» » » » Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики


Авторские права

Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики

Здесь можно скачать бесплатно "Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Знание, год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики
Рейтинг:
Название:
Великие культуры Месоамерики
Издательство:
Знание
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великие культуры Месоамерики"

Описание и краткое содержание "Великие культуры Месоамерики" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена колыбели одной из древнейших цивилизаций – индейской культуре Мексике и Центральной Америки доколумбова периода. Автор справедливо отмечает, что аборигены Америки создали высокую цивилизацию, плодами которой пользуется и гордится все человечество. В латинской Америке до испанского завоевания цивилизация достигла наибольшего расцвета в Месоамерике и Андской зоне.

Деметрио Соди обобщил достижения ученых и дал систематизированное изложение развития цивилизации в этой части света.






Среди других крупных регионов, не достигших такого высокого уровня развития, можно назвать низших и высших земледельцев, а также охотников на востоке и западе Соединённых Штатов, высших земледельцев в зоне чибча на юг от Месоамерики и, наконец, Амазонку. Остановимся на этом более подробно.

Темой нашего исследования является Месоамерика. Что же означает этот термин? Какой смысл мы в него вкладываем? В действительности Месоамерика включает в себя как географическое, так и культурное понятие. Однако на пути к современному толкованию этого термина пришлось преодолеть различные ошибочные представления и неточности.

На практике большинство американистов разделяют континент самым простым способом – на Северную и Южную Америку. Некоторые размещают между ними Мексику и Центральную Америку, получившую в североамериканской литературе название «Middle America» («Срединная Америка». – В. Г.) Оба деления не являются вполне одинаковыми.

Если делить континент на север и юг, общепринятая биогеографическая разделительная черта проходит по реке Сан-Хуан, расположенной между Никарагуа и Коста-Рикой. Если речь идет о Мексике и Центральной Америке, то в это понятие включается территория между северной границей Мексики и восточной границей Панамы. Термин «Middle America» означает примерно то же самое, однако иногда он исключает север Мексики, а иногда включает и Антильские острова. Термин «Middle America», используемый этнографами США, не нов: начиная с прошлого века в том же смысле немецкий ученый Эдуард Зелер использовал понятие «Mittel Amerika».

Для любого этнографа и археолога очевидно, что подобное деление бесполезно или приносит мало пользы при определении особенности культурных ареалов или установлении зоны взаимного влияния. Например, в первом случае в Северную Америку попадают такие культуры, как сумо, мискито, пайа и хикаке, которые в такой же степени «южноамериканские», как и индейцы языковой группы чибча в Центральной Америке. (В отношении индейцев хикаке связи с южноамериканскими языковыми группами (чибча) весьма спорны. ) На юге же отсутствует всякая однородность, поскольку там находятся такие различные культуры, как культура карибов, огнеземельцев и инков.

С другой стороны, если исключить север Мексики, у культур, развивающихся в южной части этой страны и в Центральной Америке, нет ничего «североамериканского», скорее, они обладают чертами, сходными с «южноамериканскими», хотя, разумеется, и значительно отличаются от них.

Существует и другое деление или географическая классификация. Для того чтобы охарактеризовать культурный уровень древних индейских культур, некоторые этнографы разделяют их на пять групп.

1. Культура собирателей, охотников и рыболовов Северной Америки.

2. Примитивные земледельческие культуры Северной Америки.

3. Высокоразвитые земледельческие культуры («высокие культуры»).

4. Примитивные земледельческие культуры Южной Америки.

5. Культуры собирателей и охотников Южной Америки.

Это деление представляется нам более точным, однако не следует забывать, что внутри огромных областей, занимаемых группами с таким же уровнем культуры, как у пяти вышеуказанных, встречаются более мелкие районы с более низким уровнем культуры, которые, без сомнения, сосуществуют с более высокой культурой. Это своего рода мини-области внутри сверхобластей. Так, например, среди примитивных земледельческих культур Северной Америки «юго-восток» и «юго-запад» будут сверхобластями, а внутри зоны высокоразвитых земледельческих культур можно выделить огромную сверхобласть, которая с 1943 г., согласно теории Пауля Кирхгофа, называется Месоамерикой. С этого времени мы получили, наконец, термин или концепцию или, точнее, сверхобласть, географические границы, этнический состав и культурные особенности которой позволяют нам выделить и таким образом глубже изучить регион, превосходящий по своему развитию остальные культуры континента и заслуживающий посему отдельного исследования.

Прежде чем продолжить наше изложение, нужно уточнить, что Кирхгоф говорил о Месоамерике применительно к XVI в. Почему он ограничился этим периодом? Это легко объяснимо. Для XVI в. мы располагали многочисленными письменными источниками, которые предоставили нам информацию, дающую возможность определить географические, этнические и культурные границы Месоамерики. Кроме того, мы располагаем материалами многочисленных археологических исследований, осуществленными в этой сверхобласти.

В данной работе мы рассматриваем Месоамерику в границах, определенных Кирхгофом в 1943 г. В дальнейшем по мере развития исследований (которые достигли значительного размаха) некоторые ученые предложили внести определенные изменения, касающиеся главным образом северной границы, хотя, как правило, во всех случаях речь идет о границах до XVI в. Нужно также указать и на то, что при попытке обозначения границ Месоамерики до XVI в. наша задача постоянно усложняется по мере удаления в глубь веков, данные становятся малочисленнее и проблематика сложнее.

Этнический состав Месоамерики

По мнению Кирхгофа, население, жившее на территории Месоамерики в XVI в., можно разделить на пять групп.

1. Племена, говорящие на неклассифицированных до настоящего времени языках (тараско, куитлатекском, ленка и др.).

2. Все племена языковых семей майя, соке и тотонакской. Некоторые исследователи объединяют языки этих трех семей, к которым, видимо, следует отнести и уаве, в группу под названием соке-майя или макромайя.

3. Все племена, за исключением двух, из семьи отоми, чоко-пополока и миштека, которые, видимо, составляют вместе с семьей чоротега-манге отомангскую группу, и все племена семей трике, сапотекской и чинантекской, которых многие считают родственными с предыдущей группой и включают в большую семью макроотоманге.

4. Все племена языковой группы науа, а также другие племена, входящие в юто-ацтекскую группу (включая кора и уичоль), классификация которых до настоящего времени окончательно не разработана.

5. Все племена языковых семей тлапанека – субтиаба и текистлатекской, которые принадлежат к выделенной Сапиром хоканской группе.

Таким образом, по данным самого Кирхгофа, анализ этнического состава Месоамерики в XVI в. на основе вышеприведенной информации демонстрирует следующее:

а) из всех языковых семей, входящих в состав Месоамерики, только одна, отоми, включает некоторые компоненты (паме и хонас) – не исключено, что это два подразделения одного и того же племени, – не принадлежащие к этому культурному конгломерату;

б) две языковые группы, образуемые некоторыми из упомянутых семей, соке-майя и макро-отоманге, в случае, если будет доказано их существование, размещались бы полностью на территории Месоамерики;

в) племена, принадлежащие к этим двум группам, а также к семье науа, достигают, возможно в результате миграций, географических пределов Месоамерики как на севере (из группы соке-майя – уастеки, из макроотоманге – отоми, а из семьи науа – касканцы и мексиканцы), так и на юге (из группы соке-майя – чоль-чорти; из макроотоманге – чоротега, а из семьи науа – никарао).

Мы уже указывали, что опираемся на информацию, изложенную Кирхгофом в 1943 г. и подтвержденную в 1960 г. Однако хотя в настоящее время многие специалисты не полностью согласны с этим анализом, мы оставляем эту проблему за рамками нашего исследования.

Географические границы Месоамерики

Проведенные ранее исследования, а также определение различных черт культуры, характерных для этой сверхобласти, позволили определить границы Месоамерики в XVI в. Эти черты культуры будут описаны несколько позже. В настоящее время мы лишь назовем среди групп, принадлежащих к месоамериканской культуре и занимавших в тот период южную часть сверхобласти, чоль-чорти, ленка (возможно также и матагальпа), субтиаба, никарао, чоротега-манге, что позволяет нам провести южную границу Месоамерики от устья реки Мотагуа, через озеро Никарагуа и до залива Никойя. (В I тыс южная граница Месоамерики проходила по западным районам Сальвадора и Гондураса )

Районы Месоамерики.

Так как на севере находились уастеки, мексиканцы из Меститлана, отоми и масагуа, тараски, кока, текуэше, каскан, часть сакатеков (некоторые сакатеки были собирателями-охотниками), тепеуанцы, акаше и моакрито, северную границу Месоамерики можно провести от устья реки Пануко, впадающей в Мексиканский залив, до реки Синалоа бассейна Тихого океана, через центральную впадину, которую пересекают реки Тула и Моктесума.

Характерные черты культуры Месоамерики

Мы можем перечислить лишь самые характерные особенности культуры Месоамерики. Одновременно следует уточнить, что многие из них характерны не только для Месоамерики, поскольку в их формировании принимали участие этнические группы из других сверхобластей. Хотя Кирхгоф и не делает этого, мы классифицировали особенности культуры в соответствии с различными разделами. Очевидно, что для многих из этих черт культуры можно было бы использовать и более дробное деление.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великие культуры Месоамерики"

Книги похожие на "Великие культуры Месоамерики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Деметрио Соди

Деметрио Соди - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Деметрио Соди - Великие культуры Месоамерики"

Отзывы читателей о книге "Великие культуры Месоамерики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.