Виталий Черенков - Основы международной логистики

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы международной логистики"
Описание и краткое содержание "Основы международной логистики" читать бесплатно онлайн.
В пособии рассмотрены теоретико-концептуальные и практические вопросы международной логистики, затрагивающие экспортно-импортные логистические операции, включая валютно-финансовые расчеты и финансирование, установление контрактных отношений с коммерческими посредниками, организацию валютоэкономных сделок встречной торговли, а также рассмотрен широкий спектр международных бизнес-операций и рисков, имеющих отношение к интегрированию глобальных цепей поставок. Приведены практические примеры анализа и разработки внешнеторговых контрактов, экспорту, а также типичных соглашений с международными коммерческими посредниками. Даны необходимые методические указания по построению курсов международной логистики.
Пособие предназначено для студентов бакалаврских и магистерских программ по направлению «Менеджмент»; оно также может быть полезным для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, слушателей программ ВМВА, включающих в себя вопросы внешнеторговой деятельности, международной логистики, менеджмента глобальных цепей поставок, а также для всех читателей, которые желают ознакомиться с основами международной логистики.
Модифицированные методы предполагают усложнение совокупности средств осуществления коммерческого обмена, объективно вызванное несогласованностью отечественного логистик-микса с логистически значимыми измерениями маркетинговой среды принимающей страны.
Основные причины перехода от базовых к модифицированным методам международных операций в зависимости от особенностей маркетинговой среды принимающей страны показаны на рис. 2.8.
Рис. 2.7. Сокращенная карта субъектов и объектов традиционных и мутировавших форм международных операций, представленных в международных логистических потоках
Рис. 2.8. Основные причины перехода от традиционных к мутировавшим формам международных операций, а среди мутировавших форм – в сторону форм с увеличивающейся долей прямых зарубежных инвестиций
Традиционные и мутировавшие формы международных операций
Под формой осуществления международных операций (см. рис. 2.1, 2.3) предлагается понимать системную и, как правило, документарно формализованную организацию/структуру отношений международного коммерческого обмена. Выбор наиболее приемлемой формы международной операции зависит от природы объекта сделки, стратегического маркетингового решения экспортера (импортера), а также от рассогласования отечественного логистик-микса с логистически значимыми измерениями маркетинговой среды принимающей страны. Эти рассогласования, помимо логистических рисков, обеспечивают дополнительный вклад логистических издержек в конечную цену товара и тем самым влияют на его конкурентоспособность в принимающей стране.
К традиционным формам международных операций предлагается относить экспортно-импортные операции, осуществляемые любым из четырех методов (см. табл. 2.1, рис. 2.1). Все прочие формы международных операций относятся к превращенным3, или мутировавшим, формам международных бизнес-операций.
В трехуровневой управленческой иерархии (стратегический – оперативный – тактический уровни), входящей в модифицированную HBS-модель, адаптированную [Международный…, 2007, с. 158,] к задаче формулирования международной маркетинговой стратегии, собственно выбор подходящей (квазиоптимальной) международной операции относится к уровню оперативных менеджерских решений. Логистические аргументы при принятии таких решений весьма весомы, так как внешнеторговый контракт включается практически во все международные операции, а его исполнение в значительной степени зависит от международной логистики. Оперативные решения в кросс-граничной области некоторой ветки глобальной сети поставок как в теоретическом, так и в практическом плане ведут к поиску подходящего сочетания метода/ формы международной операции, и потому оправданно существование единого методологического подхода и включения темы о формах/методах международных операций в такие предметы, как «Международный логистический менеджмент», «Международная логистика» и «Международное коммерческое дело».
2.2. Традиционные формы международных операций
Международная торговля, опирающаяся на экспортно-импортные операции, является традиционной и одной из основных форм глобальной интеграции цепей поставок. Через торговлю реализуется международное разделение труда, требующее развития обратного процесса кооперации и порождающее встречные логистические эффективные и результативные потоки, обеспечивающие мирохозяйственную интеграцию. Через международное развитие интеграционных процессов в глобальных цепях поставок происходит реализация итогов международного разделения труда, главным образом за счет развития традиционных методов экспортно-импортных операций.
Известно, что при экспорте страна получает выгоду, измеряемую разницей между более высокой мировой ценой и более низкой внутренней ценой производства/добычи. При импорте, напротив, происходит экономия внутренних затрат на основе отказа от национального производства того или иного вида товара, так как цены на ввозимые из-за рубежа товары ниже по сравнению с издержками их производства внутри страны. Так или иначе, но материальные логистические потоки, проходя из одной страны в другую, должны быть опосредованы актами международной купли-продажи, формализуемыми в виде экспортных/ импортных операций.
Общие сведения об экспортных/импортных операциях
Международные сделки купли-продажи товаров относятся к традиционным формам международных операций. По условиям подобных сделок продавец (резидент одной страны) обязуется передать товар в собственность покупателя (резидента другой страны) в обусловленные контрактом сроки и на определенных условиях, а покупатель, в свою очередь, обязуется принять этот товар и уплатить за него согласованную в контракте денежную сумму. Эти сделки, исходя из направления движения товара и платежей, а также из предшествующей истории происхождения и движения данного товара, известны под терминами «экспорт» и «импорт», а также «реэкспорт» и «реимпорт». Две последние операции относятся также к операциям обратной логистики.
Экспорт и импорт имеют место тех случаях, когда происходит переход прав собственности между резидентами и нерезидентами независимо от соответствующих физических перемещений товаров через границы [Национальные счета…, 2006]. Однако существуют три исключения, которые требуют условного предположения о переходе прав собственности:
♦ финансовый и операционный лизинг;
♦ поставки между филиалами одного и того же предприятия;
♦ товары, направляемые для значительной переработки или ремонта.
Побудительными мотивами к началу и развитию экспортной деятельности компании-производителя могут послужить:
♦ общая задача повышения совокупной доходности бизнеса при наличии незагруженных производственных мощностей;
♦ снижение спроса на собственную продукцию и/или рост конкуренции (в том числе и за счет импортируемых товаров) на внутреннем рынке;
♦ возможность продления жизненного цикла товаров (ЖЦТ) собственного производства за счет его экспорта на рынки-аутсайдеры, где эти товары могут считаться относительно инновационными и находиться на стадии роста ЖЦТ;
♦ стремление «снять сливки» на зарубежных рынках за счет временно повышенных цен в силу неудовлетворенного спроса на экспортируемые фокальной компанией товары;
♦ выполнение задач риск-менеджмента, состоящих в сглаживании резких колебаний спроса и снижении коммерческих рисков за счет национально-географической диверсификации целевых рынков;
♦ обеспечение признания компании за рубежом и создание позитивного международного имиджа для перспективного глобального продвижения торгового имени и брендов отечественной компании;
♦ реакция на коммерческие запросы, поступающие из-за рубежа;
♦ получение твердой наличной валюты и за счет этого – повышение ликвидности суммарных активов компании;
♦ получение дополнительного коммерческого эффекта за счет использования более дешевых отечественных факторов производства и ресурсного потенциала, обеспечивающих дополнительное конкурентное преимущество;
♦ стремление быстрее, чем на внутреннем рынке, покрыть расходы на НИОКР при создании инновационных товаров, обогнавших уровень развития отечественной инновационной системы и не находящих должного спроса на внутреннем рынке;
♦ приобретение ценного знания в результате непосредственного присутствия на зарубежных рынках за счет проведения международного бенчмаркинга как в сфере производства, так и в сфере маркетинга;
♦ психологическое и экономическое ощущение менеджментом компании-экспортера состоятельности и эффективности своего бизнеса в связи с выходом фокальной компании на зарубежный рынок, что также можно считать важным международным конкурентным преимуществом.
Импорт
Импорт представляет собой покупку иностранных товаров/услуг резидентными организациями/лицами отечества с целью их продажи/ потребления на национальном (внутреннем) рынке или «ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе» [Об основах…, 2003].
В случае импортных операций (за исключением, пожалуй, институциональных и корпоративных международных закупок, а также институционально-конкурентных методов международной торговли – аукцион, биржа, тендер) покупатель-импортер играет менее активную, хотя и решающую роль. Это характерно для современной конъюнктуры мирового рынка как «рынка покупателя», которая типична (за малыми исключениями: например, стратегические топливно-сырьевые и редко встречающиеся в природе сырьевые товары) для основной совокупности мировых товарных рынков. Поэтому как в отечественной, так и в зарубежной прикладной литературе, посвященной экспортно-импортным технологиям, импорту уделяется намного меньше места.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы международной логистики"
Книги похожие на "Основы международной логистики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Черенков - Основы международной логистики"
Отзывы читателей о книге "Основы международной логистики", комментарии и мнения людей о произведении.