» » » » Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век


Авторские права

Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век

Здесь можно скачать бесплатно "Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век
Рейтинг:
Название:
Русский анархизм и евреи. XIX-XX век
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1996
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"

Описание и краткое содержание "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать бесплатно онлайн.



Мы постарались дать в этой книге картину русского анархизма первой четверти ХХ века применительно к интересовавшему нас еврейскому вопросу.

Диапазон взглядов анархистов на проблемы еврейского народа поразительно широк: от крайнего антинационализма и космополитизма - до смыкания с еврейским национально- освободительным движением.

Не выдерживают критики утверждения некоторых авторов об антисемитском характере деятельности ряда анархистских повстанческих движений в России.

Идеологи классического анархизма были носителями интернационалистического мировоззрения, а в среде рядовых участников движения евреи играли одну из ведущих ролей. Первая анархистская группа, действовавшая на территории Российской империи, состояла исключительно из евреев, а российская анархистская пресса вела свое происхождение от газет и журналов, выходивших на языке идиш. Фактически российский анархизм зародился в среде еврейских рабочих-эмигрантов, покинувших пределы империи и обосновавшихся в странах Западной Европы. Огромную помощь им оказал мятежный князь П.А. Кропоткин.

Самое массовое народное анархистское движение в России в послереволюционный период - махновщина - также было тесно связано с беднейшими слоями еврейства. Интеллектуальная верхушка махновского повстанчества, в первую очередь, секретариат украинской анархо-синдикалистской конфедерации "Набат", почти полностью состояла из евреев. Здесь можно привести имена В.М.Волина (Эйхенбаума), А. Барона (Полевого), Марка Мрачного (Кливанского), Давида Когана, Льва Рубана, Ольги Таратуты, ЯАлого (Суховольского), И. Гутмана (или Готмана, он же Эмигрант), И.Теппера, Аккермана, Гофмана и других. В махновском Реввоенсовете и Культпросвет отделе было множество евреев, определявших идеологию самого повстанческого движения. Все руководство контрразведки махновцев также состояло из евреев: Я.Глазгон, Х.Цинцинер, Гордин, братья Л. и Д. Зиньковские (Задовы) и др. Интеллектуальный уровень анархистов теоретиков, принимавших непосредственное участие в повстанческом движении, был высок: например, Волин, например, одно время возглавлявший реввоенсовет, свободно разговаривал на 13 языках, был великолепным оратором, а, находясь в эмиграции, прекрасно чувствовал себя в любом обществе и вращался среди изысканной публики.






Яновский был противником "пропаганды практических действий" (т.е. террора), утверждавшейся лидерами американского анархизма Э.Голдман, А.Беркманом и Й.Мостом.

Он считал, что террор не способствует революции, говорил о необходимости делать все не для возбуждения рабочих, а для их воспитания и образования.

С 1917 года Яновский был связан с нееврейской прессой США. До 1925 года редактировал еженедельник профсоюза американских дамских портных, с 1919 года сотрудничал в газете на идиш "Герехтикайт", органе анархо-синдикалистской всеамериканской организации "Индустриальные рабочие мира". Был связан с англоязычной еврейской газетой "Джуиш дейли форвард".

Переводил на идиш произведения Толстого, Кропоткина, Шоу, Ибсена и др. Публиковал переводы анархистских брошюр на разные языки, в том числе и на немецкий.

Аба Гордин посвятил ему брошюру, которая так и называется: "Ш.Яновский" (на идиш, 1957 год).

Шауль.йосеф Яновский умер в 1939 году.

Золотарев Гилель (1865 - 1921) - родился в Елисаветграде, в семье портного. Его отец был одним из первых участников кружка "духовно-библейское богатство™, организованного всемирно известным поэтом и общественным деятелем Йегудой-Лейбом Гордоном.

Золотарев посещал реальное училище, но не закончил его, так как его семья после погромов 1881 года покинула Россию и эмигрировала в США. Здесь отец Гилеля, бывший в Одессе членом группы "Ам Олам", участвовал в попытке организовать еврейскую коммунистическую колонию.

В 1892 году Золотарев закончил медицинский факультет Нью- Йоркского университета и стал практикующим врачом. Одновременно стал пробовать себя в качестве журналиста в различных еврейских анархистских газетах, выпускавшихся эмигрантами из Российской империи. В прессе публиковались его монографии о Прудоне, Ницше и др. Несколько лет являлся сотрудником еженедельника "Фрайе арбетер штиме" и ежемесячного журнала "Фрайе гезелшафт". Здесь печатались, в частности, его заметки о кишиневском погроме.

Выпустил брошюру на идиш "Эрнсте фраген", в которой выступил против космополитически-ассимиляционных тенденций, распространенных в среде еврейских радикалов. Будучи ортодоксальным анархистом, испытывал глубокую симпатию к сионизму, приветствовал возвращение евреев к сельскохозяйственному труду в Палестине. На этой почве резко расходился с Шаулем (Саулом) Яновским, главным редактором нескольких газет, в которых печатался (последний выступал с космополитических позиций). Тем не менее Яновский предоставлял Золотареву возможность публиковать сколь угодно просионистские материалы, ибо для него анархистская идея полного самовыражения личности и свободы высказываний была прежде всего.

Золотарев был хорошо знаком с Давидом Эдельштатом еще в студенческие годы, вместе с ним редактировал 1-ый номер печатного органа организации американских евреев-анархистов "Пионеры свободы" - ежедневной газеты "Вархайт", просуществовавшей недолго, всего пять месяцев (1889). До возвращения ответственного редактора И. Яффе из Лондона редактировал газету, позднее вместе с М.Кацем, Р.Луисом и А.И.Мэрисоном был членом редакционного комитета, писал в "Вархайт" теоретические статьи об анархизме. Сотрудничал также в лондонской анархистской прессе на идиш в газетах "Дер арбетер фрайнд" и "Жерминаль" (редакция "Жерминаля" находилась в Англии, а печаталась газета в Швейцарии и предназначалась для нелегальной переправки в Россию).

Часть 2

В 1912 году Золотарев был ближайшим сотрудником д-ра ХЖитловского, еврейского автономиста, социалиста и убежденного идишиста,"' печатался в его газете "Дос найе лебен", причем спорил с ним о сионизме так же, как с Яновским.

В ежемесячнике "Ди цукунфт" ("Будущее") Золотарев поместил первую часть своей капитальной работы "Социология". Выступал также как беллетрист, и в 1909 году под псевдонимом 'Т'. Ордичев" участвовал в сборнике публицистики, посвященном еврейской жизни в Америке, судьбам российских эмигрантов - "Ин штром фун пебн" ("В буре жизни"). Пробовал свои силы и в драматургии. Его драма "Дер лестер шомрони" ("Последний самаритянин") приобрела известность, была поставлена также как либретто для оперы (музыка Бориса Левинсона).

В последние годы жизни все сильнее тяготел к сионизму, внимательно следил за новостями еврейской жизни в Палестине.

Сторонники Золотарева в анархистском движении говорили о нем как о представителе "анархо-сионизма", оппоненты - как о идеологе "националистического анархизма".

Умер на 56 году жизни в США.

Розенфельд Морис (наст. имя Моше-Яаков Алтер; 1862 - 1923)- поэт, анархист. Писал на идиш. Родился в деревне в семье портного, которая вскоре переехала в Варшаву, а затем в Сувалки, где мальчик несколько лет учился в хедере. Рано женившись, продолжал изучать Гемару в бейт-мидраше. Изучил самостоятельно польский, немецкий языки, читал светскую литературу на иврите, увлекался стихами Э.Цунзера и М.Гордона на идиш, пьесами А.Гольдфадена. В 15 лет написал первое стихотворение на идиш.

В 1881 году посетил США, затем уехал в Лондон, ще испытывал большие лишения, учился портняжному делу. Сблизился с рабочим движением, примкнул к кружку анархистов "Бернер стрит клаб". В конце 1886 года переехал в США и 18 лет работал гладильщиком в портняжных мастерских Нью-Йорка. Стихи этого периода проникнуты революционным духом, имеют большую популярность среди рабочих Нью-Иорка и Лондона. Печатался в анархистской газете "Вархайт", имел близкое отношение к органу британских анархистов на идиш "Дер арбейтер фрайнд". Публиковался также в других еврейских газетах и журналах: "Нью-Йоркер идише фольксцайтунг", "Дер морген-штерн", "Идишес фолксблат" (две последние газеты выходили в России, в Петербурге), а также "Дер теглихер хералд". Около 13 лет - до 1913 года - сотрудничал в знаменитой нью-йоркской "Форвертс". Одно время был постоянным сотрудником нью-йоркской газеты на идиш "Арбетер цайтунг", выступал с чтением стихов в рабочих клубах.

Тяжело заболев, оставил работу гладильщика, жил тем, что разносил книжки своих стихов по домам на продажу.

В 1898 году вышел сборник стихов Розенфельда "Песни гетто" (на идиш с прозаическим переводом на английский; книга получила одобрение американских критиков и была переведена на немецкий, польский, словацкий, венгерский языки, выдержала несколько изданий). Написал либретто для оперы "Дер лецтер коэн годл, одер Религион ун либе" ("Последний первосвященник, или религия и любовь"), поставлена в 1896 году в Нью-Йорке. С этого времени стихи Розенфельда стали включать песни на его стихи были не менее популярны, чем песни Давида Эдельштата. Он призывает к революции и борьбе за свободу, одновременно в его творчество проникают национальные мотивы. Последнее вызывает возмущение сугубо антинационалистической анархистской "Дер арбетер фрайнд": "Ярый революционер Розенфельд стал плакальщиком Сиона" (1899).

Поэт был наполовину парализован, ему грозила слепота, однако творческая и политическая деятельность продолжалась. Вышли 6 томов "Шрифтн" ("Сочинения"), Нью-Йорк, 1908-1910 гг., 'Тевейлте шрифтн" ("Избранные сочинения"), три тома, Нью-Йорк, 1912,

художественные биографии Генриха Гейне (Нью-йорк, 1906) Иегуды Галеви (Нью-Иорк, 1907). В 1908 году совершил поездку по Западной Европе и Галиции, гдe был восторженно встречен анархистами и любителями поэзии на идиш. С 1913 года, порвав с "Форвертс", начал сотрудничать с ортодоксальной "Идишес тагеблат" (до 1921). Испытывал сильную нужду, ссорился и ругался с писателями и критиками. Одним из последних прижизненных сборников "Лидер" ("Песни") был издан в Советской России (1920).

Не считая себя сионистом, участвовал в работе Сионистского конгресса в Лондоне в качестве делегата (1900).

Умер и похоронен рядом с Шолом-Алейхемом на кладбище еврейской бедноты Маунт Кармел в Бруклине. Часть литературного наследия - рукописи и книги - хранилась в Институте еврейской пролетарской культуры в Киеве (с 1930). Впоследствии, после разгрома Сталиным остатков еврейской культуры в СССР, рукописи Розенфельда пропали.

Наряду с М.Винчевским, И.Бовшовером, Д.Эдельштатом и др. считается одним из представителей плеяды еврейских пролетарских поэтов.

Мэрисон Яаков-Авраам (наст. фамилия Ерухимович). Родился 6 мая 1866 года в местечке Евье Виленской губернии. Его отец Йерухам происходил из известной раввинской семьи, по преданию ведшей свой род от потомков знаменитого средневекового еврейского комментатора Раши; родственник Румеша, переведшего на иврит "Робинзона Крузо" ДДефо. Сам Йерухам был меламедом в "Новгороде", еврейском квартале Вильно.

Яаков-Авраам начал посещать хедер в возрасте 5 лет, к семи годам он уже изучал Гемару, к восьми годам начал писать стихи на иврите, к одиннадцати годам стал студентом "новгородской" ешивы, где зарекомендовал себя "илуем", то есть особо одаренным ребенком. В 12 лет переехал в Ковно, учился в бейт-мидраше под руководством рава Гирша Хайеса, главы литовской ешивы "Слободка", одного из выдающихся представителей направления "Мусар". Под впечатлением от прочитанных сочинений еврейского писателя и общественного деятеля Лилиенблюма юноша отдался идее "хождения в народ", пройдя через десятки местечек Литвы. Для заработка временами был мелам едом, преподавал иврит. Самостоятельно изучал русский и немецкий языки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"

Книги похожие на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Моше Гончарок

Моше Гончарок - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"

Отзывы читателей о книге "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.