» » » Лариса Цветкова - Групповая работа с детьми и подростками


Авторские права

Лариса Цветкова - Групповая работа с детьми и подростками

Здесь можно купить и скачать "Лариса Цветкова - Групповая работа с детьми и подростками" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент СПбГУ3ba51d22-8299-11e7-8179-0cc47a520474, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лариса Цветкова - Групповая работа с детьми и подростками
Рейтинг:
Название:
Групповая работа с детьми и подростками
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-288-05689-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Групповая работа с детьми и подростками"

Описание и краткое содержание "Групповая работа с детьми и подростками" читать бесплатно онлайн.



Учебно-методическое пособие посвящено широко распространенной форме психологического обучения – групповой работе с детьми и подростками. В пособии рассматриваются как вопросы, связанные с разработкой программ развивающих занятий и тренингов (принципы, логика и этапы создания программ, особенности подбора и составления упражнений с учетом возрастных особенностей участников), так и вопросы, связанные с проведением программ в групповом формате (особенности мотивации участников детских и подростковых групп, позиции и компетенции специалиста, проводящего занятия).

Пособие предназначено для студентов отделения «бакалавриат», изучающих дисциплину «Групповая работа с детьми и подростками».






На данном этапе необходимо обеспечить атмосферу безопасности, эмоциональной свободы, доверия, безоценочности. При этом необходимо понимать, что для разных программ необходим разный уровень доверительности в группе: он должен быть скорее оптимальным (а не максимальным), адекватным конкретной тренинговой программе.

Созданию необходимой атмосферы будут способствовать следующие процедуры:

• знакомство;

• обсуждение формы обращения в тренинге;

• обсуждение ожиданий, сомнений, опасений участников.

После того, как достигнут тот уровень отношений, который необходим для реализации данной тренинговой программы, можно двигаться дальше.

3. Следующий этап – этап ориентации.

Цель этапа – конкретизация цели тренинга каждым участником и создание мотивации на работу в группе.

Механизм реализации: участникам предлагаются ситуации, в которых поведение, качества, свойства личности, на которые направлено воздействие в данной тренинговой программе, могут быть полезны, а их актуализация даст наилучшие результаты.

В различных тренинговых программах используются следующие средства реализации: групповые дискуссии, ролевые игры, проигрывание собственных проблем.

Важно помнить о том, что необходимо сохранять баланс обратной связи: для начала лучше использовать лишь позитивную обратную связь, тем самым поддерживая и укрепляя мотивацию на дальнейшую активную работу в группе.

На данном этапе целесообразно побуждать участников говорить не о человеке вообще, а о его конкретных проявлениях. Для этого полезно тренировать умение отвечать на следующие вопросы.

• Что я предполагаю изменить в позиции собеседника?

• Какими средствами?

• Какой цели хочет достичь собеседник?

• Что он хочет изменить в моей позиции?

4. Основной этап работы группы – этап изменения (обучения).

Цель этапа – осознание, апробирование и тренировка предложенных способов поведения, осознание своих ресурсов, экспериментирование со своим поведением.

Тренинговые программы включают в себя разные содержательные модули – ориентировочные основы.

5. В завершение тренинговой программы возможен переход от поэлементного освоения навыков к целостному действию – итоговой процедуре, позволяющей участникам осознать, что уже усвоено.

Важной тренерской задачей на этом этапе является диагностика состояния участников и процессов групповой динамики в целом. Тренер всегда должен быть готов ответить на следующие вопросы.

• Каковы личностные особенности участников?

• Каково состояние участников в каждый момент работы группы?

• Каковы особенности групповой динамики? На каком этапе развития находится группа?

• Какова эффективность тренинга и отдельных процедур?

• Каково отношение к тренингу и тренеру?

2. Методология групповой работы с детьми и подростками

2.1. Теоретическое обоснование эффективности группового психологического обучения в детском и подростковом возрасте

Аргументы в пользу эффективности обучения психологическим навыкам, решению задач развития в группе в детском и подростковом возрасте приобретают особую значимость.

Эффективность групповых форм обучения по сравнению с индивидуальными подчеркнута еще К. Левиным, который указывал, что большинство изменений в установках и поведении происходит успешнее именно в групповом, а не в индивидуальном формате. Это положение относится к групповым формам обучения взрослых. Применительно же к ребенку или подростку тезис о значительной эффективности именно групповой работы приобретает особую значимость. Детство и отрочество – возрастные периоды активного вхождения личности в социум, формирования навыков взаимодействия с различными людьми, обретения идентичности. Успешное решение таких задач развития возможно только в реальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, что и происходит при реализации активных групповых форм обучения.

Вышесказанное может быть конкретизировано в следующих положениях.

1. Групповая работа, особенно в подростковом возрасте, в максимальной степени соответствует удовлетворению важнейшей потребности ребенка – потребности в общении.

2. Участники получают опыт реального взаимодействия, а не рассказы о нем. Существенным моментом является то, что получение опыта происходит для ребенка или подростка в безопасной (при достаточном уровне профессионализма ведущего) форме.

3. Обучение в группе позволяет участникам получать обратную связь от ровесников, причем в структурированной и контролируемой, в отличие от «общения в реальности», форме. Не менее важным аспектом является возможность наблюдать различные варианты и формы поведения и на основе принципов подражания усваивать их.

4. Групповая работа, являясь самой яркой неформальной разновидностью интерактивного обучения (это отчетливо изложено в принципах тренинговой работы), предполагает максимальное включение участников в процесс, что способствует формированию и развитию мотивации.

5. Обучаясь в группе, ребенок или подросток получает информацию о том, что его переживания, сложности, проблемы не исключительны, поэтому снижается острота переживаний, связанных с взрослением, преодолением эгоцентризма, ощущением включенности.

Конечно же, групповые формы обучения не являются единственно возможным и самым эффективным вариантом психологического сопровождения развития и оказания профессиональной поддержки. Профессионализм специалиста как раз заключается в умении понять, какой вариант работы показан для того или иного ребенка в той или иной ситуации.

2.2. Виды групповой работы с детьми и подростками

Когда мы используем термин «групповая работа с детьми и подростками», важно понимать, что он объединяет огромное количество организационных форм обучения от классно-урочной системы современной школы до многочисленных кружков, секций и клубов. Однако в данной работе мы сделаем акцент на группах психологического направления.

А. Г. Лидере [8] выделяет три модуса психологической групповой работы с детьми и подростками:

1) групповая психотерапия,

2) групповое психологическое обучение,

3) групповой личностный тренинг.

Р. Смид [15] предлагает обратиться к классификации групп Ассоциации специалистов по групповой работе (ASGW) (подразделение Американской психологической ассоциации), в которой группы подразделяются на рабочие (созданные специально для решения какой-то конкретной непсихологической задачи), обучающие, консультационные и психотерапевтические.

Рабочие группы

Участники такой группы заняты какой-то общей деятельностью или работают над принятием совместного решения. Роль ведущего в группах такого рода состоит в том, чтобы использовать законы групповой динамики для более быстрого и более эффективного достижения намеченной цели. К этому типу групп, в частности, относятся разнообразные оргкомитеты, рабочие совещания, дискуссионные группы и т. п. Примером рабочей группы в образовательной системе может быть группа детей или подростков, разрабатывающая план проведения мероприятия, школьники, работающие над совместным учебным проектом.

Обучающие группы

Обучающие группы обычно формируются в учреждениях системы образования, в молодежных и детских центрах. В подобной работе акцент ставится на способах решения проблем, характерных для данной аудитории, и на выработке соответствующих социальных навыков. Целью проведения работы такого рода групп является профилактика возможных психологических проблем и отклонений, поэтому членам группы предоставляется информация по конкретным проблемам и оказывается помощь в принятии эффективных решений и выработке адекватного стиля поведения. Фактически это тематический семинар с элементами тренинга. Ведущий группы ориентируется на развитие у детей социальных умений, но при этом, безусловно, в группе должна быть атмосфера сплоченности и доверительности, что обеспечивает также и личностный рост участников.

Такие группы обычно характеризуются большим количеством участников. Примером могут служить группы полового воспитания старшеклассников, классы начальной школы, изучающие приемы общения, группа подростков, занимающаяся проблемами профессионального самоопределения.

Консультационные группы

Этот тип групп, в США обычно называемый «групповым консультированием», существенно отличается от упомянутых выше. Консультационные группы ориентированы на процесс, в то время как предыдущие два типа групп ориентированы на содержание. Основным инструментом достижения цели является процесс межличностных отношений внутри группы, все проблемы решаются в процессе взаимодействия, совместных переживаний и совместного обсуждения того, что происходит в группе «здесь и теперь». Такие группы рассматривают обычные, но тем не менее сложные жизненные вопросы, решение которых требует специфических навыков и опыта (например, проблемы развода родителей), взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Обычно подобные группы создаются в школах или психологических центрах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Групповая работа с детьми и подростками"

Книги похожие на "Групповая работа с детьми и подростками" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лариса Цветкова

Лариса Цветкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лариса Цветкова - Групповая работа с детьми и подростками"

Отзывы читателей о книге "Групповая работа с детьми и подростками", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.