» » » » Эдвард Норберт - Homo Sapiens. Краткая история эволюции человечества


Авторские права

Эдвард Норберт - Homo Sapiens. Краткая история эволюции человечества

Здесь можно купить и скачать "Эдвард Норберт - Homo Sapiens. Краткая история эволюции человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент АСТ, год 2019. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдвард Норберт - Homo Sapiens. Краткая история эволюции человечества
Рейтинг:
Название:
Homo Sapiens. Краткая история эволюции человечества
Издательство:
неизвестно
Год:
2019
ISBN:
978-5-17-115575-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Homo Sapiens. Краткая история эволюции человечества"

Описание и краткое содержание "Homo Sapiens. Краткая история эволюции человечества" читать бесплатно онлайн.



Все знают, что человек произошел от обезьяны, но на этом у большинства людей знания об эволюции человека заканчиваются. Волшебное превращение (а оно и впрямь волшебное) представляется примерно так – обезьяна спустилась с дерева на землю, встала на задние конечности, взяла в руки палку и… стала человеком. Но как много на этом пути вопросов и спорных моментов, которые до сих пор не могут решить антропологи! Зачем обезьянам понадобилось спускаться с деревьев? В какой момент произошло судьбоносное превращение обезьяны в человека? Почему не все обезьяны превратились в людей? Где находится прародина человечества? Чем половой отбор отличается от естественного? Почему праматерь человечества Ева жила на шестьдесят тысяч лет раньше праотца Адама? Какие преимущества дают потные ладони? Кто такие неандертальцы и чем они отличаются от денисовцев? Кто мы такие – венец эволюции или промежуточное звено? В этой книге рассмотрена полная история эволюции человека, становление рода Homo и изменения, которые сопровождали наших предков на протяжении тысячелетий. Благодаря сочетанию легкости подачи серьезного научного материала с энциклопедической широтой кругозора, книга читается как увлекательный приключенческий роман. Роман о нашей с вами эволюции!





Давайте подумаем над тем, что мы можем «вывести» из этого сходства?

Мы можем «вывести» совершенно иной путь к бипедализму! Новый путь, противоречащий классическому представлению о том, как четвероногое существо сначала вместо ладони стало при передвижении опираться на костяшки пальцев, а затем постепенно выпрямилось и совсем перестало использовать руки при движении. Вполне возможно, что первый бипедалист среди приматов перестал хвататься руками за ветви! С учетом того, что прямоходящими наши предки стали во время обитания в лесах, этот путь выглядит более реалистичным, нежели классический.

Орангутаны отдалились от нас первыми. Их ветвь отделилась от нашего общего эволюционного ствола раньше ветви горилл, а гориллы, в свою очередь, отделились раньше разделения этого ствола на ветви человека и шимпанзе. Именно поэтому большинство исследователей не включает орангутанов и горилл в трибу Гоминини. Но, тем не менее, наша походка весьма схожа с походкой орангутана, что неопровержимо подтверждает наличие у нас общего прямоходящего предка.

Но как могли гориллы и шимпанзе утратить полезнейшее качество прямохождения, этот дар бесценный, который освобождает руки и способствует интенсивному развитию интеллекта? Ладно, допустим, что развитие интеллекта в рамках одного индивидуума, в пределах одного поколения, оценить невозможно. С какими способностями родился, с такими и живешь. Что там было у предков – неизвестно, что будет у потомков – тем более. Но удобство же может оценить каждый! Если ты можешь спокойно ходить на двух ногах, имея руки свободными, то зачем тебе сгибаться и использовать руки при движении? О каком приспособлении здесь может идти речь?

Ну, во-первых, пути эволюции неисповедимы и далеко не каждый путь ведет к прогрессу. Нередко бывает, что и к регрессу.

Во-вторых, условия окружающей среды бывают разными и приспосабливаться к ним можно по-разному.

Давайте рассмотрим вот такую гипотетическую ситуацию. Прямоходящая человекообразная обезьяна – предок шимпанзе или гориллы – попадает в среду с избытком пищи, этакий благодатный край, где растет много вкусных плодов и сочных листьев (дичь мы не рассматриваем, поскольку гориллы – вегетарианцы). Нет необходимости совершать ежедневные рейды за пищей, все растет под рукой – бери да ешь. Не надо ничего носить издалека и вообще далеко ходить не надо. Только вот такой нюанс – в имеющихся плодах мало кальция и потому кости размягчаются, становятся хрупкими… Или же вдруг происходит мутация, приводящая к интенсивному росту мышц… Или не мутация тому виной, а какой-то другой фактор. Но в любом случае костная система не может выдерживать веса тела. Вот и приходится при движении помогать себе руками… И естественный отбор разворачивается в этом направлении. Особи, которые при ходьбе опираются на костяшки пальцев, выживают. Те, кто ходит «на своих двоих», получают переломы костей или еще какие-то условные «подзатыльники» от природы.

Скорее всего, дело тут не в мутациях. Причина возвращения к передвижению на четырех конечностях была не внутренней, а внешней, вроде недостатка кальция в пище. Иначе бы две разные ветви – гориллы и шимпанзе – не пришли бы к одному и тому же «регрессивному» способу передвижения на четырех конечностях. Вероятность подобного совпадения мутаций равна нулю, а среды обитания у обоих видов были схожими и действовали в них схожие факторы, приводящие к одинаковым изменениям.

А что орангутаны?

А у орангутанов под руками всегда в избытке были ветви с лианами и много пищи поблизости, потому им не было нужды переходить к «чистому» прямохождению, не было необходимости высвобождать руки.

В основе любого прогресса лежит ухудшение условий внешней среды, побуждающее к каким-то усовершенствованиям и закрепляющее эти усовершенствования в потомстве посредством естественного отбора. Проще говоря – пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Нашим предкам в этом отношении не повезло. Условия среды вынуждали их совершенствоваться, совершенствоваться и еще раз совершенствоваться для того, чтобы выжить. Но результат – мы с вами – явно оправдал все затраченные усилия, ведь мы совершенны во всех отношениях, не так ли?

ПОСТСКРИПТУМ

Палеоантропологи гораздо чаще находят черепа или фрагменты костей, чем отдельные кости скелета, не говоря уже о полных скелетах, находки которых за всю историю палеонтологии можно пересчитать по пальцам одной руки.

Время, конечно же, имеет значение. При неблагоприятных условиях, например – в сырой земле, от тела и за двести лет может не остаться ровным счетом ничего. В благоприятных условиях «законсервированные» в горных породах останки могут пролежать миллионы лет.

Но эти самые миллионы лет пролежит то, что попало в землю. Имеющиеся на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что первыми людьми, которые намеренно хоронили умерших, были неандертальцы. Они оставили после себя неглубокие могилы, в которых умершие покоились вместе с каменными инструментами, амулетами и костьми животных, что указывает на ритуальный характер захоронений.

До неандертальцев никто из приматов тела умерших собратьев земле не предавал. А что будет с мертвым телом, которое просто брошено где-нибудь? Разумеется, оно станет добычей пожирателей падали, точно так же, как и недоеденные жертвы крупных хищников.

Давайте познакомимся с пожирателями падали поближе на примере современных гиен, которые хоть и не являются «чистыми» «падальщиками», но, тем не менее, падалью не брезгуют и способны извлекать мозг из костей.

Череп полосатой гиены

Посмотрите на изображение черепа полосатой гиены и оцените размер ее клыков, предназначенных для разгрызания костей. Челюсти полосатой гиены создают давление порядка 70 кг/см2, что позволяет гиене без труда разгрызать крупные кости.

Что останется от тела человека, после того, как им отобедает семья из 4–5 полосатых гиен? Кучка костных обломков, по-научному – фрагментов. Оставить потомкам свой целенький скелет может только то существо, которое после смерти избежит зубов пожирателей падали. Кстати говоря, сородичи-приматы тоже запросто могли съесть умершего собрата.

Как можно было посмертно избежать съедения? Что должно было для этого произойти?

Ответ простой – мертвое тело должно было стать недоступным для пожирателей падали. Например – провалиться в глубокую пещеру, или же осесть на дне водоема, или же быть погребено под грудой камней, осыпавшихся в результате обвала. Но такие случаи были довольно редки, потому палеоантропологам чаще всего приходится иметь дело с костными фрагментами.

Фрагменты плохи не только тем, что их приходится подолгу, иногда – годами, складывать словно пазл. Их сперва надо как-то идентифицировать, разобрать «по кучкам», то есть – по организмам. А это иногда очень сложно сделать… Исследование ДНК может помочь только в том случае, если возраст останков меньше 1000 000 лет. Дольше ДНК не сохраняется даже в самых идеальных условиях[14].

Так что не надо удивляться тому, что среди древнейших палеоантропологических экспонатов так мало скелетов. И не обвиняйте палеоантропологов в нерадивости – плохо, мол, они искали. Как известно, очень трудно найти в темной комнате черную кошку, особенно если ее там нет.

Глава девятая

Первая древнейшая профессия

Наверное, нет такого человека, которому хотя бы раз в жизни не довелось заниматься собирательством. Для того, чтобы стать собирателем, не обязательно быть завзятым грибником или ягодником. Сорвали с дерева яблоко или с куста ягоду, и все – можете считать себя собирателем.

Первой древнейшей профессией было собирательство, а не то, что вы могли подумать.

В представлении современного человека собирательство выглядит довольно простым занятием, разновидностью неквалифицированного труда или этаким необременительным хобби. Сами посудите – ну что может быть сложного в том, чтобы собирать с яблонь яблоки или, скажем, со сливовых деревьев сливы и складывать их в корзину. В лес по грибы ходить тоже несложно. Здесь важно знать грибные места, а сам промысел проще простого – высматривай да срезай. Главное, хватать не все подряд, а с разбором, чтобы не отравиться. Но для этого разбора не обязательно становиться ботаником. Достаточно знать основные признаки тех грибов, которые вам нужны, а все, что под эти признаки не подходит, игнорировать. Недаром же грибники шутят: «Жадный грибник – мертвый грибник».

Право граждан на собирательство закреплено в Лесном кодексе Российской Федерации. В пункте 1 статьи 11 говорится: «Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также не древесных лесных ресурсов». Проще говоря, все растительное, что не является деревом, можно спокойно тащить из леса домой и никто вам даже словечка в укор не скажет.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Homo Sapiens. Краткая история эволюции человечества"

Книги похожие на "Homo Sapiens. Краткая история эволюции человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдвард Норберт

Эдвард Норберт - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдвард Норберт - Homo Sapiens. Краткая история эволюции человечества"

Отзывы читателей о книге "Homo Sapiens. Краткая история эволюции человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.