» » » » Владимир Захаров - Первый военный аэродром


Авторские права

Владимир Захаров - Первый военный аэродром

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Захаров - Первый военный аэродром" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Воениздат, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Захаров - Первый военный аэродром
Рейтинг:
Название:
Первый военный аэродром
Издательство:
Воениздат
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Первый военный аэродром"

Описание и краткое содержание "Первый военный аэродром" читать бесплатно онлайн.



В документальном военно-историческом очерке идет речь о первом военном аэродроме России в Гатчине. Автор увлекательно рассказывает о гатчинском периоде жизни и деятельности первых русских пилотов Н. Е. Попова и М. Н. Ефимова, первой летчицы Л. В. Зверевой, основоположников высшего пилотажа П. Н. Нестерова, К. К. Арцеулова, В. П. Чкалова. В очерке отражены подвиги авиаторов, совершенные в небе Гатчины при защите Ленинграда.






На боевые позиции Красногвардейского укрепрайона были выдвинуты 19 отдельных пулеметно-артиллерийских батальонов, 2-я и 3-я дивизии народного ополчения, 291-я стрелковая дивизия. Ряды ополченческих частей пополнились двумя стрелковыми батальонами и политбойцами Новосибирской области и Красноярского края. На рубежи обороны выдвигались курсанты Ново-Петергофского пограничного военно-политического училища и курсов младших политруков Северного фронта, а также закончившие формирование в Ленинграде новые дивизии народного ополчения и части морской пехоты Краснознаменного Балтийского флота[53].

20 августа развернулось ожесточенное сражение за Гатчину, которое длилось вплоть до 13 сентября. Имеются записи ленинградского архитектора Б. Н. Журавлева, ополченца, одного из участников обороны Гатчины. Вот некоторые из них:

«23.8.41. 16.30. На Пустошку прошло 10 танков…

25.8.41. Около 6.00 приказано командиру батальона 3-го стрелкового полка перейти в наступление… Противник занимает Пижму…

20.25. Приехал товарищ Ворошилов».

Пребывание Главкома Северо-Западного направления маршала К. Е. Ворошилова в Гатчине свидетельствовало о важности этого оборонительного рубежа. 26 дней стойкой обороны города были вырваны у врага ополченцами и кадровыми частями. Эти дни оказались бесценными для защитников Ленинграда. Противник дрогнул. Потеряв немало живой силы и техники на подступах к Ленинграду, он был вынужден перейти к обороне. Трезвый расчет взял верх над авантюризмом фельдмаршала фон Лееба. Позже прославленный полководец Г. К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» писал: «История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда»[54].

Жители Гатчины и гости города нередко останавливаются у двухэтажного дома на углу Советской улицы и проспекта 25 Октября, чтобы прочесть надпись, высеченную на мраморной мемориальной доске: «В этом доме 13 сентября 1941 года отряд ополченцев под командованием политрука Андрея Григорина насмерть бился с врагом, прикрывая отход советских войск из Гатчины».

13 сентября 1941 года наши войска начали отходить из города. На проспекте 25 Октября показались немецкие мотоциклисты. Они уже чувствовали себя победителями, но вдруг раздалась длинная пулеметная очередь. Гитлеровцы были сметены неожиданным огнем: свой последний бой за город вела группа ополченцев во главе с политруком Андреем Григориным. Старожилы рассказывали, что разъяренные фашисты повесили бесстрашного политрука на городской площади. Ныне одна из улиц Гатчины носит имя Григорина.

В музее боевой славы при гатчинском СПТУ-233 хранятся воспоминания подполковника в отставке Ивана Михайловича Середы, который в то время был старшим лейтенантом, командиром автороты 57-го батальона аэродромного обслуживания (БАО). «В конце августа 1941 года, — писал он, — гитлеровцы подошли вплотную к Гатчине и начали обстреливать аэродром из минометов, а авиация противника приступила к массированным налетам на город. Времени на эвакуацию оставалось мало. Самолеты улетели, а техника, боеприпасы, все материальные ценности оставались в Гатчине. Автотранспорта не хватало. В первую очередь мы вывезли детей и ценное имущество. Работы шли под беспрерывным огнем противника. В последний момент я получил приказ от командира 57 БАО капитана А. М. Долгого подорвать основные объекты и взлетно-посадочную полосу с целью вывода аэродрома из строя.

Так как взрывчатки у нас не было, мы решили использовать фугасные бомбы, которые не удалось вывезти. Мы расставили пятисоткилограммовые бомбы в шахматном порядке, поставили запалы и соединили бомбы бикфордовым шнуром. Для усиления взрыва в отдельных местах положили по нескольку бомб. И вот раздался мощный взрыв. В ближайших домах вылетели не только стекла, но и рамы. Покидая город, мм подожгли цистерну с бензином. На станции возник пожар. Фашисты около двух недель не могли привести аэродром в рабочее состояние».

Автор очерка созвонился с Иваном Михайловичем и при встрече выяснил некоторые дополнительные сведения о Гатчинском аэродроме предвоенных лет. Много интересного рассказала и его жена Елизавета Николаевна Дмитриева — бывший начальник метеослужбы Гатчинского аэродрома. Здесь она проходила службу с 1933 года, участвовала в боевых действиях с белофиннами, здесь встретила Великую Отечественную… Вот что писала старший метеоролог Е. Н. Дмитриева о довоенном аэродроме:

«Аэродром расположен в Красногвардейске и представляет большое летное поле, слегка приподнятое в центральной части. С северной стороны непосредственно к нему примыкает железнодорожная линия со станционными строениями и складами. С восточной стороны аэродром ограничен шоссейной дорогой с деревянными жилыми домами. Его южная сторона подходит к местным возвышенностям с постройками, а в юго-западной стороне аэродром простирается до небольшого озера. Западная граница определяется густым сосново-еловым лесом высотой 20—25 метров.

Почва здесь преимущественно суглинистая. Взлетно-посадочная полоса засеяна специальной травой с развитой корневой системой, уплотняющей грунт. Из аэродромных сооружений имеются ангары на 5—6 современных самолетов, рембаза, склад ГСМ, служебное здание с «дежуркой», столовой, медпунктом и метеослужбой. На расстоянии 20 метров от крайнего ангара находится метеоплощадка с приборами. Ртутный чашечный барометр, анероид и барограф находятся в служебном здании, на крыше которого установлен флюгер Вильда. Однако расположение флюгера на крыше служебного здания следует признать не совсем удачным, так как рядом стоят наблюдательная вышка и мачты радиоантенны. Кроме того, дымовые трубы также способствуют всевозможным завихрениям, что сказывается на показаниях флюгера.

Наблюдения за погодой ведутся и учитываются в специальном журнале с 1923 года по программе метеостанций II разряда… В зимний период, с октября по апрель, ветер имеет южную составляющую с переходом на юго-западную при средней скорости ветра 4 — 5 м/с; иногда скорость ветра достигает 6—8 м/с с явно выраженной порывистостью. Средняя температура воздуха достигает минимума в феврале (—12,5 °С). Относительная влажность 50—80%, облачность в течение летнего периода до 8—10 баллов. «Роза ветров» характеризуется следующими данными: южных ветров — 14%, юго-западных — 12, западных — 14, северозападных — 9, северных — 12, северо-восточных — 10%. В весенний период остальные направления ветра встречаются значительно реже». В описании даны таблицы повторяемости направления ветра по восьми румбам, составленные на основе наблюдений за 13 лет, что может представить интерес для специалистов. Там же дан анализ метеорологических характеристик Гатчинского аэродрома в 20-е и 30-е годы.

Ветераны авиации рассказали о реконструкции аэродрома, в частности о сооружении асфальтобетонной взлетно-посадочной полосы. Поведали о первых днях войны с белофиннами и Великой Отечественной: о посадке Гатчинского полка скоростных бомбардировщиков СБ на лед озера близ финской границы, о налете немецкой авиации на аэродром.

13 сентября 1941 года защитники города были вынуждены отойти. Но сопротивление продолжалось. Вблизи Гатчины действовали партизаны, в самом городе подпольщики распространяли среди населения листовки, вели разведку в расположении противника, в том числе и на аэродроме, помогали советским бойцам, бежавшим из фашистских лагерей для военнопленных. Весной и летом 1942 года члены подпольной организации при помощи немецких антифашистов провели ряд успешных операций: был убит эсэсовский генерал, подожжена казарма артиллеристов, взорвана цистерна с бензином на аэродроме…

Несмотря на репрессии, покоя оккупантам не было на протяжении всех 866 дней установленного ими «нового порядка». Многие подпольные группы тесно взаимодействовали друг с другом, другие действовали автономно. Однако во всех случаях чувствовалась квалифицированная и опытная направляющая сила, о чем свидетельствовало распределение подпольных групп по важнейшим объектам города. Это были железнодорожное депо, хлебозавод, комендатура, военный аэродром и гробовая мастерская на базарной площади.

Комсомолка Шура Дрынкина была женой командира Красной Армии, держала связь с военнопленными на хлебозаводе. Игорь Рыбаков, работавший переводчиком в комендатуре, снабжал нужных людей специальными пропусками, топографическими картами и соответствующей информацией. Большая группа подпольщиков готовилась к переходу в партизанский отряд, но за два дня до намеченного срока ее выдали немцам.

30 июня 1942 года в парке Сильвия были расстреляны 25 гатчинских комсомольцев-подпольщиков: Надежда Федорова, Александра Дрынкина, Евдокия Потапова, Екатерина Шилова, Валентина Дмитриева, Игорь Иванов, Иван Максимков, Алексей Николаев, Алексей Орлов, Борис Соколов, Михаил Лебедев, Михаил Матвеев, Юрий Черников, Михаил Завалейков, Алексей Куприянов, Анатолий Баринов, Иван Клочьев, Сергей Степанов, Евгений Крушельницкий, Борис Мавринский, Григорий Горбачев, Николай Александров, Василий Раевский, Константин Ловинецкий, Александр Гололобов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Первый военный аэродром"

Книги похожие на "Первый военный аэродром" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Захаров

Владимир Захаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Захаров - Первый военный аэродром"

Отзывы читателей о книге "Первый военный аэродром", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.