» » » » Карл Фельми - Введение в современное православное богословие


Авторские права

Карл Фельми - Введение в современное православное богословие

Здесь можно купить и скачать "Карл Фельми - Введение в современное православное богословие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Свято-Филаретовский православно-христианский институтЛитагент СФИd7f08827-92dc-11e7-8179-0cc47a520474, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Карл Фельми - Введение в современное православное богословие
Рейтинг:
Название:
Введение в современное православное богословие
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-891000-119-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Введение в современное православное богословие"

Описание и краткое содержание "Введение в современное православное богословие" читать бесплатно онлайн.



Книга профессора Карла Христиана Фельми (диакона Василия) «Введение в современное православное богословие» знакомит читателя с основными богословскими понятиями, принятыми в православном учении, и историей их становления вплоть до современности, раскрывает связь богословия и православного опыта жизни и мысли. Для этого автор обращается не только к догматическим вопросам, но и к богослужебной традиции, и к аскетической практике, подчеркивая единство учения, его богословских интерпретаций и литургического молитвенного опыта.

Книга адресована как преподавателям и студентам духовных заведений, так и широкому кругу читателей, интересующихся православной христианской традицией и наследием крупнейших православных богословов.






160

Ср.: Троица Андрея Рублева. Ил. 25.

161

Именно так выделен средний Ангел в уже названной Антологии на ил. 2 (лишь средний Ангел излучает сияние на здесь же воспроизведенной мозаике Пресвятой Троицы из церкви Санта Мария Маджоре в Риме) и на ил. 6 (на изображенной части алтарной преграды в церкви Шио Мгвимского [1012—1030] в Грузии вообще только средний Ангел имеет нимб, причем с крестом); ср. также илл. 7, 9, 16, 17, 20, 21,22, 23, 25, 26, 32, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 51, 53. Стоглавый собор запретил написание имени Исуса Христа на нимбовом кресте на иконах Пресвятой Троицы (Стоглав. Гл. 41. Вопр. 1. С. 128).

162

Воронов Ливерий, прот. Андрей Рублев. С. 90.

163

Ср.: Воронов Ливерий, прот. Андрей Рублев. С. 89.

164

Ouspensky Leonide. La theologie de Vicöne dans l’Église orthodoxe. Paris : Cerf, 1980. P. 358. Исключения из этого правила, правда, встречаются очень часто. Это относится не только к иконе «Отечество», возникшей на Балканах, но уже в XIV в. известной в Новгороде; см.: Novgorod Icons, XII—XVII Century / Preface by D. Likhachov; Introd. by V. Laurina and V. Pushkariov. Leningrad : Aurora Art Publishers, 1980. P. 55.

165

В учении модализма не проводится разницы между Ипостасями Пресвятой Троицы, а лишь усматривается различие в виде (modus) одной-единственной Ипостаси. Главным представителем этой ереси был Савеллий (начало III в.). Соответственно ересь получила наименование савеллианства.

166

Braunfels Wolfgang. Dreifaltigkeit. VI. Ikonographie // LThK 2. völlig neu bearb. Aufl. Freiburg : Herder, 1959. Bd. 3. Sp. 561.

167

Cp.: Ветелев Александр, прот. Богословское содержание иконы «Святая Троица». №. 8. С. 70; Воронов Ливерий, прот. Андрей Рублев. С. 90.

168

Joannes Chrysostomus. Sermo Catecheticus in S. Pascha // PG. 59. 721—724.

169

По этому вопросу в Русской православной церкви произошел раскол, тяжкий по своим последствиям; ср. Hauptmann Peter. Altrussischer Glaube : Der Kampf des Protopopen Avvakum gegen die Kirchenreformen des 17. Jh. Göttingen : Vandenhoeckund Ruprecht, 1963. 152 S.; Idem. Rußlands Altgläubige. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 2005. S. 25 ff.

170

Basilius Magnus. Liber de Spiritu Sancto // PG. 32. 67—218.

171

Псалтирь следованная : В 2 ч. Ч. 2. Μ. : Моск. патриархия, 1978. С. 5.

172

Там же.

173

Сергиев Иоанн Ильич (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений : В 6 т. Т. 1 : Кронштадт : Тип. Кронштадт, вести., 1890. С. 2 слл.; cp.: Felmy К. СЬ. Predigt im orthodoxen Rußland : Untersuchungen zu Inhalt und Eigenart der russischen Predigt in der zweiten Hälfte des 19. Jh. Göttingen : Vandenhoeckund Ruprecht, 1972. S. 200.

174

См. ниже раздел 3.2.

175

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие : В 2 т. Т 1. 4-е изд. СПб. : Тип. Р. Голике, 1883. С. 75 слл.

176

Там же. С. 156 слл.

177

Ανδρουτσος Χρηστός. Δογματική της ’Ορθοδόξου Ανατολικής ’Εκκλησίας. 2 εδκ. Αθηναι, 1956. Σ. 32-92.

178

Staniloae Dumitru. Orthodoxe Dogmatik / Mit e. Geleitw. von J. Moltmann; Aus d. Ruman. ubers. von H. Pitters. Zurich; Einsiedeln; Koln : Benziger; Gutersloh : Gutersloher Verlagshaus, 1985. 457 S.

179

Ср. гл. 2.

180

Малиновский Николай, прот. Очерк православного догматического богословия : В 2 ч. Репр. воспр. изд. 1911 – 1912 гг. М. : Православ. Свято-Тихон. богослов, ин-т, 2003. Ч. 1. С. 99.

181

Ritter Adolf Martin. Dogma und Lehre in der Alten Kirche // Handbuch der Dogmen- und Theologiegeschichte / Hrsg. C. Andresen. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. Bd. 1.S.204.

182

Думитру Станилое подчеркивает, что в термине παντοφάτωρ (вседержитель) в восточном понимании аспект «держания» подчеркнут больше, чем аспект господства; см.: Stäniloae Dumitru. Teologia Dogmaticä Ortodoxäpentru Instituted teologice: 3 v. V. 1. Bucure§ti, 1978. P. 221; Staniloae D. Orthodoxe Dogmatik. Bd. 1. S. 203.

183

Лосский В. Очерк мистического богословия. С. 36.

184

Там же. С. 37.

185

Субординационизмом называют учение, согласно которому Вторая и Третья Ипостаси подчинены Первой. Поскольку тем самым отрицается единосущность и соприсносущность всех трех Ипостасей, это учение необходимо судить как ересь. Но здесь идет речь о православном, а не еретическом субординационизме, в котором не отрицается единосущие, а подчеркивается единоначалие Отца.

186

Gregorius Theologus. Or. 40. In sanctum baptisma. 43 // PG. 36. 419, цит. no: Лосский В. Очерк мистического богословия. С. 37.

187

Zizioulas John D. Being as Communion : Studies in Personhood and the Church / With a Foreword by J. Meyendorff. Crestwood, NY : St Vladimir's Seminary Press, 1985. P. 43 passim.

188

Yannaras Christos. Person und Eros : Eine Gegenüberstellung der Ontologie der grie chischen Kirchenväter und der Existenzphilosophie des Westens. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. S. 29.

189

Ibid. S. 31.

190

Ibid. S. 47.

191

Вокруг этих слов в Византии в XII в. разгорелся ожесточенный спор, который, однако, разрешился иначе, чем у Булгакова. Выражение было отнесено исключительно к человеческой природе Христа. См. : Wessel Klaus. Dogma und Lehre in der orthodoxen Kirche von Byzanz // Handbuch der Dogmen- und Theologiegeschichte / Hrsg. C. Andresen. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. Bd. 1. S. 344 ff.

192

Булгаков Сергий, прот. Главы о Троичности // Православная Мысль / Труды православного богословского института в Париже. Париж : YMCA-Press, 1930. Вып. 2. С. 69 слл.

193

Gregorius Theologus. Or. 40. In sanctum Baptisma. 41 // PG. 36. 417, цит. no: Лосский В. Очерк мистического богословия. С. 28.

194

Цит. по: Лосский В. Очерк мистического богословия. С. 30.

195

Литература, посвященная вопросу исхождения Св. Духа ex Patre или ex Patre Filioque, к настоящему времени выросла до необозримых размеров. Добротную информацию можно найти в материалах сборника: Geist GottesGeist Christi: Ökumenische Überlegungen zur Filioque-Kontroverse / Hrsg, von L. Vischer. Frankfurt am Main : Lembeck, 1981. 165 S. По исторической проблематике см. особенно: Ritschl Dietrich. Zur Geschichte der Kontroverse um das Filioque und ihrer theologischen Implikationen // Geist Gottes – Geist Christi. S. 25—42, и Orphanos Markos. A. Der Ausgang des Heiligen Geistes bei einigen späteren griechischen Kirchenvätern // Geist Gottes – Geist Christi. S. 43 – 64; особенно важны следующие исследования: Oberdörfer Bernd. Filioque : Geschichte und Theologie eines ökumenischen Problems. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 2001. 628 S.; Gemeinhardt Peter. Die Filioque-Kontroverse zwischen Ost- und Westkirche im Frühmittelalter. Berlin; New York : W. de Gruyter, 2002. 644 S.; Фельми Карл Христиан. Иконы Христа. М. : Интербук-бизнес, 2007. 192 с., 185 цв. ил.; Felmy Karl Christian. The Development of the Trinity Doctrine in Byzantium, IX—XV Centuries // The Oxford Handbook of the Trinity / Ed. by G. Emery, O.P., M. Levering. Oxford : University Press, 2011. P. 210—224.

196

Augustinus. De Trinitate. 15. 17 // PL. 42. 1079—1082.

197

Mühlenberg Ekkehard. Dogma und Lehre im Abendland // Handbuch der Dogmen- und Theologiegeschichte / Hrsg. C. Andresen. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1982. Bd. l.S. 430.

198

Ср.: Collins Roger John Howard. Athanasianisches Symbol // TRE. Berlin; New York : W. de Gruyter, 1979. Bd. 4. S. 332.

199

Название дано по начальному слову.

200

Quasten Johannes. Quicumque / / LThR. 2. völlig neu bearb.Aufl. Freiburg: Herder, 1963. Bd. 8. S.937 f.

201

Собор 589 г. осудил всех, кто отрицал исхождение Святого Духа от Отца и Сына, но при этом сам не тронул текст cимвола веры. Filioque в текст символа впервые включил Толедский собор 653 г. ( Gemeinhardt Peter. Die Filioque-Kontroverse zwischen Ost- und Westkirche im Fruhmittelalter. Berlin; New York : W. de Gruyter, 2002. S. 53 ff.).

202

В связи с посольством иконоборческого императора Константина V к франкскому королю Пипину и был созван в королевском дворце Жентийи под Парижем этот поместный собор.

203

Libri Carolini («книги Карла») – так называют произведение из четырех книг, сочиненное ок. 790 г. по поручению франкского короля Карла Великого одним из его придворных богословов. Направленность этих книг в общем антивизантийская.

204

Относительно дальнейшего см.: Jungmann Josef Andreas. Missarum Sollenmnia : Eine genetische Erklärung der römischen Messe : 2 Bde. Bd. 1. Wien : Herder, 1948. S. 578 ff.

205

Gill Joseph. Filioque // LThK. 2. völlig neu bearb. Aufl. Freiburg : Herder, 1960. Bd. 4. Sp. 126 ff.

206

Ἐν ἀλλήλοις περιχώρησιν.

207

Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры / Пер. с греч. А. Бронзова. СПб. : Изд. И. Л. Тузова, 1894. Кн. 1. Гл. 8. С. 25.

208

Там же. С. 27.

209

Wessel К. Dogma und Lehre. S. 349.

210

Ibid. S. 350.

211

Македоний – духоборец-«пневматомах» IV в., отрицавший Божественность Святого Духа.

212

См. выше прим. 14.

213

Цит. по: Wessel К Dogma und Lehre. S. 357.

214


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Введение в современное православное богословие"

Книги похожие на "Введение в современное православное богословие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Карл Фельми

Карл Фельми - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Карл Фельми - Введение в современное православное богословие"

Отзывы читателей о книге "Введение в современное православное богословие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.