Геннадий Чепеленко - Зима не в эту осень
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Зима не в эту осень"
Описание и краткое содержание "Зима не в эту осень" читать бесплатно онлайн.
В книгу «Зима не в эту осень» включены новые стихи и некоторые переработанные из книги «При медленной луне». Сквозной мотив – судьба поэта в метафизической и реальной ипостасях. Основные принципы возможностей пишущего стихи изложена им в эссе «Точность слова в контексте неясного». В нем он рассматривает значение слова как независимое от обозначения предмета, его способность с другими вызывать ассоциации и взаимопревращения мыслей в образ и, наоборот, перенастраивать смыслы для новой реальности. Использование «импульсной, тональной техники» придает стихам индивидуальность. Перепады тональностей вводят в мир звуков, неких «звучащих пятен Леже». В его экспрессивных стихах множество «мгновенных ассоциаций», иррациональных, не всегда способных объяснить мысль, но понимаемых на уровне ощущений. В лучших своих стихах ему удается использовать этот прием для гармонического подтекста самого стиха.
На веревках
На веревках, под простынями
ветер вспыхивает пузырями!
На разрыв, как пьяный в драке
рвет края их,
уже красной рубахи.
Сверху – снизу. От ветра справа
ткани серые в пятнах, кровавые
от заката. Влетевший же слева
после холода – для разогрева.
С края простынь летит на волю
вниз по травам помятым, полый.
Поднимаясь, всех учит падать!
Если в лужи, разводит слякоть.
Старой новостью – по огородам,
простыням чужим,
перед разводом!
Мелкой дрожью в канавах, лужах.
Каждый день от него простужен.
На закат, разжигая накал лампады
он им вреден как хриплый ладан.
В тех мозаиках – в криптах мира
запах ветра на клочьях дыма.
Оттого – в непрозрачном небе
прячет звезды под синим снегом
и – на память немым рассыльным
возвращает их свет как снимок.
Он – везде! В пузырях – к накалу,
к темноте с ее медленным краем.
Потому, если в матовом… окна,
он из первых, кто смотрит в оба.
Потому пузырями, щетинясь
ищет повод на сером и синем
свет продлить, не меняя границы
там, где только летают птицы.
Не причастный к их переправе
он везде: и – вверху, и – в канаве.
По мерцанию звезд и – с мороза
его чувствуют все, даже кожа.
Не укрыться! Нельзя, но можно
отлежаться, вдыхая в ноздри
свет небесный и запах листьев,
представляя как все это мыслит.
Нет – ни повода, даже мороза.
Все – обычно: стихи да проза.
От реки он в траве, а – в реке
сам меняется на сквозняке.
И изнанкою все – те же листья,
тишина, отвлекающей мысли.
Это он – к передышке! Покой
между мною и – белой рекой.
Это после все медленней волны
по оврагам, где серые волки,
предвечерняя, шопотом мгла
сквозь сознание – с ним с утра.
Красные пузыри
Без воздуха – пузыри
глухие, имея уши:
красные или синей зари
от водки или от стужи.
Не отвлекают их ни весна,
ни снега – под синяками.
Оттого нипочем им тоска
у стоек и между ларьками,
утро или же тусклая мгла
на нескончаемый холод…
Им
не вода открывает глаза,
а ночи, их запахов город,
до одышки – сырая земля,
снег если острый, и ранит,
осенью лето, весною зима
с солью и едких – от гари.
Если зеленая сверху вода,
то на деревьях не почки.
Точки и шумы товарняка
празднуют их же ночи!
Им по колено улиц река
любой глубины и короче
все переходы в их рукава.
Неоновый их выносит:
зеленые в нем мотыльки
и в их головах под ногами,
и те, что через сквозняки
в воде и повсюду углами.
Но красные – синей зари
от водки и снега, снаружи
не видят. В глазах изнутри
холод, навыкат им лужи
через потную, серую грязь,
зимнюю, желтую слякоть,
через окурки и едкий квас
по високосным датам.
Этажи
Подъезд разъединяет этажи.
И – лестница к тому причастна,
а лифт пустой, оставив виражи,
зайдя на пятый, дергает внезапно.
Причиной – постоянная вражда
кого-нибудь с любыми этажами:
между собой уставших горожан,
от лестницы зависящих ночами,
от лифта для подъема на этаж,
его дверей, ломающихся часто,
надолго заглушающих экстаз
и этажей, и заболевших астмой.
И – напролет без отдыха и сна
проемы приквартирных арок.
И окон свет! На крики из окна -
ответ машин, гудение стоянок.
И – лифт задерганный вконец
всех суетой, подобием ремонта
и криком всех, когда один истец.
И никого при незакрытых окнах!
И лестница высвечивает грязь,
и под ноги окурки и усталость,
и лифт утратил с этажами связь
от всех и вся, от света удаляясь.
И – оттого по лестнице назад
за ним сбегают, страхи оставляя
перилам, с этажей на тот этаж
где он застрял и снова убегая.
И невозможны беготня и шум
от всех свобод и до его ремонта!
Любая мысль пришедшая на ум
из почему и прочих перетолков.
Предчувствие
Умирающий летом
не способен на смерть.
Чаще он как примета
покачнувшихся стен
от стоящих напротив
или – утром в толпе,
знак распахнутых окон
к синей, с зыбью реке.
Умирающий в позднем
сне, по дням изучив,
как качаются звезды,
ритм строки и мотив:
часто с вечера утром
ярче свет в темноте
и способен
плыть в руки,
если небо везде.
Если охрой, едва ли
будут в нем облака
плыть от синих окраин
через их берега
и для яркости красок
будет лишним мазок.
Из неоновой маски
даже желтый листок.
Бесполезны все даты
утра, с вечера дня.
Те,
что мне благодарны,
знают вас, не меня
или – ближе Постолке!
Я так летом хотел
прокатиться на тройке,
сам не зная зачем
по лугам, где вихляет
руслом, вспыхнув река.
Там шатает, гуляет
и – трава в ветряках.
И готов я до взлета
встать под душ и удар
вод и винт самолета
если тройка к чертям,
опираясь на крылья,
не влекомый никем,
их из омута вырвав,
на любом сквозняке.
И на милость надеясь…
на себя – в сотый раз
от осенних апрелей
и – до зимних утрат,
вверх,
до новой стоянки,
где уснул караул…
Все темно на экране.
Может кто-то уснул!
Или – холод рискует
стертым и в витражах:
молча краски тусует
в темно-белых тонах.
Зима не в эту осень
Я опоздал. Билет просрочен.
И дни не в рифму, часто в прозу.
По ним из выщербленных точек
подстрочник и строка к истоку!
Любой строке как дням на вылет:
и – той что тенью перед мыслью
или – другой, когда нет крыльев,
чтобы упасть, достигнув выси.
Где листья ворохом – к дороге!
И – ветренником искать удачи
от рифмы к прозе, быть в итоге
заложником холодной дачи!
Одни плотней, другие настежь!
И дверь захлопывать с порога.
В днях аритмии близкой к астме
часть рифм, и поводом погода!
А что от строк! Одна снаружи,
записанная к кадрам – Морзе,
другая – к плавающим в лужах,
запоминает к листьям, осень.
И – каждая следит как к краю…
растерян я! И – спутал сроки:
не в рифму подлинник читаю
с подтекстами на много копий.
И если текст застыл – дыханье
все исправляет на морозе…
и дождик сыплет на прощанье
запрет на зиму в эту осень.
Меняю буквы, строки, знаки,
и то, что мне летит под ноги.
Я раньше вписывал в тетрадки
непостоянство блеклых окон.
Теперь – мозаичней картины:
в тех окнах прописью детали:
по контурам, мазкам унылым
из рифмы строки выпадают.
И – я без них! По кальке неба
ввожу в подстрочник запятые.
Я слышу как скрипит телега
как строки ровные – кривые.
И – безучастной к ним бумага
лжет: не молчит она часами!
Не оттого ли в окнах влага
правдивее, чем стекла сами.
Окна
Как озаренье, то – внутри,
что и в глазах при виде поля:
ме-ня-ю-щи-е-ся дожди
и каждого, чем тише, соло.
Сквозь звуки и через мираж,
за окнами, за плотной дверью
размытый красками коллаж
оттенков с будущей метелью.
Протяжнее, чем – в пустоте
игра высот в пределах взгляда,
когда их нет, а те, что есть,
доказывают: света мало.
О том пейзаж и сверху знак,
если принять дождей уловки:
затишье, взвешенное на весах,
и ветра резкие перестановки
в напоминание: с дождей
круги, в порывах карусели
мозаика простых вещей —
из дней фантомные недели,
когда дни собраны не так…
И без сюжета не по строчкам
ты видишь свет по пустякам,
не к месту выпуклая точка.
На каждый повод – зеркала
луж. Даже неба отраженья
в кругах и серых сквозняках…
От ветра мнимей отраженья
сюжета в будущий провал
в метель или
потусторонний,
мир, чтобы ты не узнавал,
себя, его у стекол сонный.
Все потому, что все в наклон
в кривом и падающем доме.
Неравенство его сторон
в дожди холодные о том же,
когда снаружи – не зима
и не совсем глухое время.
В часах не стрелка замерла,
а маятник устал смертельно,
как монотонная вода —
от звуков, падающих
с крыши,
тем, что они уже с утра
назойливые, стали тише
и – мелкой рябью пелена,
её же цвета – скверы, дали.
Их видимость изменена.
Уставшие ясней детали
тех озарений, в том сейчас,
что и без них, не через окна —
по крышам и внутри звучат,
едва не разбивая стёкла.
И – медленнее, по частям
восстановление коллажа…
когда все краски вычищал
дождь и менял лицо фасада.
Не заслонял обзор в окне,
но медленные длил минуты…
как по стеклу, темнея в нем,
текла вода, смывая утро.
Я не знаю
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Зима не в эту осень"
Книги похожие на "Зима не в эту осень" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Чепеленко - Зима не в эту осень"
Отзывы читателей о книге "Зима не в эту осень", комментарии и мнения людей о произведении.