Виталий Черенков - Основы международной логистики

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы международной логистики"
Описание и краткое содержание "Основы международной логистики" читать бесплатно онлайн.
В пособии рассмотрены теоретико-концептуальные и практические вопросы международной логистики, затрагивающие экспортно-импортные логистические операции, включая валютно-финансовые расчеты и финансирование, установление контрактных отношений с коммерческими посредниками, организацию валютоэкономных сделок встречной торговли, а также рассмотрен широкий спектр международных бизнес-операций и рисков, имеющих отношение к интегрированию глобальных цепей поставок. Приведены практические примеры анализа и разработки внешнеторговых контрактов, экспорту, а также типичных соглашений с международными коммерческими посредниками. Даны необходимые методические указания по построению курсов международной логистики.
Пособие предназначено для студентов бакалаврских и магистерских программ по направлению «Менеджмент»; оно также может быть полезным для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, слушателей программ ВМВА, включающих в себя вопросы внешнеторговой деятельности, международной логистики, менеджмента глобальных цепей поставок, а также для всех читателей, которые желают ознакомиться с основами международной логистики.
Кроме того, оно может иметь ряд налоговых льгот, получать дополнительное местное финансирование и находиться в непосредственном контакте с покупателем, что не может не повысить его экономическую эффективность. Особенно важно это с точки зрения российского экспортера для вхождения на такие сложные для отечественных компаний рынки, как рынки Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки.
В случае если для отечественной материнской компании особенно важен контроль за рынком, то она переходит от идеи учреждения локальной дочерней компании к созданию на этом рынке зарубежного торгового филиала (foreign trade branch). Подобный филиал проводит на данном рынке все продажи, дистрибьюцию и продвижение товаров фокальной международной компании, осуществляя продажи экспортируемых товаров локальным оптовым торговцам, дистрибьюторам, оптовикам (wholesaler), дилерам (dealer). Все эти коммерческие посредники5 независимо от их названия являются начальным звеном в сети дистрибьюции зарубежного рынка и, следовательно, должны располагать складскими помещениями и оборудованием, необходимыми для хранения и обработки товаропотоков, а также движения запасных частей и проведения ремонтных работ.
Ниже приведены краткие характеристики тех зарубежных покупателей, экспортные продажи которым обычно ведутся по методу прямого экспорта:
♦ компании, закупающие бизнес-товары на В2В-рынках; например, международная инжиниринговая компания, выступающая перед покупателем (заказчиком) генподрядчиком, собирающим (часто в различных странах) субподрядчиков для выполнения сложного проекта;
♦ неприбыльные институциональные организации – государственные органы, муниципалитеты или общественные институты;
♦ крупные (как правило, международные или транснациональные) сети розничной торговли;
♦ отели и рестораны – в случае закупки скоропортящихся деликатесов, свежих ягод, овощей и фруктов;
♦ компании, осуществляющие национальную розничную каталожную торговлю по почте или с использованием телемаркетинга;
♦ физические лица, являющиеся конечными покупателями через Интернет у международных розничных е-торговцев;
♦ физические лица – участники аукционной и биржевой е-торговли через Интернет.
Прямой экспорт предполагает, что компания-производитель (или ее отечественный уполномоченный дистрибьютор) берет на себя все экспортные функции, большая часть которых может быть отнесена к международной логистике. Важнейшими из них являются:
♦ получение экспортной лицензии (при необходимости);
♦ экспортная упаковка и маркировка товара;
♦ выпуск экспортной товаросопроводительной документации6 на языке, принятом импортером (в том числе инвойс, упаковочный лист, сертификаты и др.);
♦ таможенная очистка для экспорта (при необходимости) и очистка по безопасности;
♦ выдача оферты (возможно, анализ и акцепт контроферты);
♦ заключение контракта на перевозку (если это требуется по выбранному условию Инкотермс);
♦ сопровождение контракта;
♦ рассмотрение и удовлетворение рекламаций в соответствии с условиями контракта и организация операций обратной логистики.
При условии положительного заключения отдела маркетинга о целесообразности вхождения на рынок одной из стран с товарной номенклатурой данной компании ее менеджмент, принимая решение о начале прямого экспорта, требует ответов на следующие вопросы:
♦ обладает ли менеджмент достаточной компетентностью в сфере организации международных маркетинговых исследований, планирования и учета экспортных операций?
♦ обладает ли менеджмент достаточной компетентностью в области организации и техники экспортных операций?
♦ обладает ли менеджмент достаточной лингвокоммуникативной компетентностью – письма, чтения и говорения – для самостоятельного осуществления коммуникации с контрагентами принимающей страны?
Основными преимуществами прямого экспорта, с точки зрения компании-экспортера, являются:
♦ повышение экономической эффективности экспорта, поскольку сокращаются издержки экспорта на сумму комиссионного вознаграждения отечественному посреднику;
♦ снижение рисков и зависимости операционных результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетентности отечественных посредников;
♦ появление возможности создания за рубежом позитивного имиджа компании-экспортера и ее брендов;
♦ обеспечение постоянного присутствия компании-экспортера на зарубежном, локальном рынке, позволяющее учитывать и своевременно реагировать на изменения конъюнктуры.
К основным недостаткам прямого экспорта относятся:
♦ значительное отвлечение кадровых и финансовых ресурсов на организацию собственной экспортной деятельности;
♦ значительные логистические транзакционные издержки (особенно в начальный период);
♦ принятие страновых логистических рисков (экономические, политические, правовые и социальные неблагоприятные изменения и/или недостаток релевантной информации, а также кросс-культурные различия в традициях и обычаях ведения бизнеса в разных странах);
♦ принятие операционных логистических рисков (подготовка экспортной документации, затаможивание и страхование грузов, экспортная упаковка и маркировка, фрахтование грузоперевозчика и отгрузка, неудачная идентификация и выбор зарубежных контрагентов, недостаток квалификации и опыта менеджеров-логистов в сфере международной торговли);
♦ принятие валютно-финансовых рисков.
Интракорпоративный экспорт
Интракорпоративный, или собственный, экспорт представляет собой экспортную операцию (как правило, проводимую без посредников), в которой товар (услуга) поставляется собственному подразделению компании-производителя (продавца), находящемуся непосредственно на зарубежном рынке. Это может быть международная операция, реализуемая между головной компанией (штаб-квартирой ТНК) и одним из ее зарубежных подразделений. По определению эта операция служит в основном для В2В-рынков. Впрочем, сюда же можно отнести и поставки в транснациональные розничные сети от их собственных заводов-производителей.
Основная причина отнесения этой международной операции (экономически – внутрифирменной передачи собственности) к экспорту – пересечение государственных границ со всеми вытекающими из этого факта задачами и проблемами международной логистики. В рамках такого зрелого примера международной экономической и политической интеграции, как Европейский союз (ЕС), собственный экспорт исчезает по определению вместе с поэтапным исчезновением в рамках ЕС обособленных национальных таможенных территорий стран – членов ЕС.
Основными преимуществами собственного экспорта являются:
♦ единая система внутрифирменных стандартов и процедур, облегчающая логистику собственного экспорта;
♦ непосредственный и быстрый контакт с конечным «покупателем», что обеспечивает тесную кооперацию «экспортер – импортер»;
♦ надежная обратная связь, необходимая для постоянной модификации характеристик товаров;
♦ максимальный контроль над развитием зарубежного подразделения, что особенно важно для специальных (технологических и комплементарных) товаров;
♦ возможность трансфертного ценообразования, иногда обеспечивающего эффектное и эффективное «налоговое планирование» и рост общего потока прибыли ТНК.
Недостатком собственного экспорта следует считать рост логистических рисков и издержек, обусловленных:
♦ бюрократическими барьерами и организационными недостатками, часто свойственными крупным, географически распределенным ТНК;
♦ конфликтами интересов зарубежных филиалов в рамках типичного для ТНК противоречия «центр – периферия»;
♦ спорами по созданию буферного складского запаса, который важен для бесперебойного производственного или торгового процесса;
♦ потребностью в содержании большого и затратного штата в штаб-квартире ТНК, а также существенных инвестиций и эксплуатационных затрат на специализированные информационные технологии и системы.
Косвенный экспорт
Недостатки прямого экспорта для экспортера во многом состоят в принятии на себя дополнительных международных логистических издержек и рисков. Это особенно значимо для экспортеров-новичков из сферы малого и среднего бизнеса. Все это приводит, по крайней мере на начальном этапе интернационализации бизнеса, к пониманию целесообразности применения международных операций типа косвенный экспорт.
Основной особенностью косвенного экспорта является включение опытных в организации экспортных/импортных операций коммерческих посредников. Речь идет о таких «чистых» коммерческих посредниках международных торгово-посреднических операций, как агенты (agent), дистрибьюторы (distributor) и консигнаторы, или консайни (consignee). Тем не менее необходимо различать зарубежных посредников (дистрибьюторы и консигнаторы, аккредитованные и физически находящиеся за рубежом) и отечественных посредников (дистрибьюторы и консигнаторы, аккредитованные и физически находящиеся в отечестве). Первые – акторы операций прямого экспорта, вторые – косвенного. Что касается агентов, то их аккредитация/местонахождение не влияет на определение метода и (если они действуют в рамках письменного агентского соглашения) может отражаться в правах и обязанностях соответственно принципала и агента. Фасилитаторами интеграции глобальных цепей поставок следует считать и тех и других.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы международной логистики"
Книги похожие на "Основы международной логистики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Черенков - Основы международной логистики"
Отзывы читателей о книге "Основы международной логистики", комментарии и мнения людей о произведении.