Продолжатель Феофана - Жизнеописания византийских царей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнеописания византийских царей"
Описание и краткое содержание "Жизнеописания византийских царей" читать бесплатно онлайн.
«Продолжатель Феофана» – условное название одного из самых интересных памятников византийской литературы. Это работа нескольких безымянных историков, начинающаяся как летопись и постепенно превращающаяся в характеристики царствований и портреты десяти императоров (от начала IX в. до середины X в.). Сочинение Продолжателя Феофана – весьма важный исторический источник. Для очень многих событий IX – середины X в. данные Продолжателя Феофана – единственные сохранившиеся до наших дней свидетельства.
102. Вскоре напала на царя губительная болезнь – следствие истечения желудка, которое началось во время одного из охотничьих выездов. Недуг мало-помалу истощал его силы. Он лучшим образом устроил государственные дела, назначил наследника, обо всем, как должно, позаботился и разумно распорядился, а когда горячечное пламя разгорелось, изничтожило и исчерпало в нем всю жизненную влагу, Василий ушел из жизни, после того как процарствовал вместе с предшественником своим Михаилом один год и украшал собой самодержавный престол девятнадцать лет[232]. Он лучшим образом устроил гражданские дела, прекрасно распорядился военными, расширил пределы державы, изгнал из подвластной [146] ему страны несправедливость и насилие, так что к нему полностью подходят гомеровские слова о достойнейшем царе: «Мудрый он царь и достойнейший воин»[233]. А всю полноту власти принял природой и добродетелью отцу наследовать призванный, молитвами подданных возглашаемый, смирнейший и мудрейший Лев, первый из оставшихся его сыновей. Такова история благочестивого царствования славного Василия, насколько она еще не увлечена потоком забвения и не поблекла от времени, и таков его жизненный путь до восшествия на престол. Мною поведано и изложено содержание его жизни в соответствии с моими возможностями и согласно природе истины.
Книга VI.
Лев VI
1. После смерти Василия двадцать пять лет и восемь месяцев царствовал самодержец Лев[1]. Его брат, клирик и синкел Стефан, взращенный и воспитанный патриархом, находился при Фотии. И отправил царь в Христополь стратилата Андрея и с ним других синклитиков со священниками, свечами и колесницами. Они извлекли из усыпальницы Михаила, положили в кипарисовый гроб, возложили на одр, обрядили с честью по-царски, доставили в город и с гимнами привезли в храм Святых апостолов – в процессии шествовали и его братья – и положили в гробницу[2].
2. Затем царь отправил того же стратилата Андрея вместе с логофетом дрома Иоанном Агиополитом, человеком весьма ученым, в святую Софию, и они с амвона во всеуслышание огласили обвинения против патриарха Фотия, низвергли его с трона и отправили в ссылку в монастырь Гармонианов под названием Вордон. А синкела Стефана, своего брата, поставил патриархом, рукоположил же его первый из епископов Феофан[3]. Прожил он в достоинстве патриарха шесть лет и пять месяцев и после смерти был похоронен в монастыре Сикеоне.
3. Царь поставил Стилиана Зауцу магистром и логофетом дрома[4].
4. Предан был город под названием Ипсила, а все жители попали в плен к агарянам[5]. Случился большой пожар недалеко от Софии и сгорел храм святого апостола Фомы[6], который царь Лев в блеске восстановил.
5. Царь послал в Евхаиту, чтобы привести в город Феодора Сантоварина. Но доместик схол Андрей и магистр Стефан Каломария, на которых постоянно клеветал Василию Сантоварин, доложили царю, что якобы Фотий и Сантоварин замыслили поставить царем одного из родственников Фотия. И вот приказал царь, и доставили обоих во дворец в Пигах[7], и заключили каждого по отдельности. И послали расследовать обвинения против них магистра Стефана, доместика Андрея, патрикиев Кратера и Гумера, а также Иоанна Агиополита. Привели они патриарха Фотия, усадили с почетом в кресло, сели сами и приступили к расследованию. Доместик Андрей спросил патриарха: «Знаешь ли, господин, авву Феодора?» [148] А он: «Авву Феодора не знаю». Андрей: «Не знаешь авву Феодора Сантоварина?» Патриарх: «Знаю монаха Феодора, архиепископа Евхаитского» А когда привели Сантоварина, говорит ему Андрей: «Царь спрашивает где деньги и добро моей царственности?» И он сказал: «Поскольку дал их тот, кто тогда был царем, а ныне спрашивает царь, имеет власть взять их». А Андрей: «Скажи, кого хотел ставить царем, когда советовал отцу царя лишить глаз собственного сына? Своего родственника или родственника патриарха?» А он сказал: «Не ведаю, в чем вините меня». И вот говорит магистр Стефан: «Как же сообщал царю, что уличишь в этом патриарха?», припав тотчас к ногам патриарха, сказал: «Смести меня, господин, и пусть тогда лишенного священства накажут меня как злодея, но Богом клянусь, не говорил такого царю». Патриарх же сказал: «Клянусь спасением своей души, кир Феодор, ты – архиепископ и ныне и в грядущем». Разгневанный этим Андрей сказал: «И ты, авва, не сообщал через меня царю, что готов уличить в этом патриарха?» Тот же утверждал, что ни о чем не ведает[8]. Возвратившись, сообщили царю, о чем говорилось. Царь пришел в неудержимый гнев и раздражение, что не нашел веских обвинений против патриарха, велел сильно бить Сантоварина и изгнал его в Афины. Потом его вернули, ослепили и сослали на Восток. Через много лет он вернул его из ссылки, поселил в городе и распорядился выдавать ему продовольствие в Новой церкви. Умер же он при Константине и Зое, его матери[9].
6. Во времена Льва герцог Лонгивардии, зять франкского короля, взбунтовался против царя и подчинил себе всю область. Узнав об этом, царь отправил препозита стола Константина со всеми западными фемами воевать Аиона. В произошедшем сражении воины Константина понесли поражение и были убиты, а сам он едва спасся[10]. Случилось тогда в шестом часу дня и солнечное затмение, так что на небе появились звезды; задул [149] сильный ветер, засверкали молнии, загремел гром и на ступенях форума святого Константина поразило семь человек[11].
7. Осажден был агарянами Самос, взят тамошний стратиг Паспала[12]. Лев же возводит в василеопаторы Зауцу, название этого сана он сам придумал. Дело в том, что он любил дочь Зауцы Зою, поскольку ее муж Феодор, прозвищем Гуниациц, был умерщвлен ядом[13].
8. Когда ушел из жизни патриарх Стефан, вместо него рукополагается патриархом Антоний, по прозвищу Кавлей[14].
9. Пришла весть, что архонт Болгарии Симеон собрался походом на ромеев. Предлогом же для войны послужило следующее. Был у василеопатора Зауцы слуга – евнух, которого звали Мусик. Он подружился с купцами из Эллады, людьми жадными и корыстолюбивыми, Ставрикием и Косьмой. Желая извлечь выгоду при посредничестве Мусика, они перенесли свои дела с болгарами в город Фессалонику и стали брать с болгар огромные подати. Болгары известили об этом Симеона, а тот дал знать царю Льву. Лев же счел все пустяками, ибо чрезвычайно любил Зауцу. И вот Симеон в гневе обнажил меч против ромеев[15]. Царь же отправил против него стратилата Кринита, которому дал большое войско и командиров. В битве, которая случилась в Македонии, ромеи потерпели поражение, убиты были и сам Кринит, и армянин Куртикий, и многие прочие. Симеон захватил хазар из дружины царя Льва, пообрезал им носы и отправил на позор ромеям в город. Увидев их, царь разгневался и послал Никиту Склира с дромонами на реку Данувий принести дары туркам, чтобы воевали они Симеона. Тот явился к ним, убедил обнажить мечи на Симеона, взял заложников и вернулся к царю. Царь же решил воевать болгар на суше и на море и морем отправляет друнгария Евстафия, а сушей Никифора Фоку – доместика схол после смерти Андрея. А как достигли они Болгарии, послал царь к Симеону квестора Константина, ибо еще хотел мира и желал договориться. Симеон же схватил Константина и заключил в тюрьму, ибо подозревал, что тот явился к нему с хитростью. А пока боролся Симеон с войском Никифора, турки напали и опустошили всю болгарскую землю. Узнав об этом, обратился Симеон против турок. А те, переправившись, вступили в битву с болгарами и разбили их наголову, так что Симеон с трудом спасся в Дистру. И предложили турки царю купить болгарских пленников. Это он и сделал, послав граждан для их выкупа. Симеон же через друнгария Евстафия попросил царя о мире. Согласился царь и послал Льва Хиросфакта заключить его. Доместику же Никифору и друнгарию Евстафию было приказано вернуться с войском. Но Симеон даже словом не удостоил Льва Хиросфакта и заключил его в тюрьму. А пойдя на турок, всех порубил, ибо не могли те получить помощи от ромеев. А вернувшись и чванясь победой, сообщил Льву: «Пока не получу весь болгарский полон – не заключу мира». Царь согласился отдать полон, и вот явился вместе со Львом болгарин Феодор, приближенный Симеона, и взял пленных.
10. Поскольку доместик Никифор был чрезвычайно любим царем, василеопатор Зауца отметил его как человека могущественного и пожелал с ним породниться при помощи брачного союза. Тот, однако, стал отказываться, [150] дабы не внушить подозрений царю Льву, и разозленный Зауца выдвинул против него обвинения и сместил с должности. Доместиком сход вместо него был назначен магистр Катакалон. Никифор долго пребывал без дела, а потом был определен стратигом в фему Фракисиев. За свою воинскую жизнь он совершил много доблестных подвигов, водрузил много трофеев над агарянами и прочими народами и умер в доброй старости, оставив сыновей Варду и Льва, из коих Варда был царю ближайшим и любимым и сослужил ему немалую службу. Царь же, как говорилось, назначил Катакалона доместиком, отправил его против Симеона, а вместе с ним отправил и Феодосия, патрикия и протовестиария. Все фемы и тагмы переправились с Востока, завязалась битва у Булгарофига, и ромеи потерпели жестокое поражение, все погибли, а вместе с ними погиб и протовестиарий Феодосии[18]. В это время жители Херсона убили своего стратига Симеона, сына Ионы. Агарянами был взят Корон в Каппадокии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнеописания византийских царей"
Книги похожие на "Жизнеописания византийских царей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Продолжатель Феофана - Жизнеописания византийских царей"
Отзывы читателей о книге "Жизнеописания византийских царей", комментарии и мнения людей о произведении.