» » » Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу


Авторские права

Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу

Здесь можно купить и скачать "Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство ЛитагентАСТc9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу
Рейтинг:
Название:
Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-17-982629-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу"

Описание и краткое содержание "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу" читать бесплатно онлайн.



Веками мы искали способы борьбы с холодом, голодом, природными силами и агрессией хищников. И вот, достигнув полной обустроенности жизни, мы все равно чувствуем пустоту и бессмысленность собственного существования. Обретя все блага цивилизации, мы неустанно ищем нечто большее. «Жажда смысла» – это книга, базирующаяся на теории легендарного основателя логотерапии – 3-ей Венской школы психоанализа Виктора Франкла. Будучи узником немецкого концлагеря, он сумел найти смысл своего нахождения в «земном аду», благодаря чему не только сам выжил, но и помог другим узникам найти его в нечеловеческих условиях. Сегодня Берта Ландау делится с вами своим, уникальным опытом практикующего логотерапевта, который поможет утолить вашу жажду и найти свой, уникальный смысл в каждом дне вашей жизни, ведь, как утверждал Виктор Франкл: «воля человека к поиску смысла собственной жизни является главной движущей силой, определяющей то, кем он становится».






Ответственность, по определению Франкла, находится «в центре исследовательских интересов экзистенциального анализа»[15]. Ответственность, духовность и свобода – три первичных экзистенциальных феномена.

Говоря об ответственности, логотерапия выделяет следующие группы вопросов:

1. а) перед чем человек несет ответственность?

Перед собственной совестью.

б) перед кем человек несет ответственность?

Перед Богом, или – трансцендентным, что является широким понятием Бога[16].

2. За кого несет ответственность человек?

– за себя;

– за окружающих;

– за мир в целом.

На все эти вопросы человек находит свои ответы. Сам и только сам. Об этой свободе поиска ответов и принятия решений Франкл говорит, приводя слова А. Портмана: «Человек – это особое существо, обладающее свободой принятия решений независимо ни от каких жизненных обстоятельств. Эта свобода подразумевает возможность быть как низменной тварью, так и святым»[17].

Обобщая приведенную выше классификацию вопросов, связанных с дефиницией ответственности, можно дать этому понятию следующее определение:

Ответственность – это: а) личная подотчетность (перед собственной совестью и трансцендентным); б) способность влиять на ход событий (благодаря свободе принятия решений); в) субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

На практике приходится сталкиваться с поразительным фактом. Когда просишь человека ответить на вопрос, считает ли он себя ответственным, чаще всего получаешь положительный ответ. Следующие вопросы порой ставят опрашиваемых в тупик:

Вопрос: Перед чем вы несете ответственность? – о совести не вспомнил никто. Самый частый ответ: перед обществом.

Вопрос: Перед кем вы несете ответственность? – ни одного ответа о трансцендентном (опрошены были и верующие), ни одного ответа «перед собой» также не прозвучало. Самый частый ответ: перед родными.

Вопрос: за кого вы несете ответственность?

– «за себя» – не ответил никто!

– «за детей, за престарелых родителей» – 100 %

– «за мир, в целом» – 8%

(В этом блиц-опросе участвовало 100 человек).

Можно сделать вывод, что в нашем обществе чаще всего и понятия не имеют, что такое ответственность за себя, что свидетельствует о чертах личностной деформации в широких масштабах. На то есть свои объективные причины: существование нескольких поколений в рамках тоталитарного режима (начиная с 1917 г., а если точнее, то оказали свое влияние и века крепостного права) принесло свои плоды в виде выученной беспомощности[18]. Исследования, проведенные Мартином Селигманом в конце 60-х годов XX века, доказали, что живое существо делается беспомощным, привыкнув к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что проблемы возникают сами по себе, по не зависящим от него причинам, на которые невозможно повлиять никоим образом. Человек, воспитанный в общество культивируемой беспомощности, приобретает черты, которые описывал В. Франкл, говоря о коллективных неврозах[19]:

1) человек игнорирует собственную личность;

2) человек фаталистически относится к жизни, считая, что жизнь решает и решит за него (а на деле – предоставляет делать выбор другим людям);

3) (этот пункт вытекает из пункта 1) игнорируя собственную личность, человек игнорирует и личности других.

Выученная беспомощность, отказ от принятия ответственности за себя ведут к серьезнейшим последствиям:

1. К отказу от сопротивления;

2. К развитию депрессии;

3. К соматическим проявлениям (вплоть до развития злокачественных опухолей).

«Иногда человек живет со скрытым длительным отчаянием. И порой оно может вызвать взрыв, проявляясь в неожиданный момент. Скрытое отчаяние возникает в результате непримиримости. У непримиримости несколько составляющих: страх, отсутствие ответственности за себя, отсутствие готовности принять свою судьбу»[20].

Если человек не принимает свободу и ответственность за себя, он обязательно возмещает это – иным способом.

Как распознать черты отсутствия ответственности за себя:

– человек делает не то, что хочется, а то, что хочет другой, полагая, что тот другой опытнее, лучше знает;

История заложниц из Скопина, девушек Лены, 17 лет и Кати, 14 лет, которых 3,5 года держал в бункере сексуальный маньяк. Они сели к нему в машину после городского праздника, чтобы он довез их до дома. 14-летняя Катя не хотела садиться в машину, но села, полагаясь, что 17-летняя Лена лучше знает.

– неумение сказать «нет»;

Страх испортить отношения в ущерб себе – к женщине в гости из другого города собралась приехать знакомая на одну ночь, разместить ее было негде, так как женщина жила с партнером в однокомнатной квартире, но сказать «нет» женщина не смогла, в результате гостья жила в супружеской спальне больше недели, не собираясь уезжать. Пока ее партнер не собрался уехать сам, дама не могла принять решение.

– неумение сказать о том, что не нравится;

– упреки партнеру при выяснении отношений (а не объяснение того, что не нравится самому);

– стремление занять позицию жертвы и внушить партнеру чувство вины;

– проблемы с принятием решения;

– «топтание на месте», невозможность сделать выбор. Ситуация у камня на распутье;

– укоры себе и опора на собственные недостатки (да, я вообще-то свинья по отношению к женщинам, я же предупреждал);

– частая смена взглядов под влиянием других людей

– неумение обозначить границы собственной личности (когда человек позволяете давать себе оценки, поучать себя, что хорошо и плохо).

Неприятие свободы выбора и ответственности означает отказ от ответа на вопрос о том, что от человека ожидает жизнь.

Принятие ответственности за себя, за то, что происходит в моей жизни (пусть под влиянием судьбы) – это и есть наполнение жизни смыслом.


Черты ответственности:

– умение просчитать последствия;

– умение сделать выбор;

– умение сказать «нет»;

– выработка собственной позиции;

– осознание собственных интересов;

– умение защитить свои интересы;

– умение «принимать необратимое и бороться за возможное»;

– отказ от роли жертвы (шантажа, манипуляции и т. п.);

– умение сохранить достоинство;

– отсутствие страха быть покинутым;

– самоуважение.

Ветхозаветная легенда о Давиде и Вирсавии и неожиданный вопрос об ответственности

Царь Давид прогуливался по крыше своего дворца. Крыша была плоской и специально предназначалась для приятных царских уединенных прогулок.

С высоты своей крыши увидел царь, как купается в бассейне прекрасная женщина.

Царь привык получать все, что захочет. А тогда он захотел взять в жены эту женщину. Только все оказалось не так просто.

Вирсавия (так ее звали) не была свободна. У нее имелся муж. Это был иноплеменник по имени Урия, который служил как раз царю Давиду и в тот момент был далеко, участвуя в военных действиях.

Давид решил все просто, по-царски. Он написал письмо своему военачальнику: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он погиб».

Приказ царя был неукоснительно выполнен. Урия погиб в битве. Давид женился на Вирсавии. Она родила ему сына. Царю – выходит – все можно. И возжелать чужую жену. И послать любого на погибель ради того, чтобы завладеть единственной его радостью. Но можно ли обмануть Бога?

И вот Господь посылает к Давиду пророка Натана. Тот рассказывает царю притчу:

– В одном городе жили два человека, один богатый, другой бедный. Богатый владел большим количеством скота, у бедного же была одна-единственная овечка, которую он купил совсем маленькой и выкормил. Она выросла вместе с его детьми, ела его хлеб и пила из его чаши, и спала у него на груди, и была для него как дочь.

Однажды к богатому человеку пришел гость. Гостя полагалось хорошо принять, накормить. Но богатый пожалел своих овец. Он забрал единственную овечку бедняка и приготовил из нее обед для своего гостя.

Услышав эту притчу, царь Давид разгневался:

– Этот богач достоин смерти! За овечку он должен заплатить вчетверо: ведь он украл ее. И кроме того, у него не было сострадания!

Пророк Натан ответил царю Давиду:

– Этот человек – ты! Так говорит Господь: Я сделал тебя царем. Я избавил тебя от Саула, я дал тебе царство. Если тебе этого мало, я прибавил бы еще больше. Но зачем же ты совершил злодейство? Ты убил Урию, а жену его забрал себе.

После этих слов пророка Давид покаялся перед Богом. Натан же объявил ему, что в наказание сын, родившийся от него, умрет. Так и стало.

Прошло время. Вирсавия вновь родила Давиду сына. Она назвала его Соломоном. Господь полюбил его. Царь Давид завещал ему свое царство.

Какие выводы можно сделать, прочитав эту легенду?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу"

Книги похожие на "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Берта Ландау

Берта Ландау - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу"

Отзывы читателей о книге "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.