житель Новогрудка Г. Замковый донёс на новогрудский кагал, что тот укрыл от ревизской переписи 700 душ».

В 1770-х годах наблюдалась активизация строительства в Новогрудке. Но не было в нем железнодорожных магистралей. Зато были ремесленники. В 1877-м году в нем были ремесленники-пищевики (27), ремесленники-портные (70), ремесленники, занимавшиеся производством сельхозинвентаря (105).


Фото из списка литературы [6]


В 1860-х-1890-х годах имело место открытие ряда небольших по размеру фабрик. Были заводы: по одному – мыловаренному, кирпичному и гончарному; по два – гончарно-кафельных. Еще была гильзовая фабрика. Однако в основном новогрудские евреи торговали и занимались ремеслами.

В 1867-м году в городе действовали шесть синагог. С 1854-го года работало двухклассное казенное еврейское училище первого разряда, в нем обучалось сорок девять чел. В качестве его почетного блюстителя выступал купец Гаркави Гершон Моисеевич. В нем учеников обучали чистописанию, русскому и немецкому еврейскому языкам, арифметике, молитвам с немецким переводом, знакомили с трудами Маймонида.


Фото из списка литературы [7]


В Новогрудке в 1868-м году были религиозные школы (пять школ), строительство двух из которых происходило в 1840-х годах (оно было разрешено Гродненским губернским правлением), остальные школы действовали еще с 18-го столетия. Сапожники Новогрудка и порняжный цех имели собственные пришколки. Согласно вышедшему в 1873-м году закону еврейские училища (как уездные, так и раввинские) второго и первого разряда закрылись.

Два еврея – Богатин Шмуйла Мовшевич и Бурштейн Кивель-Нота Абрамович входили в 1874-м году в городскую думу. В 1870-х годах основали еврейскую больницу с амбулаторией (бесплатной); действовали семь синагог, а также еврейское одноклассное училище.

Информация, касающаяся раввинов следующая [4]:

«Раввином в Новогрудке в 1835—50 был Александр-Зискинд Гаркави, в 1851—64 – И. Э. Спектор, в 1864—74 – Борух-Мордхе Лифшиц, в 1874—1908 – Ихл-Михл Эпштейн (1829—1908), с 1908 – Менахем Краковский. Казенным раввином в конце 19 в. был Хаим Гершович Елин. В 1896 Йосеф-Йоэль Горовиц (1846—1920, Киев) основал в Новогрудке йешиву, ставшую одним из духовных центров «мусара».

В конце 19-го столетия действовали разного рода благотворительные организации и кружки сионистов. В этот период времени началась еврейская эмиграция из Новогрудка в Соединенные Штаты и Эрец-Исраэль.

Даниэлем Осташинским отмечено [8]:

«Все евреи, родившиеся в Новогрудке, и образованные

(подобно мне), в частности, молодёжь, видели в этом городе часть Эрец Исраэль. <…>

И я с уверенностью могу сказать, что весь Новогрудок жил в тени известного либерального польского поэта (Мицкевича – Т.В.), который любил евреев. <…> не важно, были у него

еврейские предки или нет, фактом остаётся то, что он очень любил еврейский народ, и это привело к тому, что поляки города поступали в отношении евреев соответственно».

О Новогрудской иешиве



Среди учебных еврейских заведений города Новогрудка особо выделялась Новогрудская иешива, (год основания – 1896-й.). Ее основал рабби Иосеф-Юзло Горовиц (Гурвиц).

Иешиву «Новардок» считали довольно «строгой». В ней преподавались Тора, Танах, Талмуд, а от учащихся требовалось наличие моральных качеств. То есть, здесь указания Торы о поведении и качествах евреев проводились в жизнь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни"

Книги похожие на "Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Маргарита Акулич

Маргарита Акулич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Маргарита Акулич - Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни"

Отзывы читателей о книге "Новогрудок и евреи. История, Холокост, наши дни", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.