» » » Евгения Трошихина - Нарушение и коррекция психического развития. Учебное пособие


Авторские права

Евгения Трошихина - Нарушение и коррекция психического развития. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Евгения Трошихина - Нарушение и коррекция психического развития. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская психология, издательство Литагент СПбГУ3ba51d22-8299-11e7-8179-0cc47a520474, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Трошихина - Нарушение и коррекция психического развития. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Нарушение и коррекция психического развития. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-288-05679-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нарушение и коррекция психического развития. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Нарушение и коррекция психического развития. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки «Психология». В нем изложены проблемы нарушения развития у детей, выделены общие закономерности аномального развития, представлена классификация типов психического дизонтогенеза, раскрыты причины и механизмы нарушения развития, дана клинико-психологическая характеристика детей при разных формах дизонтогенеза. В пособии раскрываются основные аспекты психологической коррекции детей с проблемами в развитии. Пособие может быть полезным не только магистрантам, но и слушателям, проходящим переподготовку в области психологии, а также специалистам, работающим с детьми и подростками.






Периодизация возрастного развития ребенка Л. С. Выготского базируется на изучении внутренних закономерностей развития. Он рассмотрел развитие как диалектически противоречивый процесс, включающий в себя чередование стабильных и кризисных периодов. В стабильные периоды накапливаются количественные изменения, а критические периоды характеризуются резкими скачками, поворотными пунктами в развитии ребенка и подростка. Это периоды появления возрастных новообразований – качественно новых особенностей, определяющих преобразования в сознании ребенка, его отношения к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, дальнейший ход развития в данный период. На каждом этапе есть центральное новообразование, выступающее в качестве ведущего для всего процесса развития на новой основе. В критические периоды происходит перестройка социальной ситуации развития, что означает изменение взаимоотношений ребенка с социальной средой и его отношения к самому себе. Движущей силой развития является борьба между новообразованием и уже не устраивающей ребенка социальной ситуацией развития.

Школе Б. Г. Ананьева принадлежит выделение основных закономерностей онтогенеза: неравномерность, гетерохронность, противоречивость и структурность развития. С пониманием гетерохронности развития связано выделение сензитивных периодов развития в жизни человека, т. е. периодов, наиболее благоприятных для формирования определенных психических и психологических свойств, функций и видов поведения.

Анализ возрастного развития имеет большое значение для психологического изучения отклонений в психическом развитии. При изучении психологических особенностей детей и подростков с различными нарушениями в развитии в центре внимания стоит задача классификации основных нарушений, анализ их структуры и степени тяжести, что возможно только с опорой на результаты изучения развития психических явлений, возрастной анализ их изменчивости и на современные достижения в области психологии развития.

Проблемы дизонтогенеза

В отечественной дефектологии и психологии применительно к дизонтогениям принят термин аномалия развития. Понятие аномальный ребенок предполагает наличие серьезных отклонений в развитии. К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития.

В онтогенезе каждый организм проходит последовательные этапы развития.

Различают 2 основных периода.

1. Пренатальный – внутриутробный, зародышевый, до рождения.

2. Постнатальный – перинатальный, послезародышевый, после рождения.

(В медицине выделяют еще антенатальный период – период родов.) Внутри пренатального онтогенеза различают 3 стадии.

1. Стадия прогенеза – с момента зачатия до 2–3 недель после оплодотворения. Клинические признаки прогенеза дифференцируются очень трудно и порой их сложно отличить от наследственных аномалий развития.

2. Стадия эмбриогенеза – от 4 недель до 4 месяцев беременности. Наиболее характерными признаками эмбриопатий являются врожденные пороки внутренних органов, дисплазии телосложения, нарушения формирования лица и т. д.

3. Стадия фетогенеза – от 4 месяцев до конца беременности.

Термин дизонтогенез впервые употребил немецкий биолог И. Швальбе, обозначив им отклонение структуры организма от нормального варианта в период внутриутробного развития. Впоследствии термин дизонтогенез приобрел более широкое значение. Изучение механизмов дизонтогений расширилось в 40-х годах XX века, когда английские психиатры Грегг и Стоун обратили внимание на то, что у детей, матери которых во время беременности перенесли краснуху, почти всегда наблюдались нарушения в развитии. Таким образом, дизонтогенез – это различные формы нарушений онтогенеза, в пренатальный и постнатальный (преимущественно раннепостнатальный) периоды, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Психический дизонтогенез – нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение последовательности, ритма и темпа развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри отдельных сфер.

Причины нарушений могут быть различны.

Биологические факторы

1. Поражение генов (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена веществ и др.). Они обусловливают первичные врожденные пороки развития.

2. Воздействия на плод в перинатальном периоде при неблагоприятном протекании беременности, которые могут вызвать вторичные врожденные пороки развития:

• инфекционные (связаны с инфекционными и вирусными заболеваниями матери);

• токсические (связаны с применением несоответствующих лекарственных препаратов, употреблением алкоголя и наркотических веществ и др.);

• механические (ушибы матери и плода, обвитие плода пуповиной и др.);

• радиоактивные воздействия;

• сердечнососудистая и эндокринная патология матери, токсикозы, стрессовые состояния матери во время беременности;

• иммунологическая несовместимость крови матери и плода;

• термический фактор (перегревание или переохлождение).

3. Неблагоприятное протекание родов (родовые травмы, асфиксии и др.).

4. Воздействия в раннем постнатальном периоде, как и в раннем детстве в целом:

• инфекционные и вирусные заболевания;

• интоксикации;

• черепно-мозговые травмы.

Неблагоприятные воздействия в антенатальном и постнатальном периодах могут вызвать приобретенные пороки развития. Например, заболевание менингитом может привести к гидроцефалии, глухоте, задержке физического развития.

При этом нарушения развития могут быть связаны с относительно стабильными патологическими состояниями нервной системы (как например, при хромосомных нарушениях, резидуальных (остаточных) органических состояниях), а могут возникать на почве текущих прогрессирующих заболеваний (врожденных дефектов обмена, гидроцефалии, опухолей, энцефалитов, эпилепсии и т. д.).

Социальные факторы

Социальные факторы включают в себя широкий спектр выраженных неблагоприятных социальных и социально-психологических условий развития и воспитания. Жестокое обращение и пренебрежение в отношении ребенка могут быть опасны не только для здоровья ребенка, но даже для его жизни. Социальный, эмоциональный и сенсорный виды депривации, создающие значительный дефицит информации и эмоционального опыта, также могут стать причиной нарушений развития, хотя менее грубых и стойких, чем при действии биологических факторов. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится патохарактерологическое формирование личности, аномалии развития эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев они связаны с неправильным воспитанием. Чем раньше сложились неблагоприятные социальные условия, тем более выраженными будут нарушения развития.

Во многих случаях приходится говорить об одновременном действии неблагоприятных биологических и неблагоприятных социальных факторов, что существенно усугубляет нарушения в развитии ребенка. При этом надо иметь в виду, что существуют сложные взаимодействия патогенетических факторов с противодействующими (защитными) факторами организма. Любые патогенные факторы (инфекции, интоксикации, травмы и т. д.), действующие на организм, еще не являются этиологией сами по себе. Они приобретают этиологическое значение лишь при формировании патогенетических механизмов – патогенеза. Воздействие патогенного фактора может уже прекратиться, а патогенез начинает «жить самостоятельной жизнью». Патогенез является сущностью заболевания, он обусловливает его клиническую картину. Патогенез психической патологии развернут на разных уровнях нервной системы – в особенности центральной нервной системы.

Характер дизонтогенеза определяется не только воздействием того или иного биологического фактора, но и другими параметрами.

Мозговая локализация нарушения

В зависимости от локализации нарушения различают 2 основных вида дефекта.

1. Частный – обусловленный дифицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.

2. Общий – связанный с нарушением регуляторных систем, как подкорковых (что обусловливает снижение уровня бодрствования, активности, патологию влечений, элементарные эмоциональные расстройства), так и корковых (что вызывает нарушения интеллектуальной деятельности, волевой регуляции, сложных эмоциональных образований).

Нарушения частных функций более парциальны и могут компенсироваться сохранностью регуляторных и других частных систем.

Время поражения

Временной фактор играет существенную роль. Характер дизонтогенеза определяют следующие его параметры.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нарушение и коррекция психического развития. Учебное пособие"

Книги похожие на "Нарушение и коррекция психического развития. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Трошихина

Евгения Трошихина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Трошихина - Нарушение и коррекция психического развития. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Нарушение и коррекция психического развития. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.