Мюриэл Джеймс - Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет"
Описание и краткое содержание "Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет" читать бесплатно онлайн.
Или, если выразиться по-другому: все сновидение – это сам сновидец. Каждый человек и всякий предмет в сновидении есть некий аспект сновидца. Благодаря ролевому воспроизведению людей и предметов, участвующих в сновидении или даже в его фрагменте, может быть раскрыто содержащееся в сновидении экзистенциальное сообщение – раскрыто не путем анализа, но путем его переживания заново.
Например, у одного мужчины был повторяющийся сон, в котором всегда присутствовал письменный стол. Когда его попросили представить себя в качестве этого предмета мебели, он пробормотал: «Какая глупость! Я же не письменный стол». При поддержке психотерапевта он преодолел «страх сцены» и вжился в роль: «Я – большой письменный стол. Я доверху набит вещами других людей. Люди наваливают на меня горы предметов, тыкают в меня ручками. Они просто пользуются мною, а я не могу сдвинуться с места…» Позже клиент сказал: «Да, я действительно таков! Точь-в-точь как письменный стол, я позволяю всем подряд пользоваться собой и не двигаюсь с места!»
В процессе гештальттерапии люди приходят и к интеллектуальным инсайтам (озарения), и к эмоциональным, но в целях терапии особенно ценны последние[19]. Эмоциональная осознанность – тот момент самораскрытия, когда человек восклицает: «Ага!» Перлз описывал «ага-переживание» как «…то, что происходит всякий раз, как что-то щелкает, встает на место; всякий момент, когда возникает гештальт, есть этот «ага»-щелчок узнавания» [[20]]. Интеллектуальный инсайт приходит в результате сбора данных.
Эрик Берн и трансакционный анализ
В трансакционном анализе люди тоже обретают и эмоциональные, и интеллектуальные озарения, но здесь метод акцентирован на интеллектуальном аспекте инсайта. Это – мыслительный процесс, нередко аналитический, в ходе которого человек часто приходит к выводу: «Значит, вот оно как!»
По словам Берна, его теория развивалась в процессе наблюдения поведенческих перемен, происходящих в клиенте с появлением в фокусе его внимания нового аспекта, например, слова, жеста или звука. Эти перемены выражались в мимике лица, интонации произнесения слов, движениях тела, жестах, нервных тиках, иной позе и манере поведения. Словно в одной личности прятались несколько разных людей – и то одна, то другая из этих внутренних ипостасей человека обретала контроль над всей его личностью.
Берн заметил, что эти разные «я» неодинаково взаимодействовали с людьми, и что эти взаимодействия (трансакции) можно анализировать. Он видел, что некоторые из этих взаимодействий имеют скрытые мотивы; индивидуумы используют их как средство, чтобы манипуляциями втягивать других в психологические игры и шантажировать их[21]. [[22]] Берн также обратил внимание на то, что люди исполняют свои роли заранее предопределенными способами – ведут себя словно на сцене, проговаривая реплики театрального сценария. Эти наблюдения привели Берна к разработке собственной уникальной теории, названной трансакционным анализом[23], сокращенно ТА.
Изначально ТА был разработан как метод психотерапии. Трансакционный анализ применяется преимущественно в группах (как и гештальттерапия). Группа служит декорацией, на фоне которой люди могут начать лучше осознавать себя, структуру своей личности, свои способы взаимодействия с другими. Человек осознает, в какие игры он неосознанно играет с окружающими, и какие сценарии разыгрывает по жизни. Такая осознанность позволяет яснее увидеть самого себя, чтобы изменить то, что хочешь изменить, и усилить то, что желательно усилить.
Перемены начинаются с двустороннего соглашения (контракта) между психотерапевтом и клиентом. Контракт может иметь целью, например, облегчение симптомов, таких как болезненный румянец, фригидность или головные боли. Его целью может быть обретение контроля над поведением – например, чрезмерным потреблением алкоголя, неправильным обращением с детьми, неудачами в учебе. Или контракт может сосредоточиваться на детских переживаниях, лежащих в основе нынешних симптомов и поведения; на переживаниях ребенка, которого обесценивали, бросали на произвол судьбы, чрезмерно баловали, игнорировали или подвергали жестокому обращению [[24]]. Контрактный подход способствует самоопределению клиента, и дает ему возможность понимать, соблюдаются ли условия контракта.
ТА – не только полезный инструмент для профессионалов в области психотерапии; он, кроме того, предлагает взгляд на человеческое поведение, который большинство людей способны понять, осмыслить и использовать. Он поощряет применение простых, откровенных и часто общеупотребительных слов вместо психологических научных терминов, или профессионального жаргона. Например, главные составляющие личности в ТА именуются эго-состояниями Родителя, Взрослого и Ребенка.
Трансакционный анализ – это рациональный подход к пониманию поведения, основанный на предпосылке о том, что все индивидуумы могут научиться доверять себе, самостоятельно мыслить, принимать собственные решения и выражать свои чувства. Его принципы применимы в работе, семейной жизни, учебе, общении с окружающими – везде, где люди имеют дело с людьми.
Берн говорит, что главная цель ТА – «установить наиболее открытую и аутентичную коммуникацию между аффективным и интеллектуальным компонентами личности» [[25]]. Когда эта цель достигнута, человек становится способен использовать и эмоции, и интеллект, а не только что-то одно за счет другого. Гештальттехники могут ускорить этот процесс, в особенности на уровне чувств.
В этой книге к каждой главе прилагаются упражнения и эксперименты, разработанные с целью помочь вам лично применять эту теорию. Мы рекомендуем, окончив чтение каждой главы, прочесть относящиеся к ней эксперименты и упражнения, а затем выполнить те из них, которые для вас актуальны.
Итоги
Человек, не осознающий что он делает или чувствует, в чем-то обделен. И в отсутствие стержня внутренней уверенности он мечется между конфликтными внутренними силами. Он далек от цельности, поскольку составляющие его «я» отчужденны: интеллект, эмоции, творческое начало, телесные ощущения или какие-то конкретные поступки. Человек, который начинает осознавать себя и стремится стать цельным, обогащается.
Люди, решившие стать скорее победителями, чем неудачниками, позволяют случаться инсайтам. Благодаря этим озарениям и открытиям они обнаруживают, что могут все увереннее полагаться на собственные способности воспринимать, чувствовать и осознавать. Они продолжают открывать и обновлять себя. Для них жизнь состоит не в том, чтобы добыть больше, но в том, чтобы стать чем-то бо́льшим. Победители рады быть живыми!
Эксперименты и упражнения
1. Список личных качеств
Быстро просмотрите следующий список качеств. Ставьте галочку (✓) рядом с теми, которые вписываются в ваше представление о себе. Ставьте крестик (×) рядом с теми, которые в него не вписываются. Ставьте знак вопроса (?) для указания качеств, относительно которых вы не уверены.
☐ Нравлюсь себе
☐ Боюсь других или обижен другими
☐ Люди могут мне доверять
☐ Делаю «хорошую мину»
☐ Обычно говорю правильные вещи
☐ Плохо отношусь к самому себе
☐ Боюсь будущего
☐ Завишу от идей других
☐ Зря трачу время
☐ Использую свои таланты
☐ Мыслю самостоятельно
☐ Знаю свои чувства
☐ Не понимаю себя
☐ Чувствую себя «осажденным»
☐ Хорошо использую время
☐ Не могу удержаться на рабочем месте
☐ Доверяю себе
☐ Обычно высказываюсь невпопад
☐ Радуюсь общению с людьми
☐ Не получаю удовольствия от собственной половой принадлежности
☐ Не люблю бывать на людях
☐ Не развил свои таланты
☐ Мне нравится моя половая принадлежность
☐ Часто совершаю неверные поступки
☐ Вовлечен в решение общественных проблем
☐ Людям нравится быть рядом со мной
☐ Компетентен в работе
☐ Люди избегают меня
☐ Не интересуюсь общественными проблемами
☐ Наслаждаюсь работой
☐ Наслаждаюсь природой
☐ Не наслаждаюсь работой
☐ Контролирую себя
☐ Наслаждаюсь жизнью
☐ Мне трудно контролировать себя
☐ Не нравлюсь себе
А теперь взгляните на те качества, которые вы отметили.
• Прослеживается ли какой-либо шаблон?
• Какие это качества – победителя, неудачника или смесь тех и других?
• Какие качества вы хотели бы изменить?
Когда прочтете книгу целиком, вернитесь к этому списку. Просмотрите те качества, которые отметили, и измените то, что решили изменить.
2. Шкала «победитель – неудачник»
Оценив свое отношение к себе, свои жизненные достижения и отношения с другими людьми, определите свое место на следующей ниже шкале. Один из ее концов – трагический неудачник, а другой – абсолютно успешный победитель.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет"
Книги похожие на "Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мюриэл Джеймс - Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет"
Отзывы читателей о книге "Рожденные побеждать. 10 ключей к пониманию, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет", комментарии и мнения людей о произведении.