» » » » Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века


Авторские права

Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Изографус, ЭКСМО-Пресс, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века
Рейтинг:
Название:
История войн на море с древнейших времен до конца XIX века
Издательство:
Изографус, ЭКСМО-Пресс
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Описание и краткое содержание "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" читать бесплатно онлайн.



В основу данного издания положен пятитомный труд германского адмирала Альфреда Штенцеля «История войн на море в ее важнейших проявлениях с точки зрения морской тактики», вышедший в Петрограде (1916-1919 гг.).

Первый том охватывает период с начала мореплавания в древности до первой англо-голландской войны (1652-1654 гг.) Он посвящен эпохе подавляющего господства на море гребных судов и зарождению первых парусных флотов. Читатель познакомится со всеми знаменитыми сражениями, от Саламина до знаменитой атаки Тромпа Старшего у Дувра. Яркие характеристики флотоводцев, живое описание боев и основных типов боевых кораблей обогатят представления читателя об ушедших эпохах морского соперничества.

Второй том посвящен истории морских войн с 1660 г. до 1900 г. Это было время огромных боевых парусных кораблей, господства линейной тактики и появления судов нового типа, приводящихся в движение паром и защищенных броней. Данный период морской истории интересен тем, что наглядно демонстрирует факт убыстрения человеческой мысли и тот перелом в истории человечества, который начался в двадцатом столетии и продолжается до сего дня. Рутина и прогресс, практика и теория, случайность и закономерность являются основными дилеммами нашей эпохи.






Обе большие операции зимы 1652/53 гг. составляют апогей войны и весьма характерны для ее проведения.

Оба народа оказали одинаковую храбрость, упорство в борьбе за обладание морем и знание морского дела; но победа осталась за нацией, сумевшей все средства и силы страны планомерно, с полной энергией и знанием дела, употребить на ведение войны, хотя, несомненно, и Англия делала грубые ошибки. Географическое положение Англии столь выгодно, что она сравнительно небольшими усилиями могла бы повредить или даже вовсе уничтожить жизненный нерв противника – его морскую торговлю и рыболовство.

Голландцы, несмотря на тяжелое положение, громадные потери и убытки, еще далеко не считали свое дело проигранным.

Прежде чем продолжить описание войны в англо-голландских водах, следует упомянуть об одной операции в другом, дальнем море.

Торговля голландцев в Средиземном море еще до войны шла очень бойко. Генеральные Штаты со времен Мюнстерского мира держали там эскадру для защиты свой торговли от французских корсаров и мавританских морских разбойников, отчасти же потому, что и у англичан там была эскадра; во всем, что касалось торговли, они были предусмотрительны и деятельны. В начале войны они значительно усилили свою эскадру и послали нового, энергичного начальника Ван Галена, прибывшего сухим путем в Ливорно, тогда главный центр и порт стоянки обеих эскадр. Ван-Гален происходил из дворянской семьи, 13-ти лет начал плавать и в 26 лет уже сделался командиром; он отличился в делах против дюнкиркских и мавританских разбойников и считался выдающимся морским офицером.

Голландская эскадра состояла из 14 военных и 22 вооруженных коммерческих судов, следовательно, из большого числа кораблей, но относительно слабых и легко вооруженных. Лишь один корабль был 42-пушечный, небольшое число 36-32-пушечных, остальные 28-26-пушечные.

Английский коммодор Бадли имел 15 кораблей, но зато два из них 54-пушечных, четыре 44-40-пушечные, остальные 9 -32-28-пушечные, так что в боевой силе не было большой разницы.

При объявлении войны в 1652 г. Бадли с 9 судами находился в Леванте; начальник морских сил, остававшихся в западной части Средиземного моря, Эплтон считал себя слишком слабым для борьбы с голландцами и остался поэтому со своими 6 большими судами и одним брандером в гавани Ливорно, где был заблокирован половиной голландских судов под начальством Ван-Солингена. Сам Ван-Гален поджидал южнее с 10 судами возвращающегося из Леванта Бадли.

6 сентября он был южнее Эльбы, когда между этим островом и Монте-Кристо обнаружил 8 неприятельских 54-28-пушечных судов (4 военных и 4 коммерческих). Он немедленно перешел в нападение, но так как ветер стих, пришлось ограничиться лишь канонадой издали. На следующий день Ван-Гален возобновил нападение, приведшее к очень упорному бою, в котором одно из английских судов было взято на абордаж; с остальными 7 Бадли удалился в Порт Лонгоне на восточном берегу Эльбы, в 45 милях от Ливорно, где Ван-Гален его держал заблокированным до конца 1653 г.

Итак, голландцы держат разделенную на две части английскую эскадру запертой в итальянских портах в течение 8-6 месяцев, следовательно, в полном бездействии.

Наконец, Ван-Галену надоела эта бесконечная блокада, и он пробует добиться развязки. Чтобы выманить Бадлея из гавани, он уходит в Ливорно. Соединившись там с Ван-Солингеном, голландский адмирал угрожает Великому Герцогу Тосканскому, упрекая его в защите врагов Голландии; следствием этого было предложение англичанам выйти из гавани. Эплтон, желая, конечно, соединиться с Бадли, ставит его в известность о своем вынужденном выходе; английский коммодор покидает со своими 7 судами Порто Лонгоне и появляется в виду Ван-Галена.

13 марта Ван-Гален со всеми своими силами направляется на Бадли, оставляя совершенно открытым выход из Ливорно, чтобы выманить оттуда англичан; он заранее отдал приказание командирам своего отряда по общему сигналу повернуть всем вдруг и идти на Эплтона, как только он выйдет из гавани. Все пошло, как Ван-Гален рассчитывал. Как только Эплтон вышел из гавани, Ван-Гален повернул назад и бросился на него, оставив свой второй отряд из 8 кораблей действовать против Бадли.

Ван Гален вел бой с большой энергией; проходя вдоль борта одного из английских 44-пушечных кораблей, он выпустил в него залп, воспламенивший крюйт-камеру; корабль взлетел н воздух. Два корабля ложатся по обе стороны английского флагманского корабля и берут его после упорного боя на абордаж. Другой 40-пушечный корабль сгорел, еще два корабля взяты; из семи судов лишь одному удалось спастись к Бадли.

Далее Ван-Гален со своим отрядом направился против Бадли; последний, избегая боя с превосходящими силами противника, начал уходить; его не удалось настигнуть до наступления ночи. Бадли, чувствуя свое бессилие, вскоре совсем ушел из Средиземного моря и вернулся в Англию. Голландская торговля процветала во время войны, как никогда прежде; Англия вовсе отказалась от базы в Средиземном море.

Ван-Гален в начале сражения был тяжело ранен, но сохранил за собой командование до конца. Перевезенный на берег он скончался через несколько дней, всего 49 лет от роду.

Ван-Гален разрешил озадачу обезвреживания английской эскадры и защиты от нее голландской торговли блестящим образом. Оставив одну половину неприятельского флота заблокированной в Ливорно, он ловит вторую прежде, чем она успевает соединиться с первой, и заставляет ее искать убежища в Порто-Лонгоне. Шести– и восьмимесячная блокада двух боеспособных отрядов в иностранных портах является не только для того времени, но и вообще чрезвычайно редким примером. Все это было возможно, конечно, только в Средиземном море, хотя даже там эта блокада свидетельствует о большой выдержке и хорошей подготовке голландцев в военном, морском и административном отношениях. Обязанностью начальника отряда было заботиться о снабжении судов и содержании их в полной готовности отразить всякое внезапное нападение неприятеля.

Начало боя, которое он сумел так обставить, что голландцы действовали сообща, а англичане порознь, показывает его понимание тактики. Особенно же ценно само проведение боя 13 марта, когда Ван-Гален так умно и планомерно, даже без особых потерь, добился главной цели: сосредоточить превосходящие силы против части противника и разбить его прежде, чем подоспеет подкрепление.

Наконец, следует отметить упорство нападения; избегая артиллерийского боя, в котором более сильные и тяжелые английские корабли имели несомненное преимущество, голландцы перешли сразу же к абордажу; они захватили неприятельский флагманский корабль одновременно с двух сторон, как это сделал флот Тромпа 10 декабря – но тогда прочие суда были лишены возможности ему помочь.

В разбираемой войне это единственный пример тактически правильно и ловко проведенного боя и поэтому единственный случай полного уничтожения неприятельских морских сил.

В обеих странах боевая подготовка и постройка судов была связана с большими трудностями. Прежде всего, после понесенных потерь, не хватало команды; голландцам пришлось прекратить плавание в Гренландию и повысить денежное довольствие команд, в Англии стали переводить во флот солдат; уже в трехдневном бою в Канале солдаты успели себя проявить с лучшей стороны, нанеся неприятелю своим метким огнем большие потери.

Что касается постройки новых судов, то в Англии имелся достаточно сильный резерв в судовом составе, тогда как постройка и починка судов в Голландии шла очень медленно, на что адмиралы неоднократно жаловались.

Вооружению обеих стран несколько мешали начавшиеся мирные переговоры, так как оба народа относились несочувственно к продолжению войны. В Англии, кроме того, сильно повлиял на приготовления роспуск «долгого парламента» (в апреле) и захват Кромвелем единодержавия.

Вооружение в Англии страдало еще из-за небольших мятежей, возникших на почве задержки жалованья, из-за чего население с неохотой шло на службу во флот. Были случаи, что английские матросы (и в немалом количестве) искали службы на голландских судах.

В начале лета Тромп снова вышел с флотом в море и провел 200 коммерческих судов в Категат; затем он вернулся в Гоовды, обстрелял в отсутствие английского флота Дувр, и на этот раз вошел в Доунс, где 4 июня нашел лишь маленький отряд Бадли (вернувшийся со Средиземного моря) и несколько коммерческих судов, которые были им захвачены. 5 июня он встретил у Нью-Порта подошедший тем временем английский флот под начальством Монка и Дина. Англичане тревожили все неприятельское побережье и сильно мешали торговле и рыболовству.

Блэк еще в начале апреля был послан к шотландскому побережью с эскадрой в 20 судов – неизвестно, с какой целью: вероятнее всего, его желали иметь вдали и не при главных силах флота, так как в то время (2 мая 1653 г.) Кромвель насильственно распустил Государственный Совет и Парламент и сделался единственным самодержавным правителем. Блэк был единственным человеком и вождем, пользовавшимся таким большим уважением и обладавшим столь выдающимися способностями и твердым характером, что мог ему быть опасным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Книги похожие на "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альфред Штенцель

Альфред Штенцель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Отзывы читателей о книге "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.