» » » » Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века


Авторские права

Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Изографус, ЭКСМО-Пресс, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века
Рейтинг:
Название:
История войн на море с древнейших времен до конца XIX века
Издательство:
Изографус, ЭКСМО-Пресс
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-94661-036-8, 5-94661-037-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Описание и краткое содержание "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" читать бесплатно онлайн.



В основу данного издания положен пятитомный труд германского адмирала Альфреда Штенцеля «История войн на море в ее важнейших проявлениях с точки зрения морской тактики», вышедший в Петрограде (1916-1919 гг.).

Первый том охватывает период с начала мореплавания в древности до первой англо-голландской войны (1652-1654 гг.) Он посвящен эпохе подавляющего господства на море гребных судов и зарождению первых парусных флотов. Читатель познакомится со всеми знаменитыми сражениями, от Саламина до знаменитой атаки Тромпа Старшего у Дувра. Яркие характеристики флотоводцев, живое описание боев и основных типов боевых кораблей обогатят представления читателя об ушедших эпохах морского соперничества.

Второй том посвящен истории морских войн с 1660 г. до 1900 г. Это было время огромных боевых парусных кораблей, господства линейной тактики и появления судов нового типа, приводящихся в движение паром и защищенных броней. Данный период морской истории интересен тем, что наглядно демонстрирует факт убыстрения человеческой мысли и тот перелом в истории человечества, который начался в двадцатом столетии и продолжается до сего дня. Рутина и прогресс, практика и теория, случайность и закономерность являются основными дилеммами нашей эпохи.






Уже в январе 1709 г. Бинг собрал все необходимое для устройства крупного порта в Порт-Магоне. Была установлена блокада испанского и французского побережий; собственные торговля и мореплавание повсеместно пользовались защитой флота, который, кроме того, был занят поддержкой сообщений между владениями Карла III, Испанией и Сардинией, а также Южной Италией.

На севере боевые силы англичан служили исключительно целям обороны торговли.

В 1710 г. эскадра адмирала Норриса, состоявшая из 36 линейных кораблей, оперировала отдельными отрядами; ими была расстроена французская экспедиция против Сардинии, причем взято в плен 1000 человек. Но попытка Норриса произвести высадку у Цетты была отражена.

В 1711 году мы видим почти то же самое; несмотря на значительное число английских и голландских судов, храброму французскому капитану Кассару (Cassard) удалось доставить транспорт с хлебом в Марсель, как и в предыдущие два года. С 1712 г. англичане не предпринимают наступательных действий. В Средиземном море флот их, слишком поздно прибывший к Тулону, уже не мог воспрепятствовать выходу Кассара; последний впоследствии нанес немалый вред неприятельским владениям в Вест-Индии, оперируя с 6 линейными кораблями и 2 фрегатами. В этом году голландцы в последний раз показались в Средиземном море.

Кроме экспедиции Кассара в Вест-Индии следует упомянуть еще о таковой капитана Дюгэ-Труэна (Dugay-Trouin) против Рио-де-Жанейро. Еще двумя годами раньше там безуспешно оперировала эскадра флибустьеров; теперь удалось учредить общество, доставившее необходимые для организации этого предприятия средства. Король дал корабли и личный состав; были установлены точные условия дележа добычи. Дюгэ-Труэн, бывший душой всего предприятия, в двухмесячный срок умудрился в четырех портах оборудовать экспедицию, сохранив ее в полной тайне; в его распоряжении оказалось 7 линейных кораблей, 8 военных судов меньших размеров и 2 мортирных судна с десантом в 2000 человек, с которыми он, никем не замеченный, вышел из Ла-Рошели 9 июня 1712 г. В Англии уже стало замечаться беспокойство; опасались нападения на побережье; тем не менее, на блокаду неприятельских портов не могли решиться.

11 сентября, после трехмесячного перехода, Дюгэ-Труэн прибыл в Рио-де-Жанейро, за две недели оповещенное о предстоящем нападении. Несмотря на это, французам удалось беспрепятственно пройти ночью, под сильным огнем застигнутых врасплох фортов, через узкий проход в большую бухту, где они заняли расположенный непосредственно перед городом остров Кобрас и немедленно его укрепили.

Неприятель не был подготовлен к защите; повсюду царило большое смятение, четыре португальских военных судна выбросились на берег и были сожжены. Двумя днями позже высадилось 3000 человек, атаковавших форты и обстрелявших город, несмотря на 12-тысячный гарнизон. 10 октября губернатор Рио-де-Жанейро согласился на потребованную контрибуцию, которая 13 ноября была выплачена в размере около 4 000 000 марок (по нынешней стоимости). Кроме того, была захвачена богатая добыча в городе, и 6 февраля 1713 года Дюгэ-Труэн, потеряв два линейных корабля безвестно пропавшими, не тронутый даже английскими судами, благополучно возвратился домой. Блестящий успех этой операции сильно повлиял на решимость Португалии заключить мир. На долю общества пришлось 90% прибыли. Успех этот следует отнести исключительно на счет решительности и энергии Дюгэ-Труэна.

Каперская война и набеги крейсеров, столь сильно затруднявшие мореходство и торговлю, процветали за последнее четырехлетие в колониях и Европе. Но все же постепенно союзникам удалось перехватить такое количество неприятельских каперов и крейсеров, что мореходству уже не грозила более опасность. Сравнительно наиболее крупными следует признать те силы, которые употреблялись Голландией для защиты торговли: она высылала ежегодно, и то почти исключительно только на севере, от 12 до 22 линейных кораблей и от 3 до 8 фрегатов; после захвата у Остенде в 1705 г. французских галер там требовалось уже не столь сильная охрана.

Флибустьерские и каперские операции отличались той же оживленностью, как и в Орлеанскую войну. Особенно в этом отношении следует отметить Зеландскую провинцию; с трудом верится, что одним только городам Флиссингену и Миддельбургу в 1706 году принадлежало 74 каперских судов, из коих большинство 26-52-пушечных; эта флотилия насчитывала почти 1800 пушек и 12.000 человек команды – как на большом флоте. Сколь крупны размеры десятилетней каперской войны, можно судить по следующим цифрам: Англия потеряла около 50 военных кораблей (в том числе 17 линейных); Франция – до 100 военных кораблей (в том числе 5 линейных). Торговых судов было утрачено: Англией в течении целого первого пятилетия до 1.200, из коих 300 были отобраны обратно, а Францией – до 1400.

Как в течение предыдущих войн, так и теперь снова подтверждается старая истина, что каперская и крейсерская войны могут уничтожить сильного на море противника; вести такую войну благополучно можно лишь в том случае, когда каперы имеют опору в сильном военном флоте, способном связать морские силы противника, предоставляя этим самым каперам полную свободу действий на море.

Продолжительные переговоры, наконец, 13 апреля завершились Утрехтским миром, особенно выгодным для Англии. В общих чертах условия его таковы:

Англия: Франция признала Ганноверский дом и изгнала Якова; Дюнкерк как военный порт должен был прекратить существование. Испания окончательно уступила Гибралтар и Минорку; Нью-Фаундленд и Акадия перешли во владение Англии; Франция и Испания выразили согласие на очень выгодные договоры (договор Ассиенто был началом весьма выгодной контрабандной торговли), Португалия обязывалась сделать такие же уступки Англии в Бразилии, каковые она сделала ранее Франции.

Голландия: Шельда продолжала быть закрытой для австрийских владений в Нидерландах; часть пограничных городов вдоль (бельгийской) границы были заняты голландцами; Франция согласилась на те же, что и по отношению к Англии, торговые условия.

Германия: Франция вернула завоеванные на правом берегу Рейна провинции; курфюрстам Баварскому и Кёльнскому возвращались их владения; Пруссия признавалась королевством и получила Гельдерн; Испанские Нидерланды (Бельгия), Милан, Неаполь и Сардиния отошли к Австрии.

Савойя: Герцогу предоставлялась Сицилия.

Испания: Внеевропейские владения ей были сохранены; Филипп V был признан королем.

Австрия и Германия окончательно заключили мир с Францией лишь в марте и сентябре в Раштате и Бадене после блестящих успехов Франции; с Испанией только в 1720 году.

Уроки войны за испанское наследство

Таким образом, на Утрехтский мир следует смотреть, как на полный успех Англии, крепко упрочившей свое мировое положение; отныне она могла считаться единственной морской, единственной мировой державой.

Насколько значительны были успехи Англии, настолько неудачны были итоги войны для других держав; Франция оказалась накануне разорения, ее финансы расшатаны, народ в нищете; Испания лишилась большой территории. Голландии война принесла полное расстройство морских сил; флотом перестали заниматься, что привело к застою в мореплавании и торговле: роль ее, великой державы, была сыграна.

Прежний ее союзник обратился в жесточайшего соперника, что, впрочем, замечалось уже при обсуждении условий мира. Нидерланды отныне при всех крупных политических делах оставались в тени, боязливо избегали всяких вооруженных столкновений и дали заглохнуть своим военным силам; они стремились к миру, даже ценой национальной чести и гордости. Инстинктивно, хотя и не вполне ясно, они поняли, что только тот может рискнуть иметь дело и заключать союзы с Англией, кто считает себя достаточно сильным защищать во всякое время с оружием в руках свое право от ее посягательств.

Англия приобрела много: завоевала себе важные морские базы и заняла некоторые прибрежные земли; оба следующих по силе флота приходили в несомненный упадок. Английский флот был силен и отличался превосходными внутренними качествами. Мореплавание и торговля богато расцветали как во время войны, так и после нее. Англия сумела сохранить это первенствующее положение; она не допускала соперников в течение двух последующих столетий; значительное мореходство ее, все шире развивающаяся морская торговля сделали ее первой державой в мире, богатство которой казалось неисчерпаемым.

В течение 11 лет войны потери в судовом составе выразились для Англии6 38 линейных кораблей и свыше 40 мелких военных судов, для Франции – более 40 линейных кораблей и около 150 мелких судов. Потери голландцев в точности не установлены. О потерях в составе торговых судов сказано выше. Что касается убыли в личном составе, то точных и верных данных по этому вопросу не существует.

Истощение не только Фландрии привело к заключению мира, несмотря на огромные доходы, получаемые Францией от торговли со Средней и Южной Америкой и ввоз туда серебра (до 150 000 000 марок наличными); финансы и других держав сильно страдали под тяжестью военных расходов. Богатая Англия была вынуждена неоднократно покрывать нехватки в составе голландских судов; кроме того, она несла огромные расходы по ведению сухопутной войн и по оказанию материальной помощи союзникам. Вот почему уже в 1710 г. партия мира взяла верх над партией Мальборо; к тому же цель английских стремлений уже была достигнута, а именно: ослабление всех соперников на море и приобретение баз и морского владычества в Средиземном море.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Книги похожие на "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альфред Штенцель

Альфред Штенцель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альфред Штенцель - История войн на море с древнейших времен до конца XIX века"

Отзывы читателей о книге "История войн на море с древнейших времен до конца XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.