» » » протоиерей Олег Стеняев - Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать


Авторские права

протоиерей Олег Стеняев - Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать

Здесь можно купить и скачать "протоиерей Олег Стеняев - Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент Издательство Сретенского монастыря, год 2019. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
протоиерей Олег Стеняев - Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать
Рейтинг:
Название:
Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2019
ISBN:
978-5-7533-1539-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать"

Описание и краткое содержание "Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать" читать бесплатно онлайн.



Перед вами книга, основу которой составили лекции, прочитанные в разное время протоиереем Олегом Стеняевым – известным проповедником, миссионером, богословом, публицистом – в Троице-Сергиевой лавре, в других монастырях и приходских храмах. В ней идет речь о ценности земной жизни, о смерти, освещается библейское и святоотеческое обоснование учения о мытарствах – своего рода экзамене, который проходит человеческая душа после смерти. Подробный рассказ о каждом из двадцати мытарств завершается повествованием о том, что ожидает душу каждого из нас впоследствии: о частном суде, о загробной участи человека, о воскресении мертвых и о последнем Суде. Для широкого круга читателей.





Ходатайствуют ангелы и о целых городах, например, в случае с Иерусалимом, о чем мы читаем у пророка Захарии: И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные (Зах. 1, 12–13).

Как правило, в описании мытарств душу сопровождают два ангела, возможно, один из них – это небесное существо, данное нам в таинстве Крещения (собственно говоря, Ангел Хранитель), а другой – святой, имя которого мы носим (Ангел Покровитель).

Ожидание смерти и воздушных мытарств не должно ввергать душу православного христианина в уныние. Ибо подобное всегдашнее памятование о смерти и мытарствах может увенчаться радостью их прохождения и счастливого вхождения в Царство Небесное.

Преподобный Исаия Отшельник заповедовал жившим с ним братиям: «Каждый день имейте пред очами смерть и размышляйте о том, как вы выйдете из тела и как минуете власти тьмы, встречающие нас в воздухе, и как предстанете пред Богом, простирая взор и к страшному дню последнего суда и воздаяния каждому из нас за дела, слова и помышления»[40]. Сказано: И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего (Евр. 4, 13–14).

Веруя в прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего, ибо мы исповедуем Его не только «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес», но и «нас ради человек и нашего ради спасения» «восшедшаго» в теле «на небеса» и обеспечившего верующим в Него облегчение в прохождении воздушных мытарств.

Преподобный Исаия Отшельник также пишет: «Какая же, думаешь, радость будет душе того, кто, начав работать Богу, успешно окончит это дело свое? При исходе его из мира сего такое дело его сделает ему то, что с ним будут радоваться ангелы, увидев, что он освободился от властей тьмы. Ибо когда изыдет душа из тела, ей сшествуют ангелы; навстречу же ей выходят все силы тьмы, желая схватить ее и изыскивая, нет ли в ней чего ихнего. Тогда не ангелы борются с ними, а дела, содеянные душою, ограждают ее, как стеною, и охраняют ее от них, чтоб не касались ее. Когда дела ее одержат победу, тогда ангелы, [идя] впереди ее, поют, пока не предстанет она Богу в радование. В час тот забывает она о всяком деле мира сего и о всем труде своем»[41].

Так что же такое учение о мытарствах – богословские фантазии или согласное учение святых отцов? Сейчас многие уверовавшие из числа неофитов, и не только они, ставят его под подозрение. Они говорят, что это апокрифическое учение, не имеющее под собой основания в Священном Писании и Предании. Однако в 2008 году в Санкт-Петербурге вышел в свет пятитомник трудов епископа Сильвестра (Малеванского), где о мытарствах говорится в положительном смысле. Несколько раз переиздавался двухтомник «Православно-догматическое богословие» святителя Макария (Булгакова), где также положительно говорится о мытарствах. Книга преподобного Иустина (Поповича) содержит догматическое учение о мытарствах. И только горстка теологов-реформаторов в нашей стране пытается модернизировать церковное учение под влиянием западных теологов-рационалистов, исповедующих «суицидальную сотериологию».

Свидетельства о мытарствах из житий святых

В житиях таких святых, как святая великомученица Екатерина (память 24 ноября / 7 декабря), святитель Нифонт Кипрский (память 23 декабря / 5 января), святой Симеон, Христа ради юродивый, Эмесский (память 21 июля / 3 августа), святитель Иоанн Милостивый (память 12/25 ноября), преподобный Макарий Великий (память 19 января / 1 февраля), содержатся свидетельства о воздушных мытарствах. Рассмотрим некоторые из них. Особенно важно для нас увидеть различия в описании мытарств – они могут быть связаны с нашей непохожестью друг на друга; и то, что кому-то представится разночтением или даже противоречием, мы, верующие, воспримем как взаимодополняющее многообразие.

В «Житии преподобного отца нашего Макария Египетского» мы находим следующее свидетельство:

«В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежавший на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп:

– Кто ты такой?

– Я, – отвечал тот, – был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение.

– Какое же облегчение получаете вы, – спросил Макарий, – и каковы ваши мучения, расскажи мне?

– Как далеко отстоит небо от земли, – отвечал со стоном череп, – так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением.

Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал:

– Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди.

И снова он спросил череп:

– Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших?

– Внизу, намного глубже под нами, находятся многие другие, – отвечал тот.

– Кто же находится среди тех лютейших мучений? – спросил Макарий.

– Мы, не знавшие Бога, – ответил череп, – хотя и немного, еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями.

После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда <…>

Когда святая душа Макария была взята Херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:

– О, какой славы сподобился ты, Макарий!

Святой отвечал бесам:

– Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал.

Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили:

– Действительно избежал ты наших рук, Макарий!

Но он сказал:

– Нет, но надобно и еще избежать.

И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы с сильным воплем кричали:

– Избежал нас, избежал!

Тогда Макарий громким голосом ответил бесам:

– Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней»[42].

В приведенных отрывках обращают на себя внимание два фрагмента. Первый: «Мы, не знавшие Бога, – ответил череп, – хотя и немного еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями». Здесь мы видим принцип божественной справедливости: верующий, который должен был обитать во славе в раю, но по своему нерадению оказался в аду, получает большее наказание. Сказано: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 47–48).

И второй фрагмент: «Но он [Макарий] сказал: “Нет, но надобно и еще избежать”. И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы с сильным воплем кричали: “Избежал нас, избежал!” Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: “Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней”». Здесь мы видим, что преподобный не до конца уверен в себе и на каждом мытарстве отвечает бесам, признающим свое поражение, словами: «Нет, но надобно и еще избежать». Его упование всецело зиждется на вере во Христа и ни в коей мере не на своих добродетелях. Пройдя же все мытарства, он восклицает: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней». Это подлинно христианская позиция, ибо сказано: Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9, 16), – великий подвижник это признаёт и обретает дар спасения в Царствии Небесном.

А вот что говорится в «Житии преподобных отец наших Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, сопостника его»:

«Сказав это, святой [преподобный Симеон] вздохнул и заговорил опять:

– Не знаю за собой ничего такого, что было бы достойно небесного воздаяния, ибо юродивый и лишенный разума какую может получить награду, разве задаром, по Своей благодати, помилует меня мой Владыка? Но молю тебя, брат, никого из нищих, особенно из иноков, не презирай и не укоряй – да знает любовь твоя, что многие из них очищены злостраданием и как солнце сияют перед Богом. Так и между простыми людьми, живущими в деревнях и возделывающими землю, ведущими жизнь в незлобии и правоте сердечной, которые никого не бранят, не обижают, но от труда рук своих в поте лица едят хлеб свой, много между такими великих святых, ибо видел их, приходивших в город и причащающихся Тела и Крови Христовых и сияющих, подобно чистому золоту. Всё, что говорю тебе, господин мой, не подумай, что говорю из какого-нибудь тщеславия, но твоя любовь принудила не скрыть от тебя лености моего окаянного жития. Знай же, что и тебя Господь скоро возьмет отсюда: итак, позаботься, сколько есть сил, о душе своей, чтобы иметь возможность без задержки перейти область воздушных духов и избегнуть лютой руки князя тьмы. Знает Господь Бог мой, что и я много печалюсь и имею великий страх, пока не перейду эти страшные места, где все человеческие дела и слова разбираются подробно. Потому-то и молю тебя, чадо и брат мой Иоанн, всячески старайся быть милосерд, ибо в тот грозный час милосердие может помочь нам больше всех других добродетелей, как написано: Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь (Пс. 40, 2). Соблюдай же и сие: не приступай к божественной службе, имея против кого-либо гнев, да не оскорбят твои грехи пришествие Святого Духа»[43].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать"

Книги похожие на "Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора протоиерей Олег Стеняев

протоиерей Олег Стеняев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "протоиерей Олег Стеняев - Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать"

Отзывы читателей о книге "Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.