Екатерина Бурмистрова - Приручить дракона. Гнев в семье

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Приручить дракона. Гнев в семье"
Описание и краткое содержание "Приручить дракона. Гнев в семье" читать бесплатно онлайн.
Чтобы понять это, вспомним теорию о сигнальных системах человека.
Первая и вторая сигнальные системы
Согласно учению академика Павлова, существуют понятия первой и второй сигнальной системы.
Первая сигнальная система передает только эмоции. Это тот случай, когда, не находя слов, человек начинает кричать и плакать. Вторая сигнальная система есть лишь у людей – это выражение состояний, чувств и эмоций при помощи слов.
Когда эмоции захлестывают, дети и даже взрослые порой переходят на первую сигнальную систему. Это чистое выражение эмоций.
Стоит запомнить, что человека, у которого эмоциональный срыв произошел на уровне нехватки слов, очень сложно вернуть из первой сигнальной системы на вторую.
Особенность эмоциональной регуляции такова, что быстрое переключение невозможно – должно пройти некоторое время.
По мере роста ребенка его словарный запас увеличивается, а вспышки такого типа уходят. На смену приходят новые поводы для гнева.
У ребенка 3–4 лет уже есть определенный словарный запас. У него практически нет боязни плохой формы. Но есть другие, типичные для его возраста проблемы. Например, вы сами нажимаете на кнопку вызова лифта или, опередив ребенка, показываете папе детский рисунок. Трехлетка в гневе! Что происходит? Реализуется не тот сценарий, который ему нравится.
Оказывается, ребенок заранее придумал, как все будет, у него в голове сложилась целостная картинка. Например, как он заходит в подъезд и счастливо нажимает на кнопку лифта. И вдруг этот сценарий ломается! Это классическая тема возрастных вспышек 3–4 лет, причина которых – так называемая возрастная ригидность, когда у ребенка нет возможности представить себе другой сценарий. В этом случае он протестует, и его протест выражается вспышкой эмоций.
Ребенок 4–5 лет уже справился со страхом плохой формы и плохим сценарием. С ним даже можно договориться: «Ты не дала мне нажать кнопку лифта, но я сам положу письмо в почтовый ящик».
Частый повод для обид и гнева в этом возрасте – нарушенные обещания. Обида возникает, когда ребенку кажется, что его подвели, не поняли, предали. Чаще всего такие ситуации возникают в возрасте 5–6 лет и их сложно просчитать.
Родителям в этом случае важно продумать, как справиться с эффектом обиды, когда ребенок чувствует, что его подвели, предали, не поняли, обидели специально, вычеркнули или заставили делать то, что он не хотел.
Типичные конкретные ситуации, вызывающие вспышки у детей1) Усталость
Типичная ситуация, в которой у детей всех возрастов, вплоть до 16–17 лет, возникают вспышки гнева и раздражения – это усталость. Кстати, не застрахованы от этого и взрослые. Когда мы устали и истощены, у нас давно не было пауз и отдыха, вспышка гнева максимально вероятна.
2) Избыток впечатлений
Второй распространенной причиной эмоциональных взрывов является перегрузка впечатлениями и событиями. Особым образом она влияет на годовалых – они просто теряются. При этом на школьников и на подростков избыток впечатлений влияет не меньше, только реакция у них сложнее и сложнее считывается.
Например, маленький ребенок качается на качелях, до этого он катался на других аттракционах и вел себя хорошо. И вдруг на фоне какого-то дополнительного впечатления его радостное состояние моментально переходит в истерику. То же самое происходит с подростками.
В моменты очень ярких положительных стимулов их выбрасывает в состояние истерики, гнева и раздражения.
3) Тотально плохое настроение
Ребенок «встал не с той ноги» и начинает все отвергать. Если на него давить, он ответит вспышкой гнева. Когда вы видите, что сына или дочь по какой-то причине накрыло сопротивление – в этом случае лучше не пытаться их сломать.
4) Внутренний раздрай
Гнев часто бывает в ситуациях, когда дети чувствуют противоречивые посылы. Они могут быть как внешними, так и внутренними. Например, ребенок очень хочет играть в гостях, но при этом понимает, что мама будет сердиться, потому что пора уходить. Тогда он теряется, начинает нервничать и злиться.
Дополнительные причины детского гневаС чем еще может быть связан гнев, кроме возраста, эмоциональной вспыльчивости и базовых эмоциональных особенностей? Ведь у детской вспыльчивости есть и более скрытые причины.
1) Гнев, который витает в воздухе
Иногда гнев ребенка связан с напряжением между взрослыми. Например, родители разводятся, или приезжает в гости бабушка, или в семье затяжной конфликт из-за необдуманного кредита, взятого одним из родителей, или тяжелая атмосфера из-за депрессии мамы. Гнев, который дети «ловят» во взрослой подсистеме, они проецируют на себя. В таких случаях нужно стабилизировать ситуацию в семье, чтобы ребенок чувствовал комфорт и безопасность, а не пытаться его «починить».
2) Гнев из-за нехватки ресурса
Детский гнев может быть связан с серьезной депривацией или нехваткой одного из глобально важных для развития ресурсов – внимания, проявления любви (именно не самой любви, которая есть по умолчанию, а ее проявления) и заботы. Всем родителям рекомендую книгу Чепмен «5 путей к сердцу ребенка». В ней отлично описано, на каких разных языках, разных модальностях наши дети могут понимать проявления любви.
Часто сердитыми становятся дети, которые думают, что их не любят. Это происходит из-за нехватки проявлений любви по отношению к ним. Например, во время разводов, депрессий, каких-то глобальных конфликтов взрослые могут быть настолько заняты собой и своим состоянием, что на эмоциональную отдачу дочери или сыну сил не хватает.
3) Гнев как часть кризиса
Бывает, что у взрослых все хорошо, в семье все в порядке, однако периодически у ребенка учащаются вспышки гнева. Скорее всего, это проявления возрастного кризиса – периода развития, когда что-то в восприятии мира, в отношении самого себя меняется.
Самыми яркими являются кризисы трех лет, семи лет и подросткового возраста.
В эти периоды ребенок превращается в маленького злюку. Конечно, он делает это не нарочно: во время возрастных кризисов ребенок сильно меняется, словно трансформер приобретает другую форму, модифицируясь из робота в машинку. Это делает настроение неустойчивым.
В каждый кризисный период развития дети проходят стадию, во время которой у них просто не хватает энергии на достаточную эмоциональную регуляцию. И в этот купированный, ограниченный во времени (обычно 3–6 месяцев) период, когда очень много гнева, родителям помогут спокойствие и понимание того, что скоро ребенок перерастет, изменится, «превратится из гусеницы в бабочку» и часть возрастных вспышек уйдет.
Ранее уже отмечалось, что в 2–2,5 года (перед появлением внятной, связанной фразовой речи) у малыша происходит много эмоциональных всплесков. Потом он перерастает эту фазу, возникает так называемый взрыв и вспышки идут на убыль. Этот алгоритм работает всегда, поэтому в кризисные периоды главное – не заострять внимание на происходящем, чтобы не провоцировать новые вспышки.
4) Гнев как реакция на ситуативный стресс
Возникает в тех случаях, когда ребенок привыкает к абсолютно новой для себя ситуации. Например:
• выход мамы на работу, т. е. изменение дистанции с мамой;
• новая няня или приезд бабушки, то есть смена сопровождающего человека;
• начало посещения детского сада;
• изменение состава семьи: родился братик или сестренка, взят малыш из приюта, к вам приехал жить кто-то, кто раньше не жил рядом (к примеру, старший брат или ребенок от другого брака).
5) Гнев на фоне нормативного стресса
Еще одна распространенная причина гнева у ребенка – нормативный стресс, постоянные возрастные страхи. 5–6 лет – возраст максимального количества страхов и эмоциональной нестабильности.
Мы уже говорили о том, что по мере роста ребенка ситуации, вызывающие гнев, меняются. У школьников триггером может стать изменение фигур привязанности – например, новый учитель в общеобразовательной школе или в «музыкалке». Друзья в этом возрасте – также фигуры привязанности, поэтому переход подруги в другую гимназию может увеличить число эмоциональных вспышек. У подростков также возникают любовные привязанности, и изменения в этих отношениях почти всегда влияют на частоту и силу вспышек гнева.
6) Гнев как защита от опасности
Гнев может возникать как незрелая реакция, когда ребенок чувствует опасность, которую не получается перевести в слова. Например, он столкнулся с недоброжелательным отношением приятеля по детской площадке (это тема следующей главы) или ощущает угрозу, исходящую от недостаточно знакомого взрослого – от новой няни или бабушки, которая впервые приехала в гости. Это не реальная физическая, а эмоциональная угроза – боязнь неприятия, непонимания. Детям сложно описать словами, что их тревожит, поэтому они реагируют на уровне первой сигнальной системы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Приручить дракона. Гнев в семье"
Книги похожие на "Приручить дракона. Гнев в семье" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Екатерина Бурмистрова - Приручить дракона. Гнев в семье"
Отзывы читателей о книге "Приручить дракона. Гнев в семье", комментарии и мнения людей о произведении.