» » » Тит Нат Хан - Практика радости. Жизнь без смерти и страха


Авторские права

Тит Нат Хан - Практика радости. Жизнь без смерти и страха

Здесь можно купить и скачать "Тит Нат Хан - Практика радости. Жизнь без смерти и страха" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Саморазвитие, личностный рост, издательство Литагент 5 редакция, год 2019. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тит Нат Хан - Практика радости. Жизнь без смерти и страха
Рейтинг:
Название:
Практика радости. Жизнь без смерти и страха
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2019
ISBN:
978-5-04-097449-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Практика радости. Жизнь без смерти и страха"

Описание и краткое содержание "Практика радости. Жизнь без смерти и страха" читать бесплатно онлайн.



Больше всего мы боимся умереть и стать ничем. Мы верим, что живем, лишь пока тикают биологические часы, а после… Превращаемся в пустоту. Неудивительно, что мы полны страха перед исчезновением. Но в учении Будды есть ответ, который приносит огромное облегчение. И эта книга Тит Нат Хана посвящена теме, которую последователи Будды тщательно и глубоко изучают уже 2500 лет. Через притчи дзен-буддизма, практические медитации и поэтичные личные истории автор открывает читателям удивительное видение смерти, которое способно изменить взгляд на жизнь. Как и Далай-лама, Тит Нат Хан считается на Западе одним из величайших учителей буддизма в современном мире.





Если мы продолжим смотреть глубоко, мы поймем, что причина – это одновременно и следствие. Садовник стал одной из причин, которые помогли проявить цветок, но он был также и результатом. Садовник проявился благодаря другим причинам: его предкам, отцу, матери, учителям, работе, обществу, еде, лекарствам и жилью. Столяр – тоже не только причина, но и следствие.

При помощи глубокого видения мы обнаруживаем, что каждая причина в то же время является и результатом. Не может быть чего-то, что мы назвали бы «чистой причиной». С помощью практики глубокого видения мы обнаружим много нового; если мы не привязаны к какой-либо догме или концепции, то нас ожидает множество открытий.

Нет «чистой причины»

Когда Будду спросили: «В чем причина всего?» – он ответил очень простыми словами: «Это есть, потому что есть то». Проявление каждой вещи зависит от всех остальных вещей. Цветок, чтобы проявить себя, должен полагаться на элементы «не цветочные» – не имеющие прямого отношения к растительному миру. Их можно заметить, если внимательно посмотреть на цветок. В нем вы найдете солнечный свет – это не цветочный элемент. Без солнечного света цветок не может проявиться. В цветке вы узнаете облако – тоже не цветочный элемент. Без облаков цветок не может проявиться. Существенны и иные элементы: минералы, почва, фермер и так далее; множество не цветочных элементов собралось вместе, чтобы помочь проявлению цветка.

Вот почему я предпочитаю говорить «проявление», а не «творение». Это не означает, что мы не должны использовать слово «творение». Конечно, мы можем это делать, но следует понимать, что невозможно создать «что-то» из «ничего». Творение не подвержено разрушению, оно не может стать «ничем». Мне очень нравится термин «чудесное становление». Он близок к истинному смыслу творения.

Глава третья

Практика глубокого видения

Каждая подлинная практика Будды несет в себе три основных поучения, которые принято называть Печатями Дхармы. Вот эти три поучения Будды: непостоянство, отсутствие самости и нирвана. Подобно тому, как все важные юридические документы скрепляются подписью свидетеля, все подлинные практики Будды отмечены знаком этих трех поучений.

Если мы посмотрим на первую Печать Дхармы, непостоянство, мы заметим, что это не просто переменчивость всех явлений. Рассматривая природу вещей, мы видим: ничто не остается неизменным даже в течение двух последовательных мгновений. Поскольку явления меняются от момента к моменту, они не имеют фиксированной идентичности, или постоянного «я». Так в учении о непостоянстве мы всегда видим отсутствие неизменного «я». Мы также называем это отсутствием самости. Именно потому, что вещи и явления всегда трансформируются и не имеют самости, возможна полная свобода.

Третья Печать Дхармы – нирвана. Это устойчивость и свобода – свобода от всех идей и понятий. Слово «нирвана» буквально означает «угасание всех концепций». Глубокий взгляд на непостоянство ведет к открытию отсутствия самости. А это новое открытие ведет к нирване. Нирвана – это Царство Божие.

Непостоянство

Практика и понимание непостоянства – это не просто еще одно умозрительное описание реальности. Это инструмент, который помогает нам преобразовать себя, исцелиться и достичь освобождения.

Непостоянство означает, что все меняется, ничто не остается неизменным от мгновения к мгновению. Явления мимолетны; и мы не можем утверждать, что они такие же, какими были секунду назад, или уже иные.

Когда мы вечером приходим к реке, в которой купались утром, это та же река? Гераклит сказал: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Он был прав. Сегодня вода в реке полностью отличается от той воды, в которой мы плавали вчера. И тем не менее это та же река. Однажды Конфуций стоял на берегу реки. Наблюдая за ее течением, он воскликнул: «О, река течет, как день и ночь, никогда не кончаясь!»

Понимание непостоянства помогает нам выйти за пределы всех концепций. Оно позволяет преодолеть убеждения об одинаковом и различном, о приходе и уходе. Оно подсказывает нам, что река сегодня не та же, что вчера, но и не иная. Оно убеждает, что пламя свечи, которую мы зажгли перед сном, – это не то пламя, которое еще горит следующим утром. Это не два разных пламени, но и не одно и то же пламя.

Благодаря непостоянству все возможно

Мы часто грустим и страдаем, когда в жизнь вторгаются перемены; но изменчивость и непостоянство имеют и положительную сторону. Благодаря непостоянству возможно все, в том числе сама жизнь. Если бы кукурузное зернышко не было непостоянным, оно никогда не превратилось бы в стебель кукурузы. Если бы стебель не был непостоянным, он никогда не смог бы подарить нам к столу свежий початок. Если бы вашей дочери не было свойственно непостоянство, она не смогла бы вырасти и стать женщиной. Тогда у вас не родились бы и внуки. Поэтому вместо того, чтобы жаловаться на непостоянство, мы должны сказать: «Да здравствует непостоянство!» Непостоянству следует радоваться. Когда мы увидим чудо изменчивости, наши печали и страдания пройдут.

Непостоянство также следует понимать в свете взаимосвязанности, или взаимобытия. Поскольку все вещи и явления взаимодействуют, они непрерывно влияют друг на друга. Говорят, что взмахи крыльев бабочки на одной стороне планеты способны изменить погоду на противоположной стороне. Ничто не может оставаться неизменным, потому что все подвержено влиянию всего остального мира – нет ничего, что обладало бы отдельным «я» или независимым существованием.

Практика непостоянства

Все мы можем интеллектуально осмыслить непостоянство, но это еще не настоящее понимание. Один лишь интеллект не приведет нас к свободе и просветлению. Если мы устойчивы и внимательны, то можем практиковать глубокое видение. Тогда мы смотрим вглубь, видим природу непостоянства и можем сосредоточиться на этом проникновении в суть. Вот как понимание мимолетности всех явлений становится частью нашего существа. Оно превращается в ежедневный опыт. Мы должны непрерывно поддерживать осознавание непостоянства, чтобы замечать этот принцип и ощущать его во всем. Если мы сможем использовать его как объект медитации, то будем все время подпитывать понимание непостоянства, и оно поселится в нас навсегда. С этой практикой непостоянство становится ключом, который открывает нам двери реальности.

Было бы неправильно осознать непостоянство только на мгновение, а затем закрыть глаза и снова воспринимать все как неизменное. Бо́льшую часть времени мы обращаемся со своими детьми так, будто они всегда будут с нами дома. Нам не приходит в голову, что через несколько лет они покинут нас, чтобы создать семью и жить собственной жизнью. Поэтому мы не ценим те минуты, которые дети проводят рядом с нами.

Я знаю многих родителей, чьи дети, когда им исполнилось восемнадцать или девятнадцать лет, ушли из дома и живут самостоятельно. Родители ощущают их уход как потерю и очень жалеют себя. Но они не ценили то время, которое проводили с детьми. То же самое относится к мужьям и женам. Вам кажется, что супруг будет рядом всю жизнь, но как вы можете быть в этом уверены? Мы понятия не имеем, где будут наши близкие через двадцать или тридцать лет, и даже завтра. Очень важно всегда помнить о практике непостоянства.

Как видеть эмоции глазами непостоянства

Когда человек говорит вам то, что вызывает у вас злость, и вы желаете, чтобы он исчез, – пожалуйста, загляните в глубину глазами непостоянства. Если бы он ушел, что бы вы на самом деле чувствовали? Радовались бы или плакали? Такие размышления могут быть очень полезны. В этом нам может помочь одна гатха, или стихотворная строфа:

Когда злость доходит до высшей точки,
Я закрываю глаза и смотрю в глубину.
Где будешь ты спустя триста лет?
Когда злость доходит до высшей точки,

Когда нас охватывает гнев, что мы обычно делаем? Кричим, ругаемся и виним в своих проблемах другого человека. Но если посмотреть на гнев глазами непостоянства, можно остановиться и подышать. Когда злость доходит до предела, стоит закрыть глаза и заглянуть глубоко в себя. Можно также посмотреть в будущее, на триста лет вперед. Каким будет другой человек? Какими будем мы? Где будет он? Где будем мы? Нужно всего лишь вдыхать и выдыхать, смотреть на его будущее и наше будущее. Не исключено, что заглядывать на триста лет вперед не понадобится: мы оба можем умереть уже в ближайшие годы.

Глядя в будущее, мы понимаем, насколько этот человек нам дорог. Осознав, что в любое мгновение можем его потерять, мы перестанем злиться. Мы захотим обнять его и сказать: «Как чудесно, что ты жив и здоров. Я так рад. Как я мог сердиться на тебя? Однажды нам обоим придется умереть, и, пока мы оба живы и остаемся вместе, неразумно злиться друг на друга».

Причина, по которой мы ведем себя глупо, причиняя страдания другим людям и самим себе, заключается в нашей забывчивости: мы не помним о том, что мы все непостоянны. Однажды мы умрем и потеряем все свои обладания, власть, семью и все остальное. Самое важное из всего, чем мы сейчас располагаем, – это свобода, покой и радость. Но невозможно достичь счастья без пробужденного понимания непостоянства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Практика радости. Жизнь без смерти и страха"

Книги похожие на "Практика радости. Жизнь без смерти и страха" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тит Нат Хан

Тит Нат Хан - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тит Нат Хан - Практика радости. Жизнь без смерти и страха"

Отзывы читателей о книге "Практика радости. Жизнь без смерти и страха", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.