Олег Гончаров - Боярин
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Боярин"
Описание и краткое содержание "Боярин" читать бесплатно онлайн.
Киевская Русь набирает силу.
Вырвавшись на свободу, Добрыня отправляется на поиски своей возлюбленной.
Какой будет их встреча?
Княгиня Киевская приближает к себе бывшего княжича Древлянского, обещая ему в награду за верность отпустить из заточения отца, Мала Нискинича.
Выполнит ли она свое обещание?
Русь снаряжает посольство в Царьград, и Ольга лично отправляется на встречу с императором могущественной Византийской империи.
Чем закончатся эти нелегкие переговоры?
Добрын, сын Мала, встает перед трудным выбором: защитить древние устои или перейти на сторону поборников новой веры.
Каков будет выбор героя?
Ответы на эти вопросы Вы найдете в заключительной книге трилогии «Ночь Сварога».
– Не на службу церковную иду, встреча эта личная, – ответила ему Ольга. – Мне с самим Божьим человеком побеседовать нужно.
Пока шли мы узкими сенцами, богато украшенными подклетями, служка все на Григория опасливо косился и крестился украдкой. Мне показалось, что вид черноризника его чем-то пугал, но он стойко держался и страх свой старался поглубже спрятать.
– Вот здесь Святейший вас ожидает, – отрок остановился у резных, окованных красной медью дверей и трижды стукнул в притвор.
– Войдите! – послышался зычный голос, и служка открыл створку.
Мы вошли.
Келья у патриарха оказалась просторной и светлой. Высокие, ярко разрисованные потолки, персуны на стенах, лик Иисуса на большой деревянной доске, выложенный цветными камешками пол и удобные стулья, обитые дорогой тканиной. Посреди этого великолепия – высокий и статный, с бородой почти до пояса, с седыми длинными космами, торчащими из-под расшитого золотой нитью клобука, с тяжелым золотым крестом на широкой груди, с посохом в руке, с орлиным носом и цепким взглядом из-под кустистых бровей, совсем не старый еще человек – патриарх Фокий.
– Мир вам, – сказал он спокойно и протянул унизанную перстнями руку, будто ожидал, что сейчас мы упадем перед ним на колени и примемся лобызать его длинные пальцы.
– И тебе мира, отче, – Ольга словно не заметила протянутой руки, и патриарх, ничуть не смутившись, убрал ее за спину.
– Рад приветствовать в храме Божьем архонтису русов, – сказал Фокий. – Весьма наслышан о мудрости и красоте твоей. Проходи и будь гостем в доме моем, – широким жестом он указал на стулья.
– В твоем?! – из-за спины княгини вышел Григорий.
Встали они напротив друг друга.
Черноризник и патриарх.
Григорий и Фокий.
Рус и ромей.
Один высок и знатен, в одеже дорогой, с каменьями на пальцах, золотом разукрашен, с тяжелым посохом в руке, важен и властью увенчан. Второй роста невеликого, худощав и телом слаб, в черной грубой ризе, веревкой подпоясан, босой и простоволосый. Вперились друг в друга взглядами и стоят. Тишина вокруг, а мне кажется, будто молнии меж ними стегают, будто громы по храму раскатываются. Всего мгновение этот поединок длился, а мне он вечностью показался.
Наконец Фокий не выдержал – глаза отвел и поморщился, словно мокрицу проглотил.
– В Божьем доме, черноризник, – поправился он. – Все в этом мире Богово, а мы лишь пользуемся дарами Его.
– Позволь же мне дому этому дар преподнести от чистого сердца, – сказала княгиня примирительно и ко мне обернулась: – Добрын.
Вот и мой черед подошел.
Сделал я шаг вперед, поклонился Фокию учтиво, сверток от парчи освободил, а там блюдо золотое, камнем и жемчугом украшенное[83]. Протянул я блюдо патриарху. Взял он его, на отделку полюбовался, отрока кликнул, а когда служка появился, отдал ему и велел в храмовую сокровищницу отнести.
– Не мне подарок твой, архонтиса, – поклонился он Ольге, – но лишь Господу Богу Вседержителю.
– А теперь, Добрыня, – княгиня мне сказала, – оставь нас да за дверью подожди.
Любопытно мне было – о чем это они меж собой говорить собрались? Но княгиню я ослушаться не посмел. Вышел я из покоев патриарших, дверку за собой прикрыл, привалился к ней спиной и прислушался.
«И чего это они меж собой собачиться начали?» – подумал.
Вначале за дверью все было тихо, лишь изредка тяжелым рокотом до меня доносился голос патриарха. Потом я услышал Григория. Черноризник что-то с жаром доказывал Фокию, но слов я разобрать не мог. Голоса становились все громче, а спустя некоторое время ромей сорвался на крик.
– …богомильство богопротивное тут разводишь! – кричал Фокий. – Не потерплю ереси в этих стенах!
– Господь даже торговцев из храма выгнал! Учил, что нельзя Богу служить и в то же время тельцу золотому кланяться, – Григорий тоже не отмалчивался, – а ты здесь в роскоши погряз, как свинья в грязи!
– То люди дары свои Господу, а не мне несут…
– Зачем же Вседержителю дары, коли и так он всем в этом мире владеет? Зачем ты, словно пугало, в парчу и золото вырядился?
– А по-твоему, выходит, что лучше в рубище Царствия Небесного дожидаться? Я патриарх. Я первый среди паствы моей!
– Вот, княгиня, – сказал Григорий, – смотри на гордыню человеческую – Я, я и снова я… сказал же Учитель: кто из вас больше, будь как меньший, и главенствующий, как слуга…
– Не суди да не судим будешь! – огрызнулся ромей.
– Разве я вправе судить? Только близок Суд Божий…
– Вот на этом Суде и припомнится, что богомилы лукавого почитают…
– Не почитают, – перебил черноризник патриарха, – а признают. Как ангела Божия, возжелавшего равным Создателю стать, да за гордыню свою поплатившегося. Вся гордыня в человеке от него. Создал Сатанаил человека из праха, а душу в него вложить не смог…
– Как посмел ты имя это мерзкое в стенах дома Божьего произнести! – взревел Фокий. – За кощунство такое…
– А вы даже имени его боитесь, – громко рассмеялся черноризник. – Как же можно со злом борьбу вести и в то же время от зла отмахиваться, будто нет его вовсе? С чем же тогда ты борешься, патриарх? С мороком? С привидением?
Тут я услышал шаги и шарахнулся от двери, словно ошпаренный. Через мгновение в коридоре служка появился.
– Мир тебе, добрый человек, – сказал он мне кротко и в дверь трижды стукнул.
Сразу все стихло в патриарших покоях.
– Войди! – позволил Фокий.
Служка чуть-чуть приоткрыл дверь и проскользнул внутрь.
Я перевел дух, будто меня чуть не застали за каким-то постыдным делом.
Дверь широко распахнулась. Появился патриарх Фокий. Красный, с крупными каплями пота на лбу и всклоченной бородой, он быстро окинул меня грозным взглядом, недовольно хмыкнул и, громко стуча посохом, быстро пошел прочь по коридору. Вслед за ним из покоев вышел служка, он то и дело кланялся и быстро говорил:
– …благословение свое. Братия в ожидании истомилась. Вы же следуйте за мной…
За служкой – Григорий. Черноризник показался мне в тот миг похожим на кочета, который только что задал хорошую трепку сопернику и теперь с победой возвращается к своим квочкам. А за Григорием из покоев тихо вышла растерянная Ольга.
– Пойдем, Добрын, – сказала она мне.
То, что княгиня в Царь-город в поисках Бога отправилась, это понятно было. И хотя она перед всей Русью новым договором прикрывалась, однако лишь малому да глупому не видно было истинных причин поездки за тридевять земель. Потому и Звенемир так пыжился, стараясь княгиню в Киеве задержать, оттого и попы из монастыря Святого Мамонта так нас приветливо встретили, а патриарх на встречу согласился. Только не хотела, видимо, Ольга в омут новой веры без оглядки сигать. Тем более что у веры этой столько разных течений. Все к Христовой любви стремятся, все в Царствие Небесное попасть хотят, однако выходит, что цель у христиан одна, но пути разные. Вон, Яромир-чех, старинный побратим мой, все про латинян мне сказывал, про Папу ихнего, про то, что тот в Римегороде на золотом престоле сидит да за верующими, точно пастух за овцами, приглядывает. Хвалился Яромир, что вера его самая правильная, но на вопрос – почему же христиане чехи братьев по вере германцев ненавидят люто, отчего они друг дружку до смерти лупцуют, так мне и не ответил.
Серафим, пока меня греческому обучал, все к христианству склонял. Церковь апостольскую Царьградскую расхваливал. Говорил, что нет на свете человека к Богу ближе, чем патриарх Фокий. Поглядел я на него – мужик как мужик. Особой святости я в нем не заметил. Богатство – это да. Сила в нем чувствуется, а вот святость…
Андрей-рыбак тоже Иисусу требы свои возносил. Рассказывал он мне, как в самом Риме был и Папу того видел. Говорил, что именно там, возле престола папского, он крещение принял, но ушел оттуда. Не приглянулась ему отчего-то латинская вера.
Здесь, в Царъграде, ученика Андреева не слишком-то привечали. Да и сам Григорий на ласку не напрашивался. Вон как Фокия отчитал, будто тот послух нерадивый. Как там его патриарх обозвал? Богомилом?* Это еще что за интересностъ такая? Отчего ромей так на черноризника ругался, если сам признал, что тот Богу мил?
* Богомилы – еретическая секта, возникшая в X веке в Болгарии, названная по имени основателя, священника Богомила, учение которого основывалось на древних апокрифических сочинениях. Последователи учения были дуалистами, признававшими, что миром управляют два начала – доброе и злое. В частности, богомилы утверждали, что изначально Повелитель Тьмы был любимым ангелом Господним, Сатанаилом, который, бросив вызов Богу, создал человека, но не смог оживить его. Хитростью он выпросил у Создателя «искру Божию» для завершения своего замысла, за обман был низвергнут во Тьму и обращен во врага рода человеческого – Сатану. Иисус же (согласно учению) был послан на землю ради освобождения человечества от власти падшего ангела. Они утверждали, что оба начала живут в человеке и мире, лишь в их борьбе происходит очищение души и развитие Вселенной. Богомилы не признавали Ветхого Завета, отвергали все внешнее церковное учение, обряды, таинства, проповедовали воздержание от материальных соблазнов, нестяжание и любовь к ближнему. Они отвергали церковную пирамидальную иерархию и делились на два разряда – просто верующих и совершенных; последние вели аскетический образ жизни. Несмотря на гонения, богомильство получило широкое распространение в Болгарии, а оттуда перешло и на запад под именем патарен, катаров и альбигойцев. Кроме того, нет никаких сомнений в том, что часть богомилов переселилась на восток и обосновалась среди родственных славянских племен.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Боярин"
Книги похожие на "Боярин" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Гончаров - Боярин"
Отзывы читателей о книге "Боярин", комментарии и мнения людей о произведении.



























