» » » » Мария Щукина - Психология саморазвития личности


Авторские права

Мария Щукина - Психология саморазвития личности

Здесь можно купить и скачать "Мария Щукина - Психология саморазвития личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент СПбГУ3ba51d22-8299-11e7-8179-0cc47a520474, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Щукина - Психология саморазвития личности
Рейтинг:
Название:
Психология саморазвития личности
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-288-05622-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология саморазвития личности"

Описание и краткое содержание "Психология саморазвития личности" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена особой форме развития личности – саморазвитию. Представлен опыт изучения саморазвития как объекта междисциплинарного познания в философии, синергетике, педагогике. В работе показано становление психологии саморазвития, выделяются различные теоретические подходы к рассмотрению саморазвития в рамках отечественной и зарубежной психологической науки. Демонстрируется эвристический потенциал субъектного подхода, на основе которого автором разработана оригинальная теоретическая концепция саморазвития личности.

В монографии изложены результаты эмпирических исследований автора, представляющих саморазвитие личности в трех различных аспектах: 1) как категорию психологии (на материале изучения представлений психологов о месте понятия «саморазвитие» в психологическом тезаурусе); 2) как форму субъектного управления развитием (на материале экспликации и анализа субъектного опыта развития личности); 3) как компонент в структуре центрального возрастного психологического новообразования периода взрослости – личностной зрелости.

Книга адресована психологическому сообществу, специалистам смежных дисциплин и всем, кому интересны возможности личности по управлению своим развитием.






Подводя итоги, можно сказать, что в рамках субъектного подхода категория саморазвития выполняет несколько функций. Она обозначает, во-первых, одно из атрибутивных свойств субъекта, а во-вторых – процесс развития человека как процесс активного самостроительства свой личности и жизни, процесс непрерывного жизнетворчества. Общепринятой среди представителей субъектного подхода является позиция, согласно которой в ходе жизненного пути развитие постепенно переходит в саморазвитие за счет формирования самосознания и самоуправления, т. е. личность из объекта становится субъектом развития. Однако данный процесс является скорее нормативным и может не состояться, поскольку решающую роль здесь играют собственные усилия личности. Таким образом, саморазвитие раскрывается, с одной стороны, как сам процесс становления субъекта развития, а с другой – как цель данного процесса. Именно в процессе саморазвития человек максимально реализуется как субъект творения своего «Я» и своего жизненного пути.

1.4.2. Культурно-историческая психология о саморазвитии личности

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. А. Заболоцкий

В наследии автора культурно-исторической концепции Л. С. Выготского саморазвитие выступает прежде всего в качестве методологического принципа, позволяющего раскрыть сущность развития как самостановления, самодвижения вопреки доминировавшим у предшественников представлениям о преобладании в детерминации развития биологического или социального фактора либо их конвергенции. Л. С. Выготский строит объяснение механизма развития через реализацию спинозовского принципа самопричины («causa sui»), но не замкнутой на личности, а заложенной в самопротиворечивости более сложных систем – «ПраМы», «Я в Мы», «ребенок в обществе», «личность в культуре». Утверждение активности психического как начала самодвижения служит для Л. С. Выготского базовым положением, позволяющим объяснить избирательность отражения и отношения в процессе взаимодействия человека с миром: «Вся психика построена по типу инструмента, который выбирает, изолирует отдельные черты явлений; глаз, который видел бы всё, именно поэтому не видел бы ничего; сознание, которое сознавало бы всё, ничего бы не сознавало… Наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас. Сознание как бы прыжками следует за природой, с пропусками, пробелами. Психика выбирает устойчивые точки действительности среди всеобщего движения. Она есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль – не в отражении (отражает и непсихическое, термометр точнее, чем ощущение), а в том, чтобы не всегда верно отражать, т. е. субъективно искажать действительность в пользу организма» [Выготский, 1982, с. 347]. Психика «искажает» действительность, творя из нее свой мир, субъективируя среду, превращая ее в объект творчества. Действие, творчество – проявление и одновременно орудие человека как строителя культуры, созидателя мира «искусственных» форм жизни (смыслов, ценностей, устремлений, идеалов) высшими психическими средствами вопреки подчинению низшим психическим формам природосообразной жизни.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ибрагимова Е. Н. Способность субъекта учебной деятельности к профессиональному саморазвитию. Казань, 2006; Кобялковская Е. А. Психологические особенности профессионального развития личности педагогов ДОУ в связи с выраженностью потребности в саморазвитии. Пермь, 2006; Ларина Е. Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков. Самара, 2007; Пешкова Н.А. Структура и особенности Я-концепции учителей начальных классов с разным уровнем саморазвития. М., 2010; Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморавзития личности. СПб., 1994; Суворов А. В. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты. М., 1994; Ткач Е.Н. Социальная рефлексия учителя как условие и средство его профессионального саморазвития. Иркутск, 2000.

2

Минюрова С. А. Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии. М., 2009; Низовских Н.А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека. М., 2010; Суворов А. В. Человечность как фактор саморазвития личности. М., 1996.

3

«Психология саморазвития человека» (г. Киров, Вятский государственный гуманитарный университет, 2005; 2008; 2011; 2014); «Саморазвитие и самореализация личности» (Елецкий филиал Российского нового университета, 2010; 2011; 2012; 2013); «Человек: условия, качество и уровень жизни, развитие и саморазвитие» (Москва, Современный гуманитарный университет, 2010; 2011); «Психологическое образование как система психотехник развития и саморазвития личности» (Пятигорский государственный лингвистический университет, 2010), «Психология саморазвития личности» (Шуйский филиал Ивановского государственного университета, 2013) и др.

4

Подобное толкование саморазвития содержится и в относящемся к тому же периоду времени Энциклопедическом словаре издательства Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона [1900, с. 231], где саморазвитие определяется как evolution sponta-пёе (фр. «спонтанная эволюция»).

5

В психологической литературе понятие зон ближайшего саморазвития встречается в работах А. А. Бодалева: «Сущность этих зон состоит в том, во-первых, что потребность и способность к саморазвитию проявляются и реализуются у человека легче и быстрее при осуществлении определенных целей, в процессе достижения которых у него происходят качественные изменения в психике и личности, и, во-вторых, что сам человек с большой охотой и удовлетворением, осуществляя самовоспитание, подвергает себя самовоздействиям в данном направлении, обеспечивая ускоренное образование ранее отсутствующих у него характеристик в психических процессах и в психических свойствах личности» [Бодалев, 1987, с. 8].

6

Приведем некоторые примеры диссертаций на соискание степени доктора педагогических наук: Андреева Ю. В. Педагогические системы ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентноспособности студентов-журналистов. Казань, 2006; Гареев Р. Т Эвристические диалоги в профессионально-творческом саморазвитии студентов технических вузов. Казань, 2004; Григорьева Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода. Хабаровск, 2000; Иваницкий А. Т Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России. СПб., 2000; Калнинш Л.М. Информационно-дидактическое пространство личностно-профессионального саморазвития учителя. В. Новгород, 2012; Кряхтунов М. И. Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития учителя. М., 2002; Нелунова Е.Д. Педагогические основы саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде. Якутск, 2010; Нестеренко В.М. Проектирование учебно-технической среды профессионально-личностного саморазвития студентов технических вузов. Тольятти, 2000; Соломко Л. Г. Формирование социально открытой системы профессионального образования как условия ее саморазвития. М., 2004; Усольцев А. П. Управление процессами саморазвития учащихся при обучении физике. М., 2007; Федотова Г.А. Творческое саморазвитие учителя в сельском социуме как педагогическая проблема. Великий Новгород, 2004; Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя. Хабаровск, 1998; Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития педагогов в профессиональной деятельности. М., 2004; Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе. Белгород, 2005.

7

К. А. Абульханова и Л. И. Анцыферова внесли важное теоретическое уточнение в классическую формулу С. Л. Рубинштейна о развитии личности в деятельности: «Она развивается не в любой деятельности и не при любой степени активности ее осуществления. Активность, как мы установили, проявляется при


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология саморазвития личности"

Книги похожие на "Психология саморазвития личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Щукина

Мария Щукина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Щукина - Психология саморазвития личности"

Отзывы читателей о книге "Психология саморазвития личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.