» » » Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу


Авторские права

Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу

Здесь можно купить и скачать "Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство ЛитагентАСТc9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу
Рейтинг:
Название:
Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-17-982629-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу"

Описание и краткое содержание "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу" читать бесплатно онлайн.



Веками мы искали способы борьбы с холодом, голодом, природными силами и агрессией хищников. И вот, достигнув полной обустроенности жизни, мы все равно чувствуем пустоту и бессмысленность собственного существования. Обретя все блага цивилизации, мы неустанно ищем нечто большее. «Жажда смысла» – это книга, базирующаяся на теории легендарного основателя логотерапии – 3-ей Венской школы психоанализа Виктора Франкла. Будучи узником немецкого концлагеря, он сумел найти смысл своего нахождения в «земном аду», благодаря чему не только сам выжил, но и помог другим узникам найти его в нечеловеческих условиях. Сегодня Берта Ландау делится с вами своим, уникальным опытом практикующего логотерапевта, который поможет утолить вашу жажду и найти свой, уникальный смысл в каждом дне вашей жизни, ведь, как утверждал Виктор Франкл: «воля человека к поиску смысла собственной жизни является главной движущей силой, определяющей то, кем он становится».






«…Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существенные черты и особенности любимого человека, и, более того, он видит потенциальное в нем, то, что еще не выявлено, но должно быть выявлено»[24].

3. Ценности отношения. В жизни каждого человека есть то, что он не может изменить и никогда бы не выбрал, если бы была ему дана такая возможность. Но возможности человека в данном случае ограничены. Тут и вступает в силу судьба, испытывая человека. Как отнесется он к испытанию, откроется ли ему смысл его страдания – об этом как раз и идет речь, когда мы говорим о ценностях отношения к тому, что человек изменить не в силах.

«Когда человек сталкивается с безвыходной и неотвратимой ситуацией, когда он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, например при неизлечимой болезни или при стихийном бедствии, ему представляется случай актуализировать высшую ценность, осуществить глубочайший смысл, смысл страдания. Потому что высшая сущность – наше отношение к страданию, отношение, в котором мы берем на себя страдание…»[25].

Если человек стремится к смыслу, ориентирован на смысл, он способен перенести страдания. «Стремясь к смыслу, человек становится счастливым – у него в ответ на смысл появляется позитивный отклик и чувство самоутверждения. Это создает у человека иммунитет перед страданиями, повышает способность выдерживать их, увеличивает устойчивость перед неудачей и фрустрацией»[26].

То, как человек преодолевает страдания, становится потом примером для других людей, идущих по его следу.

Трагическая триада – лицом к лицу с испытаниями жизни

Какой смысл в страдании, вине, смерти?

«Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать».

Франц Кафка

«Самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возможность возвыситься над самим собой».

Виктор Франкл

Ни одна человеческая жизнь не обходится без печальных событий, без утрат, потерь, разочарований, расставаний, ударов. Неизбежность страдания – аксиома. Но самый главный смысл страдания – в его принятии, в смирении перед неизбежным и в преодолении. Даже в самых тяжких жизненных ситуациях у человека есть выбор между низким и высоким.

Жизнь и судьба самого основоположника логотерапии Виктора Франкла – убедительное тому подтверждение. Его жизненный путь удивительно напоминает Ветхозаветный сюжет об Иове многострадальном.

Библейский сюжет об Иове многострадальном

В Ветхом завете есть отдельная «Книга Иова», в которой описаны жизнь и страдания человека, жившего за два тысячелетия до нашей эры. Это был набожный и благочестивый человек, честный, верный, сильный духом. Жизнь его протекала в трудах. И было у него всего в достатке: любящая жена, семь сыновей и три дочери, дружные между собой, множество земель и скота. Иов постоянно молился и приносил жертвы Богу.

Случилось так, что сатана предложил Богу испытать Иова. Как тот поведет себя, если отнять у него все его добро? Неужели будет по-прежнему возносить хвалу Господу, неужели не отречется? Хорошо ему сейчас молиться, когда все у него есть. А вот бы посмотреть на него, когда он всего лишится! Бог разрешил испытать Иова. «Только душу его не трогай!» – велено было сатане.

И лишился Иов в одночасье всего своего имения и детей своих. Но он продолжал молиться и благословлять Господа. Ни одного слова хулы не произнес, принимая все испытания. Тогда сатана сказал, что Иов такой праведный, потому что сам здоров. И снова Бог позволил сатане сделать с Иовом все, что угодно, лишь душу его не трогать.

Сатана наслал на Иова проказу. Несчастный покрылся язвами с головы до ног. Он покинул место, где жил, удалился от людей, все отвернулись от него. Иов сидел в пустыне, соскребая черепком от разбитого горшка свои раны. Жена его добывала на пропитание тяжелым трудом. Она роптала на Бога, а муж ее продолжал молиться, благодаря Господа за все – и за посланные муки тоже. Жена же, видя страдания Иова, воскликнула: «Прокляни уже своего Бога и умри!» «Что же? – отвечал Иов, – Доброе мы охотно от Бога принимаем, а злое принимать не будем?» И продолжил молиться и восхвалять Господа.

Господь увидел, насколько Иов верен ему. Иов выздоровел, хозяйство его наладилось и приумножилось вдвое. И родилось у него семь сыновей и три дочери. И долго еще жил Иов и видел потомство свое до четвертого колена.

Итак, не по воле человека происходят с ним беды, а по непостижимой для человека воле Сокровенного. Очень важен в этой истории эпизод, в котором жена Иова, не в силах смотреть на его мучения, посоветовала ему произнести хулу на Бога и умереть. То есть – отречься от Жизни. Сдаться. И ведь трудно было не сдаться, конца мукам было не видно. И несмотря на это, ветхозаветный страдалец не оставил веру и надежду, принял все испытания. Как потом прошел через все свои муки Виктор Франкл – и все-таки сказал жизни «Да!».

Задача человека – осознанно принять неизбежное и выстоять перед лицом испытаний. И даже в самые тяжкие моменты стремление человека к смыслу освещает его жизнь, дает ему силы самоутвердиться. Жажда смысла способствует укреплению иммунитета человека, стоящего лицом к лицу с испытаниями жизни, при этом увеличивается способность выдержать их и устоять перед неудачей и разочарованием. В этом случае ресурсы человека пополняются.

«Человек имеет еще и духовное измерение (…), это его дух, свобода, ответственность, самодистанцирование, самотрансценденция, воля к смыслу, поиск смысла, для кого-то поиск Бога. И эти духовные силы помогают нам жить по-другому, не просто размножаясь, а переживая любовь. (…) Это касается и несправедливых событий в судьбе, которые могут случиться неожиданно у каждого человека – человек должен быть к ним готовым»[27].

Всегда ли человек выходит победителем в трудной ситуации? Нет, иногда он отступает, порой события слишком тяжелы для него, приходится отступать. Но пока сохраняется жизнь, живет и надежда.

Элизабет Лукас отмечает: «… мы можем дистанцироваться сами от некоторых своих переживаний, например от боли и отчаяния в себе»[28].

Иногда такое самодистанцирование происходит не в момент переживания страдания, а позже, по прошествии времени. В этом случае оно может стать не только источником понимания себя, но примером другим. Яркой иллюстрацией подобного самодистанцирования служат два стихотворения А. Кушнера, которые я привожу ниже:

Быть нелюбимым! Боже мой!
Какое счастье быть несчастным!
Идти под дождиком домой
С лицом потерянным и красным.
Какая мука, благодать
Сидеть с закушенной губою,
Раз десять на день умирать
И говорить с самим собою.
Какая жизнь – сходить с ума!
Как тень по комнате шататься,
Какое счастье – ждать письма
По месяцам – и не дождаться.
Кто нам сказал, что мир у ног
Лежит в слезах, на все согласен?
Он равнодушен и жесток,
Зато воистину прекрасен.
Что с горем делать мне моим?
Спи. С головой в ночи укройся,
Когда б я не был счастлив им,
Я б разлюбил тебя. Не бойся!

Страдание и счастье неразделенной любви! Почему страдание – понятно. Неразделенная. А почему же счастье? Потому что любовь – великий дар, в ней, разделенной или неразделенной, заключен огромный смысл.

А вот его же стихи об эгоизме, высокомерии страдания. Это тоже взгляд на себя со стороны. И с дистанции времени:

В тот год я жил дурными новостями,
Бедой своей, и болью, и виною.
Сухими, воспаленными глазами
Смотрел на мир, мерцавший предо мною.
И мальчик не заслуживал вниманья,
И дачный пес, позевывавший нервно.
Трагическое миросозерцанье
Тем плохо, что оно высокомерно.

Порой человек не может и не хочет смириться со страданиями, выпавшими на его долю. Он отчаивается. Отчаяние – результат отсутствия смирения. Отчаяние может толкнуть человека на самые страшные поступки. Актом отчаяния человек обычно демонстрирует отказ от ответственности за себя и неготовность принять собственную судьбу. Страдание может деформировать личность, но может и привести его к глубоким внутренним переменам.

Нет человека, который пришел бы в этот мир готовым к страданию. Это способность вырабатывается в течение жизни. По мере роста личности растет и способность к преодолению страдания. Одним из смыслов страдания можно считать факт самопознания. Человек открывает в себе те черты личности, которые в обычной жизни не проявились бы. Он начинает другими глазами смотреть на жизнь и на страдания и бедствия других людей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу"

Книги похожие на "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Берта Ландау

Берта Ландау - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Берта Ландау - Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу"

Отзывы читателей о книге "Жажда смысла. Практики логотерапии по Виктору Франклу", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.