Кира Важенина - Путь творчества. Голландская рулетка. 365 дней вдохновения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путь творчества. Голландская рулетка. 365 дней вдохновения"
Описание и краткое содержание "Путь творчества. Голландская рулетка. 365 дней вдохновения" читать бесплатно онлайн.
Пару лет назад в Интернете проходило соревнование цифровых художников, достаточно крупное, что даже в метро мне попадались баннеры. Я очень заинтересовалась и стала внимательно следить за ходом этого состязания. Авторы выкладывали сперва карандашные наброски, потом подмалевки на планшете и все этапы их доработки, от пятен к деталям.
Смотреть на работы талантливых и признанных творцов своей области – это палка о двух концах. От «вот так мне и надо, поехали» – до «я так никогда не смогу». (И кстати, не смогу, ну и что? Я смогу так, как могу я.)
Подумайте: разве мы тушуемся и смущаемся, когда нам в институте или школе дают задание доказать какую-нибудь математическую теорему? «Да как я смогу сделать то, что сделал великий академик Лагранж?» – такого вопроса почему-то не возникает. Может быть, потому что вы видите сосредоточенное лицо соседа по парте или оттого что верите: раз задача помещена в учебник, вы уже подготовлены к ней и справитесь. Главное – при взгляде на теорему при мне никто из аудитории не выходил, причитая на ходу: «Мне никогда этого не сделать, я не Лагранж».
Считается, что творчество тоньше математики, но так ли сильно оно отличается? Особенно по необходимости стараться, видеть короткие решения и новые пути? И уж конечно, дорогу обучения любому искусству проходили и математик Лагранж, и художник Альфонс Муха, и масса поэтов, музыкантов, кулинаров. Они всякий раз сталкивались с новыми для них теоремами – и раз за разом доказывали. Смотреть их работы – все равно что изучать доказательства теорем в учебнике. И чем внимательнее изучаешь, тем лучше собственный результат, достигнутый применением не только своего опыта.
Именно с такими мыслями я хожу в Третьяковку или Дом художника, листаю галереи сетевых рисовальщиков. Я учусь. Пусть не всегда приятно понимать, насколько я далека от намеченной цели – куда без этого? Важно, почувствовав так, найти свой мотив двигаться дальше по доказательству своей теоремы.
Рулетка запускается!Сегодня я: ___________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
17 марта
Если хочешь идти быстро – иди один. Если хочешь идти далеко – идите вместе.
Африканская пословицаКак ни крути, все мы – социальные зверьки. Даже самый лютый интроверт будет нуждаться в другом лютом интроверте – необщительном, закрытом в своей раковине, но живом: человеку нужен человек.
Это обстоятельство мы учитываем, когда показываем другим свои творения, но почему-то совершенно забываем, когда речь заходит об учении.
Сейчас в Интернете предлагаются действительно качественные статьи и семинары по «быстрой постановке навыков» – целые сборники приемов, благодаря которым можно в разы ускорить обучение и сделать его более эффективным. Все они в унисон говорят о четырех главных принципах:
• необходимо разбить огромный неподъемный навык на элементарные умения-составляющие;
• каждое из этих маленьких умений нужно изолировать от остальных и отработать отдельно;
• важно грамотно простроить преемственность этих умений
• и обеспечить себе толковую обратную связь.
Как думаете, какой из принципов задает тон остальным?
Наверняка не угадали – последний. Обратная связь.
Отечественные психологи провели немало исследований, чтобы выяснить, какая оценка является худшей для усвоения материала. Вопреки мнению педагогов, худшей обратной связью оказалась не знаменитая «двойка», а отсутствие оценки в принципе. Но именно на нее мы обрекаем себя, когда выбираем учиться самостоятельно.
Не получая обратной связи, мы не можем оценить, в нужном ли направлении движемся. Более того, мы можем решить, что освоили прием на «ура», познали все тонкости, молодцы! – и лишь на более поздних этапах заметить, что завели себя в тупик, неверно поняв фундаментальный принцип. Я сама не раз попадала в эту ловушку: приходилось возвращаться и переучиваться, ведь с неправильным знанием в голове далеко не уйдешь. Хотя вложенные силы и время можно было потратить куда продуктивнее…
Сколько же шишек я набила, прежде чем понять: лучшие из самоучителей никогда не заменят живого учителя.
Можно обложиться стопками пособий, вложить всю душу в занятия и достичь серьезных успехов – такое случается, факт. Но, скорее всего, этого будет недостаточно. Обучающая программа не скажет нам, насколько правильно мы поставили левую руку на гитарный гриф или насколько достоверно простроили конфликт в литературном произведении. Учитель – скажет. Выразительно нахмурится, вероятно, даже разнесет домашнее задание в пух и прах. И это будет лучшее, что он сможет для нас сделать на данном этапе! Он продвинет нас вперед. И попутно поделится множеством мелочей, которые выходят за рамки базовых сведений, – чтобы наши знания превратились в настоящие умения.
Если хочешь продвинуться далеко, возьми за руку того, кто уже проходил этот путь. Быть может, когда-то ты поведешь этой дорогой человека, который так же несмело протянет тебе свою ладонь.
Рулетка запускается!Сегодня я: ___________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
18 марта
Что глупого в том, чтобы поговорить с деревом? Иные деревья, я так скажу, куда умнее некоторых людей.
Алексей ОлейниковВ самом начале литературного пути мне посчастливилось побывать на поэтических мастер-классах, очень необычно и творчески устроенных. Подразумевалось, что, раз мы прошли отборочный конкурс, нам уже не нужно объяснять, чем ямб отличается от хорея, поэтому Мастер – так у нас было принято называть учителя – сосредоточился на более интересных задачах. Мы сочиняли хокку и афоризмы в духе Амброза Бирса, писали стихи в одной цветовой гамме, «одушевляли» предметы… А однажды Мастер, как и положено порядочному суфию, просто выдал каждому из нас название предмета (от утюга до горы) и велел к следующему утру придумать, чему можно у него научиться. Мне досталось дерево, стоящее в одиночестве посреди поля.
Признаться, я сжульничала. Идти общаться с деревом мне было лень, поэтому я открыла тетрадь и быстро набросала пару банальностей: что дерево может быть одиноким, а может – единственным; что у него можно научиться покою и сосредоточению и так далее. Как выяснилось на следующее утро, не самый плохой вариант.
А через три года, когда мне было очень-очень плохо, я узнала, что с деревьями можно обниматься. Можно подпитываться от них даже не энергией – а той умиротворенностью и умением отрешиться от пустячных переживаний, про которые я так ловко сочиняла на мастер-классе. Я узнала, что с деревьями можно разговаривать – по-своему, конечно. Просить у них совета. Даже ненадолго становиться ими, на самом деле ощущая, как ноги превращаются в корни, а волосы – в шелестящую на ветру крону.
Еще через несколько лет я поняла, что дело не в дереве. Дерево – еще одно проявление огромного мира, на который мы обычно не обращаем внимания. Когда я пропустила сквозь себя знание, что учиться можно у всего – хоть у горы, хоть у утюга, – мне стало очень смешно от мысли, что столько людей считают себя одинокими. Как можно быть одиноким, когда вокруг тебя целый мир – живой, думающий, готовый к разговору? Почему нужно ограничивать свой круг общения только людьми? Мы же пробуем общаться с иностранцами, не понимающими нашего языка – так почему бы не попробовать договориться с деревом, рекой, дольменом?
Пожалуй, то абстрактное дерево, стоящее посреди поля, дало мне гораздо больше, чем рассчитывал учитель.
Рулетка запускается!Сегодня я: ___________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
19 марта
Походка обнаруживает, идет ли кто уже по пути своему, – смотрите, как я иду! Но кто приближается к цели своей, тот танцует.
Фридрих НицшеВ контактной импровизации есть понятие «маленький танец». Если встать, совсем-совсем не шевелясь, и прислушаться к своему телу, то заметишь, что ты все равно подвижен – от дыхания поднимаются и опускаются грудь и живот, немного покачивается все тело в поисках равновесия, сжимаются и расслабляются веки, просто потому, что ты живой. Узнав маленький танец, ощущаешь любое движение как танец. Даже когда зеваешь на лекции или семенишь в очереди на эскалатор – танцуешь. Мы всегда танцуем.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путь творчества. Голландская рулетка. 365 дней вдохновения"
Книги похожие на "Путь творчества. Голландская рулетка. 365 дней вдохновения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кира Важенина - Путь творчества. Голландская рулетка. 365 дней вдохновения"
Отзывы читателей о книге "Путь творчества. Голландская рулетка. 365 дней вдохновения", комментарии и мнения людей о произведении.