» » » Т. Лаврентьева - Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской


Авторские права

Т. Лаврентьева - Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской

Здесь можно купить и скачать "Т. Лаврентьева - Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Издательство «Теревинф»17028ede-509d-102c-9c5b-e8b0b7836b8f, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Т. Лаврентьева - Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской
Рейтинг:
Название:
Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской
Издательство:
Издательство «Теревинф»17028ede-509d-102c-9c5b-e8b0b7836b8f
Год:
2009
ISBN:
978-5-901599-81-5, 978-5-4212-0078-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской"

Описание и краткое содержание "Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской" читать бесплатно онлайн.



В работе описывается опыт организации занятий в керамической мастерской с детьми и подростками, имеющими различные нарушения развития. Эти занятия рассматриваются как возможный путь формирования умений и навыков предметно-практической деятельности, развития общения со сверстниками, повышения самостоятельности ребят, которые не имеют достаточного опыта социального взаимодействия и участия в творческой деятельности.

Работа состоит из введения и трех частей, в которых описываются особенности организации занятий, даются практические рекомендации, помогающие специалистам в решении проблем. Описываются конкретные задания, а также основные алгоритмы их выполнения. Цветные фотографии дадут представление о работах учащихся и проиллюстрируют отдельные упражнения.

Издание будет полезно специалистам, которые работают с детьми и подростками, имеющими особенности развития.






Лаврентьева Т.Е., Караневская О.В.

Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской

Авторы благодарят специалистов Центра лечебной педагогики, чей интерес и ценные комментарии помогли сделать эту работу лучше.

Введение

Считается, что глина была одним из первых материалов, освоенных человеком. Благодаря способности легко принимать и удерживать заданную форму она использовалась в быту и культуре разных народов, отражая традиции своего времени. Со временем глину потеснили другие материалы, но и теперь она применяется в строительстве, промышленности, медицине, искусстве, а также в педагогике и психологии.

В общей педагогике из глины лепят на уроках труда и изобразительного искусства в начальной и средней школе, на занятиях в детском саду и в учреждениях дополнительного образования. В зависимости от возраста детей, целей занятий, материальных возможностей учреждения полученные работы можно подвергнуть обжигу или оставить необожженными. Их можно расписывать специальными красками, предназначенными для работы с глиной (например, ангобами), или красками, которые обычно используются на занятиях рисованием (например, гуашью).

Глину также используют в арттерапии. Пластические свойства глины помогают ребенку выражать те внутренние переживания, конфликты, которые он не может осознать и с которыми не может справиться самостоятельно. При проведении арттерапевтических занятий с использованием глины задача обучения навыкам работы с материалом и инструментами не ставится. В некоторых случаях специалист может показать отдельные, самые простые приемы лепки и декорирования, которые помогут ребенку воплотить его идею. Иногда для достижения нужного результата в работе вместе с глиной могут использоваться и другие материалы, которые обеспечивают дополнительные выразительные средства, но делают невозможным процесс обжига (например, бумага, блестки, кусочки дерева, краски и т. д.). Готовые работы, созданные на арттерапевтических занятиях, как правило, не обжигают: значимым является не столько результат, сколько сам процесс гармонизации эмоционального развития.

Глина нашла применение и в специальной педагогике. Занятия с использованием глины как основного (главного) или одного из пластических материалов проводятся во многих государственных и негосударственных учреждениях. Глину используют на индивидуальных и групповых занятиях в детском саду, на уроках и на внеклассных занятиях в школах. Глина относится к материалам, которые рекомендованы в программах специальных (коррекционных) школ по ручному труду и изобразительной деятельности (изобразительному искусству). Отечественная специальная педагогика отводит особую роль трудовому обучению в подготовке к самостоятельной жизни детей и подростков, имеющих особенности психофизического развития, поэтому занятия ручным трудом рассматриваются одновременно и как эффективное средство коррекции нарушений психического развития, и как начальный этап выбора и подготовки к будущей профессии. Так, например, в специальной (коррекционной) школе VIII вида успешное выполнение заданий с использованием глины и пластилина в 1-3 классах и с использованием гипса в 4 классе может являться одним из условий для последующего обучения учеников штукатурно-малярным работам.

В настоящее время некоторые специальные (коррекционные) школы могут в рамках внеклассной работы проводить занятия в керамических мастерских, созданных на базе этих школ, а в отдельных школах даже появилась возможность предпрофессионального обучения подростков с нарушениями интеллектуального развития гончарному делу. Но пока таких школ очень мало.

В целом возможности этого материала в специальной педагогике используются недостаточно.

Часто педагоги выбирают для занятий другие пластические материалы (например, пластилин). В основном это связано с тем, что глину сложнее готовить к работе, она пачкает руки и окружающие поверхности, а готовые работы без последующего обжига недолговечны и не могут использоваться в быту.

В последнее время глину как материал для занятий все чаще используют в негосударственных и государственных центрах, занимающихся поддержкой семей детей и подростков с нарушениями развития (в том числе имеющих тяжелые и сочетанные нарушения). Однако в специальной литературе этот опыт пока практически не отражен.

Одним из направлений специальной педагогики, в котором работа с использованием глины имеет определенную теоретическую и практическую базу, является антропософская лечебная педагогика. Представители этого направления выделяют два вида занятий: пластицирование и собственно занятия в керамической мастерской.

Термином «пластицирование» обозначают занятия, в которых глина используется как один из пластических материалов наряду с тестом или воском (как правило, глину не используют в работе с детьми младше 11 лет). Занятия керамикой отличаются от пластицирования тем, что их целью является получение готового продукта, который может быть использован в быту. Отметим, что большинству специалистов незнакома литература, рассказывающая о таких занятиях.

Одной из организаций, в течение долгого времени разрабатывающих в России данное направление, является Центр лечебной педагогики, Москва (далее – ЦЛП). За более чем 15 лет работы керамической мастерской здесь накоплен уникальный опыт, часть которого отражена в публикациях специалистов Центра (15–17, 33, 35).

В керамической мастерской ЦЛП проходят занятия с детьми, подростками и молодыми людьми, имеющими различные нарушения развития. Эти занятия различаются по целям, задачам и составу специалистов.

Терапевтическая мастерская

Работа в терапевтической керамической мастерской проводится, как правило, с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими различные особенности развития (нарушения развития эмоционально-волевой сферы, интеллектуальную недостаточность, двигательные нарушения и др.). Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Занятия в терапевтической мастерской позволяют решать разные проблемы ребенка. Они могут способствовать развитию продуктивной деятельности, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, речи и творческого воображения, могут успешно использоваться для формирования образа себя, развития общетрудовых умений и навыков и др. Занятия керамикой часто включаются в расписание групп подготовки к школе, работающих в ЦЛП. Эти занятия формируют умения воспринимать фронтальные инструкции, выполнять задания со всеми вместе.

В терапевтической мастерской с детьми, как правило, работает специалист – педагог или психолог, который не только понимает закономерности и особенности психического развития детей, но и обладает знаниями и умениями работы с глиной и соответствующими инструментами.

Группы общения

Работа в группах общения проводится с детьми и подростками, которые из-за особенностей развития (например, нарушений развития эмоционально-волевой сферы) испытывают стойкие затруднения при взаимодействии с окружающими людьми. Как правило, они не могут «удержаться» на внеклассных занятиях в школе или в секциях и кружках различных досуговых учреждений. В работе групп общения глина может использоваться как один из материалов для организации продуктивной деятельности. Занятия выстраиваются таким образом, чтобы помочь детям наладить общение друг с другом и с педагогом в процессе изготовления и обсуждения изделий. Занятия керамикой позволяют подросткам, посещающим занятия в группах общения, овладеть определенными практическими умениями, развить самостоятельность и уверенность в своих силах и улучшить их коммуникативные способности. Различные виды занятий (керамика, ткачество, полиграфия, столярное дело и др.), предлагаемые в группах общения, также могут помочь подросткам при выборе будущей профессии. Эффективность занятий в группах общения значительно возрастает благодаря совместной работе психологов и других специалистов (в частности, художника или технолога).

Предпрофессиональная керамическая мастерская

Занятия в предпрофессиональных мастерских (в том числе керамической) были организованы специалистами ЦЛП в рамках экспериментов по созданию условий для обучения и работы подростков и молодых людей, имеющих нарушения развития, в том числе тяжелые и сочетанные.

В нашей стране в силу многих причин профессиональное обучение и трудоустройство человека с нарушениями развития является одной из наиболее острых и болезненных проблем. Особенно ущемлены в этом отношении молодые люди, имеющие сочетанные, тяжелые нарушения или нарушения развития эмоционально-волевой сферы. Без специальной поддержки они, как правило, не могут приобретать профессии ни на базе школьных мастерских, ни в коррекционных группах на базе технологических колледжей. Поэтому нередко после окончания школы такой молодой человек оказывается заточенным дома в четырех стенах. Не имея возможности учиться дальше или заниматься чем-то интересным для себя, он утрачивает знания, умения и навыки, приобретенные за время обучения в школе. Дефицит общения с другими людьми и снижающаяся самостоятельность в этом случае приводят к ухудшению домашней ситуации, возникновению у семьи дополнительных проблем. Поэтому на базе Центра лечебной педагогики были организованы мастерские, которые давали возможность молодым людям с нарушениями развития жить нормальной жизнью: учиться, работать, общаться. Обучение людей с такими нарушениями является длительным процессом. Успешность этого обучения больше чем в каком-либо другом случае зависит от объединения усилий различных специалистов. Только в результате совместной работы специальных педагогов (педагогов, психологов, художников и технологов) возможна разработка эффективных методов, приемов и содержания обучения профессиям молодых людей с тяжелыми и сочетанными нарушениями. И как показывает опыт, такой подход к организации обучения является перспективным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской"

Книги похожие на "Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Т. Лаврентьева

Т. Лаврентьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Т. Лаврентьева - Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской"

Отзывы читателей о книге "Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.