Борис Рыбаков - Язычество древних славян

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Язычество древних славян"
Описание и краткое содержание "Язычество древних славян" читать бесплатно онлайн.
Книга pаскpывает истоки наpодного миpовоззpения pyсских, yкpаинцев и белоpyсов, пpослеживает пеpиодизацию язычества: дyалистический анимизм (кyльт вампиpов и беpегинь), кyльт божеств плодоpодия (Рода и pожаниц), дpyжинный кyльт Пеpyна, сменяемый хpистианством. Анализиpyются пpоисхождение языческих богов, пpедставления о миpе и yпpавляющих им силах, восходящие к охотничьемy обществy палеолита и мезолита. Подpобно изyчены миpовоззpение дpевних земледельцев IV-III тысячелетий до н. э. на теppитоpии Укpаины и его отголоски в миpовоззpении славян.
Рассмотpены этногенез славян, святилища и погpебальные обpяды пpаславян.
54 Leroi-Gourhan А. Les religions.., p. 88, 90 (подчеpкнyто везде мною. – Б. Р.).
55 Leroi-Gourhan A. Prehistoire…, p. 453. Сводные аналитические таблицы знаков.
56 См.: Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974. Автор намечает две категории счета: 5 и 5 + 5 = 10; 7 и 7 + 7 = 14, связывая их со счетом по пальцам и лунным фазам (см. с. 122).
57 Абрамова 3. А. Изображения человека…
58 Leroi-Gourhan A. Prehistoire…, fig. 565.
59 Leroi-Gourhan A. Prehistoire…, fig. 446.
60 Leroi-Gourhan A. Prehistoire…, fig. 193.
61 Leroi-Gourhan A. Prehistoire…, p. 451.
62 Leroi-Gourhan A. Prehistoire…, fig. 74, 323.
63 Leroi-Gourhan A. Prehistoire…, p. 121, fig. 74; p. 257, fig. 258.
64 Тарасов Л. М. Двойная скульптура человека из Гагарино. – КСИА, 1972, № 131 с. 14 – 19, рис. на стр. 3, 4.
65 Вадер О. Н. Вторая палеолитическая могила на Сунгире. – АО, 1969 г. М., 1970, с. 41 – 43.
66 Черниш О. П. Стародавне населения Поднiстров'я в добу мезолiту. Київ, 1975. Здесь автором показаны все споры о датировке мезолита.
67 Бадер О. Н. Мезолит. – В кн.: Каменный век на территории СССР. М., 1970.
68 Савватеев Ю. А. Залавруга. Л., 1970. Петроглифы дают не только ладьи с носовой частью, оформленной в виде лосиных морд, но и охоту на лося, на оленя, стрелков из лука, лыжников, различные ритуальные сцены, воскрешая в своеобразной и яркой форме северный охотничий быт на протяжении нескольких эпох.
69 ВА/ВЯ – «оный», «иной», пърь – корень, встречаемый в словах, обозначающих силу: «пря», «то-пор», «порато» и др.
70 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865 – 1869. Т. 1 – 3; Зеленин Д. К. Религиозно-магическая функция волшебных сказок. – В кн.: Сборник в честь С. Ф. Ольденбурга. Л., 1934; Тройский И. М. Античный миф и современная сказка. – В кн.: Сборник в честь С. Ф. Ольденбурга.
71 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
72 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 19, 20, 159.
73 Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1927, с. 262; Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 333.
74 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 331.
75 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 95, 96 и 330.
76 Пропп В. Я. Исторические корни.., с. 62.
77 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 65.
78 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 85, 95. Следует сделать небольшую оговорку. Обряд инициации состоял не только из колдовского запугивания юношей имитацией смерти, но и из экзамена по всем практическим охотничьим навыкам: метание копья, бег, умение подкрасться к зверю и т. п. Этим, вероятно, всегда руководил охотник. Но верховное руководство магической стороной обряда могло действительно принадлежать женщине.
79 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 198, 203.
80 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 226, 198.
81 Громыко М. М. Дохристианские верования в быту сибирских крестьян XVIII – XIX вв. – В кн.: Из истории семьи и быта сибирского крестьянства XVII – начала XX в. Новосибирск, 1975, с. 122.
82 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 181.
83 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 202; Новиков II. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 181.
84 В. Я. Пропп указывает два ответвления данного сюжета:
во-первых, вместо сухопутного чудища, находящегося под калиновым мостом, в сказке может быть морское чудище, обитающее в пучине и требующее себе человеческих жертв. Это, на мой взгляд, отголоски представлений о ящере, стадиально более поздние, чем палеолит.
Во-вторых, значительно более поздним, связанным уже с развитием государственности, В. Я. Пропп считает мотив змееборчества типа борьбы Георгия с драконом (с. 205).
85 Никифоров А. И. Победитель змея (из севернорусских сказок). – Советский фольклор, 1936, № 4/5, с. 141.
86 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 24.
87 Позднее, когда южные кочевники начали нападать на оседлых земледельцев, чудище-мамонт все более принимало черты символического огненного Змея, часто верхом на коне (Змей на коне!), олицетворявшего внезапно нападавшего внешнего врага.
88 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 136
89 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…
90 Пропп В. Я. Исторические корни.., с. 35-37.
91 Ефименко П. О заклинаниях. – В кн.: Труды Архангельского статистического комитета. Архангельск, 1865; Майков Л. Великорусские заклинания. – В кн.: Зап. Рус. географ, об-ва по отд. этнографии. СПб., 1869, т. II; Ефименко П. Сборник малорусских заклинаний. М., 1874; Романов Е. Р. Заговоры, апокрифы, духовные стихи. – В кн.: Белорусский сборник. Витебск, 1891, V; ВетуховА. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова. – В кн.: Русский филологический вестник. СПб., 1901 – 1907 гг.; Мансикка В. Представители злого начала в русских заговорах. СПб., 1909; Срезневский И. Описание рукописей и книг, собранных для Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913; Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч., вып. 1. – Живая старина, 1907, вып. I. Вып. 2, 1909, вып. I. Вып. 3, 1909, вып. IV. Елеонская Е. Н. К изучению заговора и колдовства в России. Шамординская Пустынь, 1917, вып. 1, Познанский. Заговоры. Пг., 1917; Елеонская Е. Н. Сельскохозяйственная магия. М., 1929.
92 Майков Л. Великорусские заклинания, с. 427, 496, 510, 536.
93 У белорусов известна просьба к лешему: «…лясун и лясуниха! Прошу я вас и кланяюсь я вас великими упросами и низкими уклонами – содержайте своих хортов, замыкайте им губы и зубы!» (Романов Е. Р. Заговоры, апокрифы…, с. 154).
94 Романов Е. Р. Заговоры, апокрифы…, с. 117.
95 Мансикка В. Представители злого начала…, с. 20.
96 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 3, с. 4.
97 Виноградов Н. Заговоры, обереги.., вып. 2, с. 73.
98 Мансикка В. Представители злого начала…, с. 6.
99 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 1, с. 44.
100 Примером может служить поэтичный заговор девушки, желающей нравиться (записан в Петрозаводске):
Во имя отца и сына и святого духа! Аминь.
Господи благослави, Христос!
Встану, благословясь, пойду, перекрестясь.
Из дверей дверьми, из ворот воротами
Выйду в чистое поле, погляжу в подвосточную сторону.
С подвосточной стороны встает заря утренняя, выкатается красно солнышко.
А и пусть я, раба божия (имярек), буду краше красного солнышка,
Белей светлого месяца,
Румяней зари утренней и зари вечерней,
Краше всего света белого, всего миру православного!
Как глядят все православные христиане на красное солнышко, на белый свет.
Так смотрели бы все добрые молодцы на меня, рабу божию (имярек),
И почитали бы меня, и возносили бы на глазах своих.
Не могли бы все добрые молодцы без меня ни жить, ни быть, ни игры заводить.
Будьте мои слова крепки и прочны.
Ключ-Замок. Аминь, аминь, аминь!
(Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 1, с. 33).
101 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 3, с. 16.
102 Елеонская Е. Н. К изучению заговора…, с. 37-38.
103 Елеонская Е. Н. К изучению заговора…, с. 26. Сборник 1613-1645 гг.
104 Елеонская Е. Н. Сельскохозяйственная магия, с. 4 – 5. Рукопись начала XVII в; Срезневский В. Описание рукописей и книг…, № 56.
105 Елеонская Е. Н. Сельскохозяйственная магия, с. 5 – 6. Рукопись начала XVII в.
106 Песни, собранные Рыбниковым. М., 1910, 2-е изд., т. III, № 15.
107 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 20.
108 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 21. Рукопись XVII в. списана с более древнего текста. См. с. 13.
109 Ветухов А. Заговоры, заклинания, обереги…, 1902, вып. 1/2, с. 188.
110 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 48.
111 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 26 – 27.
112 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 37.
113 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 81, 82.
114 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 4, с. 17.
115 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 3, с. 4.
116 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 1, с. 38.
117 Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. Пг., 1916, вып. 1, с. 21.
118 Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии, с. 68 и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Язычество древних славян"
Книги похожие на "Язычество древних славян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Рыбаков - Язычество древних славян"
Отзывы читателей о книге "Язычество древних славян", комментарии и мнения людей о произведении.