» » » » Юрий Мизун - Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества


Авторские права

Юрий Мизун - Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Мизун - Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Мизун - Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества
Рейтинг:
Название:
Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества
Автор:
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-9533-0584-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества"

Описание и краткое содержание "Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества" читать бесплатно онлайн.



Данное исследование посвящено взаимоотношениям древнерусских княжеств, а затем и Московской Руси с Золотой Ордой и ее преемниками, особенно с Казанским ханством. Рассматриваются первые контакты Древней Руси с монголами, устройство Монгольского государства, междоусобицы среди русских князей, политика православной и католической церквей, борьба русских с западной экспансией, влияние монголов на становление и развитие Русского государства. Авторы подчеркивают, что Россия является евразийской страной, и ее отличие от Европы, противостояние Европе, а затем и Америке заложено во всей национальной истории нашего Отечества.






До Дмитрия Донского бояре владели своей землей независимо от службы. Дмитрий Донской ввел новые правила игры – имение боярина можно было арестовать, если его действия расценивались как измена.

Что касается князей, то они должны были давать великому князю клятву о вечной верности. При этом они подписывали присягу о неотъезде. Нарушение принятых на себя обязательств имело следствием потерю владений. При Иване III не только служилые князья, но и бояре не могли оставлять службы. В противном случае они теряли свои имения.

Исторические материалы свидетельствуют о том, что в XVII веке был следующий состав русской знати (включая бояр и князей): 229 русских аристократических фамилий имели «западноевропейское» происхождение, в том числе и немецкое; 223 – имели польское и литовское происхождение; 156 – татарское и другое восточное происхождение. Фамилии русского происхождения составляли меньшинство.

Всё сказанное выше относилось к верхнему эшелону власти. Более низкий эшелон состоял из двух групп: слуги вольные и люди, прикрепленные к службе. Последние были под властью дворецкого (слуги под дворским). Их впоследствии стали называть дворянами. Дети боярские представляли собой обедневшие линии боярских фамилий. Дети боярские упоминаются еще в 1259 году. Но их проблема проявилась в полный рост в первой половине XV века. Дети боярские имели свободу службы, как и слуги вольные, и бояре. Все они владели вотчинами. С уходом со службы вотчины у них не отнимали. Размеры этих вотчин были разные. У детей боярских (обедневших бояр) они были намного меньше, чем у бояр. Их права были более ограниченными. Что касается слуг вольных, то они являлись второстепенными военачальниками. Со временем они, как и бояре, потеряли свободу службы.

Дворяне были свободными людьми. Часть из них до этого были рабами великого князя. Все дворяне были прикреплены к службе. При найме свободные люди могли оговаривать срок своей службы. Обязанности дворян были разные. Некоторые служили в армии. Другие служили при дворе. Третьи были заняты в управлении дворцовым хозяйством князя. Часть дворян (более низкого уровня) несли службу во владениях князя. Они были пчеловодами, псарями, садовниками и т. п. Дворяне получали содержание по-разному. Одним князь выплачивал содержание, другим он давал во временное пользование небольшие земельные владения (на время службы). На этом принципе функционировали военные поместья.

«Слуги под дворским», сформировавшиеся в монгольский период, впоследствии сыграли важную роль в обогащении московского князя и одновременно его усилении. Эти «слуги» были основной опорой царя в противостоянии с боярами. Иван Грозный в основном справился с боярами. В дальнейшем отношения царя и знати строились по подобию отношения царя и «слуг под дворским» монгольского периода.

Военачальников царь держал в безусловном подчинении посредством поместной системы. Пока военный служил, до тех пор он владел поместьем. Эта система в основном формировалась в монгольский период, хотя этот процесс успешно закончился в XVI веке. Окончательно дворянство возвысилось в середине XVI века, когда царь ввел в состав членов Думы чин думного дворянина. Дворяне получили право голоса в высшем совете страны. В последующем права дворян приблизились к правам бояр. Уже в XVIII веке термин «бояре» сошел со сцены. Все стали дворянами (аристократами).

Положение горожан и крестьян под влиянием монгольской системы изменилось кардинально. Это произошло под влиянием общего воинского призыва и системы дани монголам. Горожане и крестьяне должны были нести тягло. Это означало платить налоги и отбывать трудовые повинности. Именно в монгольский период началась консолидация тягловых социальных классов. Они составляли подавляющую часть нации. Этот процесс завершился в семнадцатом веке. Процесс начался с введением монголами всеобщего налогообложения и общей воинской обязанности.

В период Киевской Руси жизнь горожан и крестьян регулировалась по-иному. В больших городах горожане дань не платили. Но они формировали собственное ополчение. В ополчении служили свободные горожане. Только Новгород и Псков в монгольский период удержали свою автономию. Их жители сохранили полные политические и личные права.

Система общей воинской повинности и общего налогообложения сохранилась на Руси и в послемонгольский период. В 1478 году Новгород был присоединен к Московскому княжеству. В 1510 году присоединили и Псков.

Политическая свобода городов Восточной Руси была уничтожена. Такое положение сохранилось и в последующем. Произошла резкая дифференциация основной массы населения. Образовалось привилегированное меньшинство, состоящее из высшего слоя московских купцов, гостей и суконников. Это меньшинство стояло значительно выше остальных горожан.

В продолжение XVI века это меньшинство разделилось на три слоя. Верхний слой составляли самые богатые оптовые торговцы. Ниже находилась гостиная сотня (корпорация менее богатых гостей). Нижний слой составляла суконная сотня (корпорация суконников). Все три слоя освобождались от прямых налогов и от любых обязательных трудовых повинностей. Но все они должны были помогать царю управлять государством (финансово) и собирать косвенные налоги.

Тягловая масса горожан делилась на две части. Середние горожане состояли из различных торговцев и ремесленников. Молодшие горожане (черные люди) состояли из мелких ремесленников и полуквалифицированных и неквалифицированных работников. Молодшие горожане сформировали черную сотню.

Середние и молодшие горожане жили преимущественно за пределами города, в посаде (в пригородах). С 1550 года их стали звать посадскими людьми. Они составляли средний и низший класс городского населения.

Посадские люди постепенно были закрепощены – их обязали жить в данной общине. Кто самовольно оставлял общину, подлежал высылке в Сибирь. За переход из одного посада в другой в 1658 году была установлена смертная казнь.

Крестьяне в монгольский период обязаны были служить в армии и кроме того регулярно платить налоги. Во времена Киевской Руси облагались только государственные крестьяне (смерды). При этом прямым налогом не облагались земледельцы (люди и своеземцы). В монгольский период структура крестьян изменилась. Были введены по монгольскому образцу сотни (служилые общины). В них вошли и смерды. Кроме того, монголами были введены «орды». Число мелких землевладельцев быстро уменьшалось. Они сохранялись только в Новгороде и Пскове. Если землей они владели коллективно, то их называли в Новгороде шабры, а в Пскове – сябры.

В Восточной Руси монастыри владели значительной долей всех земель. По инициативе церкви сельских жителей земледельцев стали называть крестьянами (христианами) (1391). В Восточной Руси монгольского периода существовали земли церковные и монастырские, государственные земли (черные), которые облагались налогами, дворцовые земли и владения служилых князей и бояр.

Крестьяне на монастырских землях государственное тягло не несли. Они работали только на монастыри. Хуже (еще хуже) было крестьянам на других землях. Они несли воинскую повинность и платили дань. В послемонгольский период церковь лишилась льгот платить дань, и положение всех крестьян стало одинаковым.

В монгольский период крестьяне, хотя платили дань и призывались в армию, сохраняли личную свободу. И не только. Он имел трудовое право на землю, которую он обрабатывал. Пока крестьянин продолжал обрабатывать землю и платить налоги его никто не мог законным путем согнать с участка. Крестьяне, живущие на государственной («черной») земле платили только государственные налоги. Крестьяне, работающие на церковных и личных владениях, должны были платить, кроме того, и манориальные сборы или же отрабатывать их. Это компенсировалось более низкими налогами государству. Так что в конце концов все крестьяне находились примерно в одинаковом положении. Важно подчеркнуть, что при этом каждый крестьянин мог в любое время покинуть свой участок и переселиться в другое землевладение. Для этого надо было рассчитаться с прежним хозяином, что было возможно после окончания сельскохозяйственного цикла (осенью). Правда, на государственных землях он должен был найти того, кто бы стал обрабатывать освободившуюся землю. В середине XV века существовал конечный срок расчета с прежним хозяином. Это был день святого Юрия (Юрьев день) – 26 ноября. Эта дата указывается и в Уложении 1550 года.

Когда правительство ввело поместную систему, то остро встала проблема обеспечения помещиков крестьянами. Распоряжением 1581 года крестьян прикрепляли к поместьям на время, а с 1649 года – навечно. Так в России возникло крепостное право. Крепостного права не было только на государственных землях. Эти крестьяне были прикреплены к их общинам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества"

Книги похожие на "Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Мизун

Юрий Мизун - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Мизун - Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества"

Отзывы читателей о книге "Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.