» » » » Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века


Авторские права

Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Изографус, ЭКСМО-Пресс, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века
Рейтинг:
Название:
История войн на море с древнейших времен до конца XIX века
Издательство:
Изографус, ЭКСМО-Пресс
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Описание и краткое содержание "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" читать бесплатно онлайн.



В основу данного издания положен пятитомный труд германского адмирала Альфреда Штенцеля «История войн на море в ее важнейших проявлениях с точки зрения морской тактики», вышедший в Петрограде (1916-1919 гг.).

Первый том охватывает период с начала мореплавания в древности до первой англо-голландской войны (1652-1654 гг.) Он посвящен эпохе подавляющего господства на море гребных судов и зарождению первых парусных флотов. Читатель познакомится со всеми знаменитыми сражениями, от Саламина до знаменитой атаки Тромпа Старшего у Дувра. Яркие характеристики флотоводцев, живое описание боев и основных типов боевых кораблей обогатят представления читателя об ушедших эпохах морского соперничества.

Второй том посвящен истории морских войн с 1660 г. до 1900 г. Это было время огромных боевых парусных кораблей, господства линейной тактики и появления судов нового типа, приводящихся в движение паром и защищенных броней. Данный период морской истории интересен тем, что наглядно демонстрирует факт убыстрения человеческой мысли и тот перелом в истории человечества, который начался в двадцатом столетии и продолжается до сего дня. Рутина и прогресс, практика и теория, случайность и закономерность являются основными дилеммами нашей эпохи.






Как Ютландия для Дании, так и Скония для Швеции, несмотря на свою изолированность, была под угрозой, так как главные силы Дании были весьма близко от Сконии. Зато берега Каттегата и расположенное севернее побережье Балтийского моря с бесчисленными шхерными островками можно было легко защищать. Эта часть шведской береговой линии была особенно удобна для ведения крейсерской и каперской войны, т. к. международный торговый путь шел здесь на протяжении 250 миль в непосредственной от нее близости. Сама по себе эта область была бедной, но с потерей Сконии Швеция в сущности утрачивала значение великой державы.

Германия еще не существовала как морская держава, хотя ее побережья, устья рек и гавани были расположены весьма выгодно для торговли, судоходства и морской войны в Балтийском море. Россия тогда еще не имела земель на берегах Балтийского моря; Польша была всегда бессильна на море.

Для войн в Балтийском море всегда имело большое значение, остается ли Дания нейтральной или принимает участие в войне. Особенно важно это было для западных великих держав, т. к. Англия и Голландия получали все главные материалы для постройки и вооружения военных кораблей, лес, лен, деготь и т. п. с берегов Балтийского моря. Чтобы привлечь Данию на свою сторону, пускались в ход все рычаги, как в военном, так и в политическом отношениях. Все попытки великих держав, например, Англии и России, занять берега Зунда, неизменно срывались прочими державами. Не удавались и попытки сделать Балтийское море нейтральным.

Начало войны, 1675 г.

Дания объявила войну Швеции в феврале 1676 г.; но уже в августе предыдущего года ее флот вышел в море, а войска напали на Мекленбург.

Союзный флот в составе 23 линейных кораблей – из них 7 голландских, под командой шаутбенахта Бинкеса, павшего два года спустя под Тобаго, крейсеровал южнее Борнхольма, чтобы действовать на сообщения Швеции с материком. Флотом командовал генерал-адмирал Аделаер, бывший ранее на нидерландской и венецианской службе. Ему не удалось сделать ничего существенного из-за штормов и свирепствовавших в команде эпидемий. Кроме того, его деятельность была сильно ограничена инструкциями. В конце ноября сам Аделаер пал жертвой эпидемии. Преемником его был Нильс Юэль, известный нам по прошлой войне; но и он ничего не предпринимал против более сильного шведского флота.

Шведы закончили свои военные приготовления лишь осенью, вследствие чего они и думать не могли о выполнении своего прекрасно задуманного плана войны, тем более, что приближался период осенних штормов. Только быстрые действия, предпринятые до прихода голландской эскадры, могли бы дать им верный успех.

Фельдмаршал и адмирал барон Отто Стенбок вышел из Даларе в середине октября. Ему надлежало переправить 9000 человек десанта и военные запасы в шведскую Померанию. Плавание шведского флота, состоявшего из 58 кораблей, шло медленно; в виду очень плохой погоды он был вынужден стать на якорь южнее Висби, у западного побережья Готланда. Многочисленные аварии судов и недостаток питьевой воды, провианта принудили Стенбока после всего лишь десятидневного плавания вернуться обратно в Даларе. Потери в людях доходили до 5000 чел., причину громадной заболеваемости следует искать главным образом в неудовлетворительном обмундировании. Вероятно, все прочее снабжение эскадры было также в очень плачевном состоянии.

Известие о неудачах флота и больших потерях произвели на правительство и двор еще более удручающее впечатление, чем поражение у Фербеллина, так как страна возлагала все свои надежды на решительный успех шведского флота. В середине декабря датчане заняли Висмар. Козлом отпущения оказался адмирал Стенбок, несмотря на то, что единственной причиной неудачи было неудовлетворительное вооружение и снабжение флота в мирное время; конечно вина в этом косвенно падала и на Стенбока. Нельзя не поставить в вину Стенбоку упрямство, мешавшее ему выслушивать советы младших флагманов, к которым Стенбоку, не получившему морского образования, следовало относиться несколько внимательнее.

Военный суд признал его неспособным впредь занимать должность высшего руководителя флотом; он был обязан выплатить расходы по вооружению флота – около 200 000 талеров серебром; впоследствии король сократил эту сумму наполовину. Суд признал, что причиной неудачи была не трусость адмирала, а его неосведомленность в морских делах и излишняя осторожность; он должен был последовать советам своих помощников, воспользоваться благоприятным ветром для продолжения плавания, а не становиться на якорь у необследованного берега. Это редкий случай в военно-морской истории, когда адмирал оказался приговоренным заплатить из собственного кармана за неудачу; Стенбок владел большими поместьями, и был в состоянии внести нужную сумму.

В этом же году курфюрсту удалось отобрать у шведов укрепленные пункты Свинемюнде и Волгаст, и о-ва Узедом и Воллин; в операциях принимали участие бранденбургские военные корабли. Датчане тем временем заняли Висмар и Дамгартен.

Второй год войны, 1676

Несмотря на неудачи, выпавшие на долю Швеции из-за неудовлетворительного командования флотом, там все еще продолжали назначать на высшие должности приверженцев господствовавшей дворянской партии, незнакомых с флотом, а не людей, действительно полезных и способных. Вспомним Флеминга, Врангеля, Стенбока. Опять командующим флотом был назначен не адмирал – даже не генерал – а человек, хотя и больших способностей, но совершенно не сведущий в морском деле, барон Лоренц Крейц.

Но адмирал Угла вложил столько труда в вооружение флота, что последний, в составе 61 судов с 2200 орудиями и 12 000 чел. команды, был готов к походу уже в конце апреля 1676 г. Если сравнивать эти данные с числом кораблей, действовавших в последнюю англо-французскую войну, то надо удивляться напряжению маленького и, главное, бедного государства, сумевшего выставить флот численностью до двух третей числа кораблей великих морских держав.

Шведский флот состоял из 26 линейных кораблей, 8 фрегатов, 8 бригов, 6 брандеров и 13 вооруженных купеческих судов с десантными войсками. Флот был разделен на 4 эскадры, с адмиралом и адмирал-лейтенантом во главе. Флагманы: Клерк, Угла, Бэр, Бергенштерн. Флагманский корабль командующего флотом «Стора Крона» (126 орудий).

Часть датского флота была под руководством Юэля готова к походу значительно раньше; уже в конце марта последний вышел в море с 8 линейными кораблями, 5 фрегатами и несколькими мелкими судами, чтобы нарушить морские сообщения Швеции с материком. Полученные им инструкции были очень стеснительны: не рисковать вступать в бой с сильнейшим противником, беречь корабли, своевременно отступать в Зунд. Нелегко было оперировать, будучи до такой степени связанным. Прочие датские корабли приводились спешно в боевую готовность.

Бранденбург настаивал на немедленной высадке датской армии на Рюген, но в Дании решили сначала переправить войска в Сконию и предпринять решительный удар внутрь Швеции. Если бы так действовали в прошлом году, то, вероятно, успех был бы громадным; но и теперь этот план оставался единственно правильным.

Армия была готова, но, несмотря на полное господство датского флота в Зунде, решено было ждать прибытия голландского флота, пришедшего значительно позже, чем предполагалось. Вероятно, в стране еще не было доверия к флоту, полагали, что ему одному не под силу справиться с более сильными шведами.

Датчане сделали большую ошибку, не поставив в известность об этом промедлении Норвегию; предпринятое оттуда наступление на Богуслен поэтому успеха не имело. Вероятно, и тут сыграли роль внутренние раздоры.

В середине апреля Юэль получил приказание овладеть о-вом Готланд; он немедленно его исполнил. Юэль задумал затем овладеть о-вом Эзель; 4 мая он вышел для этого в море, но должен был отказаться от своего смелого плана, т. к. было получено известие, что шведские главные силы готовы к походу. Датчане опоздали еще раз.

Во время крейсерства южнее Готланда к Юэлю присоединилась голландская эскадра из 9 кораблей под командой шаутбенахта ван Альмонда, и 4 датских кораблей, под начальством адмирала Иенсена Родстэна, так что состав датской эскадры увеличился до 15 линейных кораблей и 13 небольших судов.

22 мая союзники стали на якорь у Борнхольма, где Юэль узнал о назначении голландского адмирал-лейтенанта Корнелуса ван Тромпа (младшего) главнокомандующим союзным флотом. Известие это очень опечалило и обидело Юэля, хотя и было сообщено ему королем в самой деликатной форме.

Осенью прошлого года, тотчас после смерти генерал-адмирала Аделаера, Христиан V вступил в переговоры с правительством Нидерландов о назначении одного из знаменитых голландских адмиралов главнокомандующим союзным флотом. Все еще не было должного доверия к Юэлю; датский король кроме того надеялся, что назначение опытного голландского адмирала прочнее свяжет голландцев с Данией. Обе причины весьма основательны, тем более, что подчинение адмирала Бинкеса датскому главнокомандующему дало весьма плачевные результаты.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Книги похожие на "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альфред Штенцель

Альфред Штенцель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Отзывы читателей о книге "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.