» » » » Владимир Захаров - Первый военный аэродром


Авторские права

Владимир Захаров - Первый военный аэродром

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Захаров - Первый военный аэродром" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Воениздат, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Захаров - Первый военный аэродром
Рейтинг:
Название:
Первый военный аэродром
Издательство:
Воениздат
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Первый военный аэродром"

Описание и краткое содержание "Первый военный аэродром" читать бесплатно онлайн.



В документальном военно-историческом очерке идет речь о первом военном аэродроме России в Гатчине. Автор увлекательно рассказывает о гатчинском периоде жизни и деятельности первых русских пилотов Н. Е. Попова и М. Н. Ефимова, первой летчицы Л. В. Зверевой, основоположников высшего пилотажа П. Н. Нестерова, К. К. Арцеулова, В. П. Чкалова. В очерке отражены подвиги авиаторов, совершенные в небе Гатчины при защите Ленинграда.






Многое было связано с Гатчиной и у бывшего командира 34-го гвардейского авиаполка Михаила Николаевича Колокольцева. На Гатчинском аэродроме пилот Колокольцев еще в 1937 году служил в должности командира бомбардировочного отряда. Он очень гордился тем, что его летная жизнь протекала в городе, тесно связанном с развитием отечественной военной авиации. За плечами у Колокольцева были к тому времени воздушные бои с самураями на Халхин-Голе. Участвовал он и в советско-финляндской войне. Но командиром полка отважных его называли уже в конце Великой Отечественной. 21 Героя Советского Союза и двух полных кавалеров ордена Славы взрастил 34-й гвардейский авиаполк.

Добрая слава шла на Ленинградском фронте о подвигах летчиков 58-го Старорусского дважды Краснознаменного, орденов Суворова и Кутузова бомбардировочного полка. В войну против гитлеровской Германии полк вступил в 10 часов утра 22 июня 1941 года. Летали тогда на СБ, много потеряли боевых друзей. Только в конце 1941 года полк получил новую технику, пришло также пополнение летного и технического состава. Полк мужал, накапливал опыт, сражался на Северо-Западном, Ленинградском фронтах.

58-й Старорусский. Когда гатчинцы говорят о нем, то непременно добавляют «наш — Гатчинский». Полк активно участвовал в освобождении их родного города, его летчики громили с воздуха вражеские артиллерийские установки, скопления войск противника, эшелоны с техникой на станциях Гатчина-Балтийская и Гатчина-Товарная. Авиаторы всегда точно выходили на цель и полностью выполняли боевые задания, несмотря на плохие метеоусловия и заградительный огонь зенитных батарей противника. Иногда это стоило им жизни.

В декабре 1943 года экипаж в составе командира капитана В. П. Белугина, штурмана старшего лейтенанта П. М. Гончара и стрелка-радиста С. Алтухова, получив повреждение машины от прямого попадания зенитного снаряда, все же произвел прицельное бомбометание по станции Гатчина-Товарная. При этом штурман был убит, а стрелок-радист тяжело ранен. Капитан Белугин пытался довести Пе-2 до своего аэродрома, но горящий самолет упал недалеко от деревни Бор Гатчинского района. Спустя много лет после войны самолет был найден, и теперь скромный обелиск с тремя фамилиями героев стоит в деревне Романовка. Местные пионеры любовно ухаживают за могилой авиаторов.

В последние месяцы войны этот полк базировался в Восточной Пруссии, а затем вернулся на гатчинскую землю. Многие авиаторы навсегда связали свою судьбу с Гатчиной: А. В. Новиков, С. Н. Жвалев, И. И. Уткин, П. Л. Чекменев, М. И. Потапов и другие. Здесь родились их дети и внуки.

После разгрома фланговых группировок 18-й немецкой армии и полного снятия блокады Ленинграда 276-я авиадивизия в составе 13-й воздушной армии действовала в интересах наступающих на кингисеппско-нарвском направлении 2-й ударной армии и на гдовско-лужском направлении — 42-й и 67-й армий. Много налетов произвели экипажи дивизии по аэродромам противника. Особенно напряженными были полеты с целью нанесения бомбовых ударов по аэродрому в Тарту, имевшему мощную противовоздушную оборону.

Весной 1944 года очень много работы было у экипажей воздушных разведчиков. Выполняя задания штаба фронта, они фотографировали коммуникации, железнодорожные узлы, аэродромы противника, добывая данные, интересующие командование. Особенно отличились тогда разведывательные экипажи лейтенантов Скубы и Сахно, старшего лейтенанта Ефремова, лейтенанта Золина, младшего лейтенанта Никушина, капитанов Сизова и Кузьмина.

После снятия блокады Ленинграда 276-я авиадивизия продолжала действовать в операциях Ленинградского фронта на Карельском перешейке. А в июне 1944 года авиаторы, поддерживая наступление войск 23-й дивизии, мощными бомбовыми ударами взламывали долговременные сооружения первой и второй оборонительных полос противника, уничтожали его огневые позиции и живую силу. При выполнении этой задачи наибольший успех выпал на долю эскадрильи капитана Сырчина, экипажи которой наносили точные удары по войскам и важным объектам противника. Боевой опыт этой эскадрильи получил широкое распространение в других полках дивизии и армии.

17 июня 1944 года отличился 34-й гвардейский полк М. Н. Колокольцева. Он нанес бомбовый удар по железнодорожному узлу в Выборге, прикрытому сильным зенитным огнем и истребителями противника. Умело выполняя противозенитный маневр и используя огневую защиту, командир точно вывел полк на боевой курс. В результате этого удара было разбито и повреждено 350 железнодорожных вагонов и платформ, уничтожено 10 складов с военными материалами, произошло 8 взрывов большой силы и в 12 местах были разрушены железнодорожные пути. Потерь полк не имел.

Однако основные усилия авиадивизии, как и всей 13-й воздушной армии, были направлены на поддержку сухопутных войск. Командование общевойсковых соединений дало высокую оценку действиям авиации. Характерен отзыв, присланный штабом 21-й армии авиаторам: «Все 23 бомбоудара по пехоте, артиллерии и минометам противника производились только по назначенным целям и в установленные сроки. Командование действующих наземных войск оценивает работу авиации хорошо и отлично. В своем большинстве после массированных ударов противник деморализовывался, и наземные войска переходили в атаку, встречая незначительное сопротивление, и могли выполнять поставленную задачу»[62].

Освобождение Карельского перешейка, а также успешное проведение наступательной операции войсками Карельского фронта в Южной Карелии в июле — августе 1944 года привели Финляндию к выходу из войны. 4 сентября военные действия с Финляндией были прекращены.

Накануне этих событий авиадивизия генерала А. П. Андреева перенесла центр тяжести в Прибалтику, где в сентябре 1944 года советское командование предприняло наступательную операцию по окончательному освобождению республик Советской Прибалтики. Незадолго до начала этой операции на аэродром базирования 34-го гвардейского авиаполка прибыла делегация трудящихся, чтобы передать гвардейцам самолеты Пе-2, построенные на средства, собранные ленинградцами. Мощные стальные птицы, на борту которых были изображены В. И. Ленин на броневике и Петр I на вздыбленном коне с надписью под ними «Ленинград», были вручены эскадрилье гвардии капитана Н. А. Клочко, впоследствии удостоенного звания Героя Советского Союза. Эти самолеты и экипажи эскадрильи «Ленинград» участвовали в Великой Отечественной войне до победного часа.

С октября 1944 года 276-я Гатчинская бомбардировочная авиадивизия вошла в состав 1-й воздушной армии, где вела боевые действия в наступательной операции 3-го Белорусского фронта на территории Восточной Пруссии. Авиаторы наносили бомбовые удары по войскам противника в Восточной Пруссии и по тильзитско-инстенбургской группировке, участвовали в штурме города-крепости Кенигсберг, овладении портом Пиллау. Последний бомбовый удар дивизия нанесла 8 мая 1945 года по скоплению немецких войск на косе Фриш-Нерунг. К этому времени на Боевом Знамени 276-й Гатчинской бомбардировочной авиадивизии сияли два ордена Красного Знамени, орден Суворова II степени и орден Кутузова II степени. В годы Великой Отечественной войны авиадивизия за образцовое выполнение боевых заданий командования 19 раз отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего.

В списке ветеранов 276-й Гатчинской бомбардировочной авиадивизии среди множества мужских имен встречаются женские. Весной 1942 года ЦК ВЛКСМ принял решение о направлении лучших комсомолок в авиацию. Они работали на метеостанциях, оружейницами, младшими специалистами по электрооборудованию, приборному оборудованию, парашютоукладчицами. Но некоторые девушки вылетали на боевые задания. Летом 1943 года Мария Малькова и Вера Дегтярева, обслуживавшие наземную радиостанцию, в свободное от дежурства время начали упорно изучать вооружение и рацию самолета Пе-2. Учитывая их настойчивую просьбу, командир дивизии распорядился принять от них зачет, и вскоре они были зачислены в боевые экипажи пикирующих бомбардировщиков. Первый свой боевой вылет Мария Малькова сделала на Гатчину. Это было 26 января 1944 года, в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. «Бомбардировщики летели так низко, — рассказывала потом Мария, — что я отчетливо видела наших бойцов, ворвавшихся в северную часть Гатчины. С земли ракетами указывали на южную часть города, откуда противник бил по нашим наступающим частям. Звено зашло и сбросило бомбы по вражеским батареям, заставив их замолчать»[63]. Затем звено Пе-2 прошло над Гатчиной на бреющем полете. С высоты менее 200 м Мария поливала свинцом гитлеровцев, метавшихся в панике на шоссе.

Но Марии не суждено было дожить до победы. 25 февраля 1944 года экипаж в составе лейтенантов Л. В. Салтыкова, В. М. Михалева и ефрейтора М. К. Мальковой получил задание по уничтожению вражеской техники. В неравном бою с истребителями противника самолет был сбит, экипаж погиб. В поселке Дружная Горка Гатчинского района стоит обелиск, на котором написаны имена членов этого боевого экипажа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Первый военный аэродром"

Книги похожие на "Первый военный аэродром" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Захаров

Владимир Захаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Захаров - Первый военный аэродром"

Отзывы читателей о книге "Первый военный аэродром", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.