Лиа Вейсс - Бхавана. Медитация, которая помогла тайским мальчикам выжить в затопленной пещере

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Бхавана. Медитация, которая помогла тайским мальчикам выжить в затопленной пещере"
Описание и краткое содержание "Бхавана. Медитация, которая помогла тайским мальчикам выжить в затопленной пещере" читать бесплатно онлайн.
Тренер Экапол, оказавшись в этой безвыходной ситуации, должен был сосредоточиться на самом главном. Решающим условием выживания всей команды стала его способность выделить из всех возможностей те, которые позволили бы правильно использовать ограниченные ресурсы людей – физические и умственные. «Как только я понял, что из пещеры уже не выбраться, я первым делом попытался восстановить самообладание, – сказал он в интервью после того, как их спасли. – Я старался не сообщать мальчикам, что мы застряли. Я говорил им только позитивные вещи. Я сказал, что нам просто придется подождать немного дольше; тогда вода снова опустится, и мы выйдем. Мне нужно было предотвратить панику. Скажи я им, что мы попали в ловушку, они пришли бы в смятение».
Поэтому он научил их медитировать.
Важность медитации
Экапол попал в буддийский монастырь, когда ему было всего десять лет. За два года до этого его родители и брат умерли от болезни, которая поразила всю их деревню. Около десяти лет он прожил в монастыре в качестве послушника, изучая основы буддийской практики и получая образование, которое иначе было бы для него недоступным.
Послушники соблюдают меньше обетов, чем полностью посвященные монахи (10 вместо 227). Первым шагом в этом процессе становится понимание того, что значит «уйти и стать бездомным странником», отказаться от жизненных удобств ради пути созерцания. Каждая ступень этого пути соотносится с традицией, с ритуалом. Вначале, облачившись в белые одежды, человек должен обдумать все последствия своего решения о вступлении в монашеский орден. Затем, когда он убедился в осознанности своего выбора, ему обривают голову и выдают желтые одеяния.
С этого момента монахи осваивают медитации и ритуалы, которые составляют ядро обучения на пути к просветлению. Прежде всего необходимо принять прибежище в Трех драгоценностях, трижды повторив: «Принимаю прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе» (Дхарма – учение, практика; Сангха – сообщество, источник практики). Затем они будут повторять эту формулу по многу раз в день, сопровождая ее тремя поклонами.
С этого момента монахи начинают получать подаяние от мирского сообщества. Считается, что мирянин, который поддерживает отшельников на их благородном пути, обретает возможность создать хорошую карму (известную как заслуга). Дисциплина, которой следуют молодые монахи, включает множество аспектов, в том числе отказ от еды во второй половине дня. Они обязуются следовать ряду других заповедей: воздерживаться от убийств, воровства, сексуальной близости, лжи, опьяняющих сознание веществ, пения, танцев, развлечений и игры на музыкальных инструментах; не пользоваться духами, не носить украшений, не садиться на высокие сиденья, не спать на нескромном постельном белье и не прикасаться к деньгам. Если они продолжат путь обучения, в конечном итоге их пригласят вступить в монашескую общину в качестве полноправных участников.
Как и все буддисты, тренер знал, что медитация – это именно то, что нужно, когда вы находитесь в беде или в опасности. Возможно, он даже не произносил мысленно все эти слова, но чувствовал: человек найдет решение только в том случае, если получит доступ к своим когнитивным ресурсам. А это можно сделать лишь тогда, когда ум находится в спокойном состоянии, – тревога и паника никак не способствуют необходимой собранности.
Поскольку главными проблемами в пещере были отсутствие еды и недостаток воздуха, медитация оказалась очень практичным средством помощи. Как известно из огромного количества исследований по этой теме, медитация помогает экономить кислород и даже замедляет обмен веществ, и это имело для мальчиков решающее значение. Так они сумели защититься от голода и удушья в экстремальных условиях дефицита пищи и кислорода.
Благодаря ясности буддисты стараются контролировать свое восприятие и сдерживать реакции, искусно сосредотачивая внимание на самых важных вещах и избегая ненужных автоматических реакций, ведущих к неудачным решениям. Они знают, что психическими состояниями можно управлять. Этот момент будет снова и снова обсуждаться на наших страницах, потому что медитация в буквальном смысле спасла жизни тайских мальчиков.
Необходимо определиться с целью
Иногда, чтобы понять, что именно вы должны сделать, необходимо совершить несколько попыток. Во время интервью мальчики сказали, что первоначально они планировали войти в пещеру и изучать ее в течение часа. Однако, когда они по собственным следам прошли обратно к выходу примерно половину пути, оказалось, что вода поднялась очень высоко и двигаться дальше невозможно. У них была четкая цель, но обстоятельства изменились; пришлось адаптироваться и учиться справляться с трудностями.
Мало кто из подростков хорошо плавал, а некоторые не умели плавать совсем. Если бы они поддались страху, панике или инстинктивному стремлению действовать и попытались бы выбраться на воздух, они быстро истощили бы свои умственные и физические ресурсы. Тогда они не сумели бы выполнить те сложные задачи, которые позднее поставили перед ними появившиеся спасатели. Первоначально группа все-таки пыталась дробить камни, чтобы покинуть пещеру, но все быстро поняли, что это тоже бессмысленно.
Если мы разбираемся в неврологии страха и знаем, что он вызывает коленный рефлекс, нас еще больше удивит то, насколько спокойными оставались мальчики. Когда мы находимся в режиме реагирования на угрозу, у нас активизируются области мозга, отвечающие за боль, и чтобы ее прекратить, мы склонны совершать необдуманные поступки. Однако юные тайские футболисты в подобной ситуации сделали нечто очень необычное; в этом им помогли целеустремленность и способность пересилить привычную реакцию на опасность.
Ключевое слово здесь – «целеустремленность». В нашей жизни очень важно четко понимать, что действительно имеет значение, а что – нет. У всех нас бывают дни, когда мы начинаем работать без ясной мотивации, а в полдень поднимаем глаза от компьютера и обнаруживаем, что несколько часов проболтали ни о чем в бессмысленном чате. Будь у нас более привлекательная цель, мы не стали бы тратить драгоценное время на неприоритетные задачи или ни к чему не ведущее общение.
Кроме того, важно, чтобы цель была долгосрочной. Если мы понимаем разницу между гедонизмом (поиском чувственных удовольствий) и эвдемонизмом (прояснением наших более глубоких ценностей и поддержанием связи с ними), если знаем, к чему приводит то и другое, – то перед нами открываются бесчисленные возможности для счастья. Позже мы увидим, что важной частью путешествия становится отречение.
Стоит отметить, что отречение не означает необходимость раздать все свои вещи, уволиться с работы, расстаться с семьей и уйти в горы. Здесь это значит просто понять, какое времяпрепровождение не приносит пользы, и отказаться от него. Это непростая задача – осознать вредные привычки, какими бы большими или малыми они ни были, и внести необходимые изменения, чтобы жизнь стала свободной от этих бесполезных отвлекающих факторов. Таким образом мы можем перенаправить нашу энергию на полезные дела.
Экапол не мог позволить себе мучиться угрызениями совести – они помешали бы ему в достижении цели. Он знал, что не может тратить ценные психологические и когнитивные ресурсы на то, чтобы казнить себя за ошибку.
Перед ним стояла важнейшая задача, которую он решил выполнить. Сам он тоже страдал, но сумел собраться с духом и начал учить мальчиков медитировать, чтобы помочь им сохранить энергию и покой ума.
Чувство вины – соблазнительная привычка. Нам кажется, что раскаяние приносит пользу, поскольку свидетельствует о том, что нам не все равно: «Смотрите, мне плохо. Я переживаю. Я хороший». Оно может даже казаться признаком альтруизма. Однако на самом деле все обстоит ровно наоборот: наше чувство вины не полезно ни нам самим, ни окружающим – особенно в те минуты, когда необходимо восстановить утраченное равновесие. Наш мозг не различает, кто кричит на нас – мы сами или кто- то другой; тревожные сигналы в мозге звучат одинаково. Самоуничижение уничтожает нашу способность находить мудрые решения и действовать.
Знакомые истории
Каждый из нас создает свой собственный мир, и то, каким мы его построим, определяет наши будущие возможности. Мы наверняка обретаем больше ясности, когда отдаем себе отчет в том, как наши взгляды и трактовки – все эти истории, которые мы сами себе рассказываем, – влияют на опыт и поведение.
Поскольку главными проблемами в пещере были отсутствие еды и недостаток воздуха, медитация оказалась очень практичным средством помощи. Как известно из огромного количества исследований, медитация помогает экономить кислород и даже замедляет обмен веществ, и это имело для мальчиков решающее значение. Так они сумели защититься от голода и удушья в экстремальных условиях дефицита пищи и кислорода.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бхавана. Медитация, которая помогла тайским мальчикам выжить в затопленной пещере"
Книги похожие на "Бхавана. Медитация, которая помогла тайским мальчикам выжить в затопленной пещере" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лиа Вейсс - Бхавана. Медитация, которая помогла тайским мальчикам выжить в затопленной пещере"
Отзывы читателей о книге "Бхавана. Медитация, которая помогла тайским мальчикам выжить в затопленной пещере", комментарии и мнения людей о произведении.