» » » Данила Кузнецов - Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра


Авторские права

Данила Кузнецов - Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра

Здесь можно купить и скачать "Данила Кузнецов - Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Кинематограф и театр, издательство Литагент 5 редакция, год 2019. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Данила Кузнецов - Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра
Рейтинг:
Название:
Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра
Издательство:
неизвестно
Год:
2019
ISBN:
978-5-04-094371-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра"

Описание и краткое содержание "Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра" читать бесплатно онлайн.



Даже самые заядлые киноманы чаще всего смотрят кино в широком значении слова – оценивают историю, следят за персонажами, наслаждаются общей красотой изображения. Мы не задумываемся о киноязыке, как мы не задумываемся о грамматике, читая романы Достоевского. Но эта книга покажет вам другой способ знакомства с фильмом – его глубоким «чтением», в процессе которого мы не только знакомимся с сюжетом, но и осознанно считываем множество авторских решений в самых разных областях киноязыка. «Синхронизация» – образовательный проект, который доступно и интересно рассказывает о ярких явлениях, течениях, личностях в науке и культуре. Автор этой книги – Данила Кузнецов, режиссер, историк кино и лектор Синхронизации и РАНХиГС.





Стивен Спилберг (род. 18.12.1946) – американский режиссер, сценарист и продюсер. Спилберг является самым кассовым режиссером мирового кинематографа за всю историю. Его фильмы в совокупности собрали в прокате больше 10 миллиардов долларов. Круг интересов Спилберга крайне разнообразен: от исторических фильмов («Список Шиндлера», 1993) и научной фантастики («Искусственный разум», 2001) до приключенческих фильмов (франшиза «Индиана Джонс»). В 1998 г. снял эталонную военную картину – «Спасти рядового Райана» (1998), где сумел средствами игрового кино максимально точно передать атмосферу реального боя. Обладает узнаваемым авторским почерком, как на уровне драматургии, так и на уровне изображения: например, часто использует внутреннее кадрирование, когда лицо героя оказывается вписано в геометрическую фигуру (открытая дверца стиральной машины или челюсти огромной акулы).

Если герой представляет собой обычного с виду человека, у которого все валится из рук, то такой тип называется «неудачник». Он привлекает зрителя по разным причинам. Во-первых, вокруг неудачников всегда полно конфликтов: они что-то теряют, куда-то опаздывают, попадают в разные передряги. Гиперболизированный тип такого героя можно видеть в фильме «Невезучие» (1981) с Пьером Ришаром, где он играет тотального неудачника. Во-вторых, неудачник вызывает смех, а смех в большинстве случаев связан с внутренним чувством собственного превосходства. По законам комедии мы смотрим на персонажей сверху вниз, как на людей, гораздо менее приспособленных к жизни, чем мы сами. Это сравнение в пользу зрителя и вызывает улыбку. В драме, например, мы смотрим на героев как на равных, а в трагедии – снизу вверх, так как герои этого жанра часто обладают уникальными волевыми качествами и стойкостью, они готовы пожертвовать жизнью ради защиты своих идеалов.

Встречается иногда герой, который своими руками разрушил собственную жизнь, например, из-за алкогольной зависимости потерял и семью, и работу. Или страшный эгоизм не дает ему выйти на какой-то новый уровень взаимодействия с окружающим миром, как у героя фильма «День сурка» (1993), которому неведомые высшие силы дали уникальную возможность исправиться, проживая раз за разом один и тот же день своей жизни. Такой тип называется «падшая душа», и попытки героя исправиться неизменно будут вызывать зрительское сочувствие. В персонаже зритель видит «потенциального» себя и, смотря такие фильмы, занимается, по сути, самоуспокоением, убеждая себя, что если, не дай бог, и он окажется в такой ситуации, то тоже обязательно найдет из нее выход.

Четвертым типом является «супермен» – человек, обладающий рядом уникальных талантов в тех или иных областях. Одного из самых известных и характерных представителей этого типа зовут Бонд. Джеймс Бонд. Бесстрашный суперагент красив, обладает отличной физической подготовкой, метко стреляет, водит любой вид транспорта и регулярно спасает мир от очередного суперзлодея. Зритель им восхищается, ему хочется почувствовать себя на месте британского разведчика. Строго говоря, большинство аудитории именно для этого и ходит на подобные фильмы – чтобы хоть на два часа ощутить себя спасителем мира за рулем быстрого Aston Martin.

Зрительское восхищение порой настолько сильно способствует самоидентификации с персонажем, что способно заставить нас сопереживать даже негодяю при условии наличия у него талантов в той или иной области. Такой тип часто называют «талантливый негодяй». Для усиления зрительской симпатии рядом с ним часто ставят еще большего злодея, который начисто лишен талантов и обаяния. В уже упомянутом фильме «Молчание ягнят» зритель испытывает определенную симпатию к маньяку Ганнибалу Лектору в исполнении Энтони Хопкинса не потому, что он каннибал, а потому, что он проявляет себя ценителем искусства, тонким знатоком человеческой психологии и, кроме того, помогает в расследовании главной героине. В контрасте с ним дан маньяк по прозвищу Буффало Билл, который просто убивает людей и никак больше себя не проявляет. Главный герой фильма «Социальная сеть» (2010) – создатель Фейсбука Марк Цукерберг – показан довольно неприятным на первый взгляд типом: холодным, неспособным выстроить отношения с девушкой и способным предать своих деловых партнеров. Однако у него есть деловая хватка и таланты организатора и программиста, которые позволили ему стать одним из самых молодых миллиардеров мира. Кроме того, он обладает изрядной наглостью и прямотой – киногеничными качествами, дефицит которых испытывает большинство массовой аудитории, вследствие чего и отождествляет себя с таким героем с большой охотой.


Все вышеперечисленные типы героев («наш сосед», «неудачник», «падшая душа», «супермен» и «талантливый негодяй»), как правило, взаимодействуют с окружающим миром по очень простому принципу: через череду конфликтных ситуаций. Для того чтобы возник конфликт, необходимо, чтобы у героя не совпадали желания и возможности, чтобы у него была некая цель, которую он не может достичь. Просто понимания цели для сопереживания герою нам недостаточно. Например, целью может быть яблоко в чужом саду, которое герой собирается украсть. Но почему он идет на этот поступок? Может быть, он просто хулиган, а может быть, он сбежал из вражеского плена и уже три дня ничего не ел. Мы по-разному будем относиться к этим персонажам, потому что у них совершенно разная мотивация – совокупность причин, по которым герой собирается достичь цели. Для того чтобы возник интересный фильм, помимо цели и мотивации герой должен столкнуться с препятствиями. Эти препятствия и обеспечивают то самое несовпадение желаний и возможностей у героя и сопутствующий зрительский интерес. Представьте сцену, в которой герой долго идет по садовой дорожке к дому, поднимается на крыльцо, стучит в дверь, ждет, ему открывают дверь, он спрашивает разрешения войти, ему отвечают согласием, он наконец заходит в дом. А во второй сцене герою в точно такой же ситуации откажут, и он полезет через окно. При прочих равных, вторая сцена будет смотреться на экране гораздо привлекательнее.

Для того чтобы еще раз повторить композиционную структуру и драматургические элементы, связанные с героем, давайте разберем трехминутный короткометражный мультфильм студии Pixar «О птичках» (2000), получивший в 2002 г. премию «Оскар».


«О птичках» (2000), студия Pixar


В самом начале мультфильма мы видим маленьких птичек, которые по очереди садятся на провода и все время дерутся друг с другом за место. Неожиданно появляется большая величавая птица с большим хохолком, которая садится на один из столбов и приветливо машет птичкам. Те в ответ начинают высмеивать хохолок гостьи, но большая птица не улетает, а садится аккурат в середину стаи. Тогда маленькие птички клюют большую в бок, она падает, но продолжает держаться лапками за провод. Маленькие птички начинают с остервенением молотить клювами по лапкам благодушно взирающей на это большой птицы, пока на последнем коготке не останавливаются, поняв, что провод под тяжестью большой птицы натянулся как тетива лука. Коготок большой птицы медленно-медленно разжимается, и провод запускает птичек в небо настолько стремительно, что они падают на землю уже лишенные своих перьев и стыдливо скрываются от зрительских глаз за телом хохочущей большой птицы.

Первый вопрос, который мы должны себе задать: кто главный герой этой истории? Не переворачивайте страницу, подумайте над ответом.

Маленькие птички. Именно они являются подлинными героями этой истории, так как именно у них есть и мотивация, и цель, и препятствия. У большой птицы нет конфликтов ни с собой, ни с окружающим миром – она всегда на все смотрит с позитивным настроем. Совсем другое дело маленькие птички – здесь мы наблюдаем классическое несоответствие желаний и возможностей: они хотели бы прогнать чужака, но не могут. В конце концов, герой может быть коллективным (невозможно вычленить в стае какую-то одну птичку), герой может быть отрицательным (тип героя в данном случае – «мой сосед», на месте птичек легко можно представить себе сплетничающих о местной моднице бабушек у подъезда или нетерпимых к чужакам подростков) и герой может не достигать своей цели (если речь идет о нравоучительной басне).

Определив героя, мы можем перейти к разбору композиционной структуры. Пролога и эпилога, очевидно, здесь нет. В экспозиции птички показаны в их привычной обстановке, и мы понимаем, что они в принципе склочные по своей природе. Экспозиция заканчивается, и возникает завязка ровно в тот момент, когда птички начинают высмеивать гостью. Здесь начинается история – основной конфликт, которому посвящен фильм. У маленьких есть цель – прогнать большую птицу, у них есть мотивация – они крайние индивидуалисты, у них есть препятствие – дружелюбный настрой большой птицы. Развитие действия идет по нарастающей – от насмешек до физического воздействия. Кульминационным моментом становится медленно разжимающийся коготок, который приводит нас к развязке – конфликт исчерпан, лишенные оперения птички уже не способны достичь своей цели. Логлайн данного мультфильма мог бы выглядеть следующим образом: «Это история о сварливых маленьких птичках, которые попытались прогнать не понравившуюся им большую дружелюбную птицу, но в результате были наказаны за свое негостеприимное отношение».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра"

Книги похожие на "Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Данила Кузнецов

Данила Кузнецов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Данила Кузнецов - Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра"

Отзывы читателей о книге "Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.