Владимир Михайлов - Философия. План-конспекты лекций и семинаров
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия. План-конспекты лекций и семинаров"
Описание и краткое содержание "Философия. План-конспекты лекций и семинаров" читать бесплатно онлайн.
В работе представлены планы семинаров и лекций по авторскому курсу философии по 22 темам. Новаторский характер курса обусловлен рядом нетрадиционных тем (Наука думать, Методология изучения философии), заданий для студентов и опорой на разработки автора, а также А. Г. Дугина, Ф. И. Гиренка, С. Р. Аблеева, В. Н. Назарова, А. А. Шевцова и других авторов. Курс основан на отказе от евроцентризма и игнорирования эзотерики и других «ненаучных» форм знания при изучении философии.
Итоговый контроль по курсу предполагает, как правило, экзамен.
Программа состоит из двух разделов, включающих в себя 22 темы. К каждой теме прилагаются ключевые понятия, проблемы для обсуждения на семинарских занятиях, темы для докладов и рефератов, а также список литературы, частично ориентированный на фонды библиотеки МГПУ.
1. Цель дисциплины
– ознакомить студентов с основными философскими школами и направлениями прошлого и современности, дать представление об этапах и логике развития философии, научить учащихся самостоятельно мыслить и решать свои мировоззренческие и экзистенциальные проблемы, повысить интеллектуальный, культурный и нравственный уровень студентов.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
Студент, изучающий курс «Философия», должен
Знать:
– иметь представление об основных проблемах философии как формы целостного понимания мира, его структурной сложности и в то же время взаимообусловленности;
– понимать специфику философии и её направлений, её функции, методы и отличия от других форм общественного и индивидуального сознания;
– знать исторические этапы становления философии, имена ведущих философов;
– владеть основами философской терминологии, знать сущность философских категорий.
Уметь:
– видеть взаимосвязь философии с наукой и иными формами познания мира;
– уметь ориентироваться в главных философских направлениях и персоналиях;
– разбираться в различных методологических подходах к познанию мира;
– применять законы мышления в решении сложных проблемных ситуаций;
– формировать и совершенствовать основы собственного мировоззрения;
– переносить философское мировоззрение в свою практическую деятельность.
Владеть навыками
– чтения философских текстов, их понимания и интерпретации
– реферирования философских работ и учебных пособий по философии
– подготовки докладов к семинарам и их публичного прочтения, обсуждения и комментирования
– работы в библиотеках и интернете
– философских исследований, анализа социальных и экзистенциональных проблем
3. Учебно-тематический план:*
Темы лекционных и семинарских занятий могут корректироваться в зависимости от специфики и объёма учебной нагрузки факультета, пожеланий студентов и аспирантов.
Раздел I. История философии
Тема 1. Философия как способ познания и осмысления мира
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрений. Философы о философии. Предмет и специфика философского знания. Виды философии. Социальные и ментально-психологические предпосылки зарождения философии. Структура философского знания, философские дисциплины (онтология, гносеология, антропология, социальная философия, аксиология, эстетика, этика, логика). Философия и иные формы индиивидуального и общественного сознания: религия, мифология, наука, эзотерика, искусство. Философия как методология мышления и практической деятельности. Основной вопрос философии. Социальные функции философии. Антропология философии: философ и общество. Исторические этапы развития философии.
Проблемы для обсуждения на семинарском занятии
1. В чем специфика философского способа познания и осмысления мира и человека?
2. Какова структура философского знания?
3. Что общего у философии и мифологии, философии и религии, философии и искусства, философии и науки, и в чем их различия?
4. Основной вопрос философии в трактовке разных мыслителей.
5. Причины и последствия возникновения философии.
Ключевые понятия: Философия, философ, философская культура, онтология, гносеология, мировоззрение, социальная философия, логика, этика, эстетика, функции философии, структура философии, формы познания мира: религия, мифология, наука, эзотерика, искусство, основной вопрос философии, дискурс, нарратив.
Темы для докладов и рефератов:
– Что значит «мыслить философски»?
– Что значит «быть философом»?
– Содержание, структура и функции философии.
– Философия и иные формы общественного и индивидуального сознания.
– Роль и место философии в современном мире.
– Философия и мировоззрение.
– Философы о философии.
– Исторические изменения представлений о роли и месте философии.
Литература*
– Аблеев С. Р. История мировой философии. – М., 2005. Тема 1.
– Аблеев С. Р. Философия в схемах и таблицах. – М., 2004. – Часть 1.
– Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М., 1998.
– Головаха Е. И. Альтернативная философия. Словарь для неслужебного пользования А-Я. – Киев, 2008.
– Дугин А. Г. В поисках тёмного логоса (философско-богословские очерки). – М., 2013.
– Дугин А. Г. Обществоведение для граждан Новой России. – М.: Евразийское движение, 2007. Раздел 9.
– Дугин А. Г. Ноомахия: войны ума. Геософия: горизонты и цивилизация. – М.: Академический проект, 2017.
– Кочергин А. Н., Плесский Б. В., Уёмов А. И. Философский лабиринт: задачи и упражнения по философии. – М., 1992.
– Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
– Кереньи К. Мифология. – М., 2012.
– Назаров В. Н. Философия в вопросах и ответах. – М., 2004. Введение, Глава 1, Заключение.
– Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.
– Философия философии. Сб. текстов / Сост. В. Кузнецов. – М.: Академический проект, 2012.
– Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
– Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. – М., 1991.
– Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски. – СПб., 2006.
– Хрестоматия по философии / Сост. П. В. Алексеев. – М.: Проспект, 2007.
*Здесь и далее помимо приведённой литературы учащиеся могут и должны использовать для самоподготовки соответствующие разделы учебников, учебных пособий и хрестоматий из общего списка литературы. Конкретные разделы указанных учебников здесь не приводятся, так как студент ВУЗа должен уметь находить их в учебнике самостоятельно, без помощи преподавателя.
Тема 2. Методология изучения философии и других форм культуры15
Философия и философоведение. Деконструкция философии во времени и пространстве. Мифы историцизма и прогресса. Феноменология философии: от жизненного мира к логической оформленности мысли. Антропология философии: плюральность обществ, людей и способов философствования. Культурное и философское многообразие. Традиционализм как призма философоведения. Режимы воображения Ж. Дюрана. Три Логоса А. Дугина. Ум и Логосы как его производные. Равноправие Логосов (типов мышления) как разных выражений Ума (способности мыслить). Динамика Логосов в истории и культуре. Понятие Ноомахии. Текстология и герменевтика философии. Проблема интерпретации и перевода философских текстов. Языковые русла философии. Связь любви и мудрости в философии.
Проблемы для обсуждения на семинарском занятии
1. Что такое деконструкция?
2. В чём сущность феноменологического понимания философии?
3. Почему существует множество разных философий?
4. Что такое «режимы воображения» Ж. Дюрана?
5. Каковы основные характеристики трёх Логосов А. Дугина?
6. Чем занимаются текстология и герменевтика?
7. Какие проблемы возникают при переводе и интерпретации философских текстов?
Ключевые понятия: деконструкция, историцизм, феноменология, традиционализм, культурный плюрализм и многообразие, режим воображения, логосы Аполлона, Диониса и Кибелы, ноомахия, текстология, герменевтика, перевод, интерпретация, языковое русло.
Темы для докладов и рефератов:
– Герменевтика как метод дешифровки философских текстов.
– Языковые ограничения и причины «непрозрачности» философских текстов.
– Современные теории и практики работы с текстами.
– Текстология Р. Барта и Ю. Кристевой.
– Проблема перевода философских текстов.
– Язык как имплицитная философия.
– Концепции архетипов и режимов воображения К. Г. Юнга и Ж. Дюрана.
– Теория трёх Логосов А. Дугина как интерпретационная матрица дешифровки культуры.
Литература*
– Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1994.
– Введение в теорию интертекстуальности. Сб. текстов (Р. Барт, М. Пруст, В. Гюго). – М.: ЛКИ, 2008.
– Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М., 1998.
– Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.
– Головко В. М. Герменевтика литературного жанра: учебное пособие. – М.: Наука, 2012.
– Дугин А. Г. В поисках тёмного логоса (философско-богословские очерки). – М., 2013. – Глава 1.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия. План-конспекты лекций и семинаров"
Книги похожие на "Философия. План-конспекты лекций и семинаров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Михайлов - Философия. План-конспекты лекций и семинаров"
Отзывы читателей о книге "Философия. План-конспекты лекций и семинаров", комментарии и мнения людей о произведении.