» » » » Александр Егоров - Разгром Деникина 1919 г.


Авторские права

Александр Егоров - Разгром Деникина 1919 г.

Здесь можно купить и скачать "Александр Егоров - Разгром Деникина 1919 г." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Егоров - Разгром Деникина 1919 г.
Рейтинг:
Название:
Разгром Деникина 1919 г.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5–17–015247–7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Разгром Деникина 1919 г."

Описание и краткое содержание "Разгром Деникина 1919 г." читать бесплатно онлайн.



Из предисловия: Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена одному из наиболее драматических периодов этой войны — наступлению Добровольческой армии на Москву, ее неожиданному поражению под Орлом и дальнейшему стремительному отступлению в Новороссию, положившему конец надеждам белых на победу. Гражданская война продлилась после этого еще два года — но именно разгром Вооруженных сил Юга России в 1919 году предопределил ее окончательный результат. Опубликованная в 1931 году работа видного советского военачальника Александра Ильича Егорова (1883–1939) представляет собой оперативный очерк, подробно описывающий боевые действия на Южном фронте в 1919 году с точки зрения советского командования. Автор, бывший полковник старой армии, а впоследствии — советский маршал, с октября 1918 по октябрь 1919 года командовал последовательно 9-й, 10-й и 14-й советскими армиями. В начале октября он был назначен командующим войсками Южного фронта, а с 10 января 1920 года возглавил Юго-Западный фронт, довершивший разгром белых войск на Украине.






Преобладание чернозема сказалось, с одной стороны, на экономическом значении театра как источника продовольственных средств, с другой - на его проходимости для значительных сил, которая возрастала в сухое время года и сильно падала в весеннюю и осеннюю распутицу и после сильных дождей.

Большое воздействие на ход операций оказали реки.

Дон, протекая сперва в меридиональном направлении, приблизительно до устья реки Черной Калитвы западнее Богучара, а затем на юго-восток (почти на восток) до станицы Качалинской к северо-западу от Царицына, на юго-запад (почти на юг) до Верхне-Курмоярской, на запад-юго-запад до устья Северного Донца и на юго-запад до впадения в Азовское море, т.е. образуя обширную дугу, выдвинутую на восток (к Царицыну) более чем на 200 км по воздуху от железнодорожной линии Воронеж - Лиски - Миллерово - Лихая - Ростов, - представлял в верхнем течении до реки Черной Калитвы продольное, разобщающее препятствие (при движении с юга на север или в обратном направлении), а на остальном протяжении прикрывал доступы во внутренние округа Войска Донского как с северо-востока (от Поворино), так и с востока или юго-востока (от Царицына или Великокняжеской). Выгоды обороны со стороны Войска Донского усиливались тем, что правый берег доминировал над левым. По своим размерам, имея ширину до Богучара 110, ниже до Качалинской 110-250, до Ростова 150-420 и до устья 210-1000 м и глубину до Качалинской 2-17, ниже более 20 м - Дон представлял собою более или менее серьезное препятствие, в особенности в половодье. Повышение уровня в начале апреля идет очень быстро. Спадает вода в конце апреля, но так как верховья реки находятся в более северной полосе, то происходят обычно два разлива, заметных главным образом в низовьях реки. После второго разлива (в июне) вода быстро убывает, и наименьший уровень бывает в августе и сентябре. После спада вод летом Дон становится во многих местах проходимым вброд, в особенности на перекатах, которых приходится по одному на каждые 7-8 км течения. Выше станицы Качалинской глубина на перекатах часто не превышает 0,5 м, а ниже колеблется от 0,5 до 1,5 м. От станицы Казанской (ниже Богучара) до устья Донца было 14 паромных переправ (в некоторых местах по 2-3 парома), но мостов только три. Зимой толщина льда допускает движение всех родов войск, но время замерзания колеблется в различные годы от второй половины октября до конца декабря. Таким образом, требуется близкое знакомство с местными условиями, чтобы не допустить ошибки в оценке Дона как препятствия.

Левые притоки Дона, впадающие выше Качалинской (Хопер, Медведица), имеющие так же как и Дон в своем верхнем течении меридиональное направление, усиливали препятствия для передвижения войск с запада на восток и затрудняли связь по фронту. Притоки ниже Качалинской (Маныч, Сал), протекающие с востока на запад, прикрывали доступы к низовьям Дона со стороны Царицына через Великокняжескую.

Из правых притоков особенное значение получил Северный Донец, протекающий подобно Дону сперва в южном направлении (примерно до Змиева, к юго-востоку от Харькова), а потом в юго-восточном, образуя дугу к востоку на протяжении от станицы Каменской до устья. Имея ширину от 65 до 110 м и глубину от 0,25 до 7 м, Северный Донец в своем нижнем течении прикрывал доступы к важнейшим административным центрам Донской области - Новочеркасску и Ростову - и в Донецкий бассейн, выполняя ту же роль, какую играл в этом отношении Дон в верхнем и среднем течении. Протекая в крутых скалистых берегах, Северный Донец в отличие от Дона имеет быстрое течение, затрудняющее переправу в полую воду. Время замерзания (середина ноября - конец декабря) и вскрытия (март - начало апреля) приблизительно соответствует средним датам тех же явлений на Дону. Северные притоки Донца (Оскол, Айдар, Калитва) подобно северным левым притокам Дона затрудняли связь по фронту и переброску войск с одного фланга на другой.

Из рек, протекающих за пределами Войска Донского в северной части левобережной Украины, получили значение река Десна и ее приток река Сейм. Десна, имея в нижней части течения ширину до 150 м, а глубину от 0,25 до 6 м, прикрывала правый фланг 14-й армии при отходе от Киева и защищала подступы к Чернигову. Сейм получил значение поперечного препятствия на участке от Курска до Сосницы, но преимущественно в своих низовьях (от Путивля).

В климатическом отношении западная часть театра отличалась в общем благоприятными условиями умеренно-континентального климата, со значительной разностью между средними температурами самого холодного месяца (январь - февраль: от -8,2° до -5,3°) и самого теплого (июль: от +19,6° до +23,1°), но с несуровой зимой (с частыми оттепелями) и с умеренно теплым, лишь иногда жарким летом. Менее всего дождливых дней приходится на весну (апрель) и конец лета (август), осенью и особенно зимой количество осадков сильно увеличивается. Климат Донской области значительно более континентальный. В средней температуре самого холодного месяца (январь: от -10° до -6°) и самого теплого (июль: от +22° до +24°) разница больше, чем на Украине. Количество осадков меньше. Сравнительно больше осадков приходится на первую половину лета, вторая половина лета отличается сухостью и жарой, зима холодная, с сильными ветрами, с малым количеством снега. Как на Украине, так и на Дону дождливая погода, а в особенности таяние снегов, размывает черноземную почву и вызывает расстройство путей сообщения, создавая чрезвычайные затруднения для походных движений.

Пути сообщения

Донской участок. Рассматриваемая часть территории РСФСР никогда не причислялась к числу возможных театров военных действий. Это прежде всего сказалось на начертании и развитии сети путей сообщения, и в первую очередь - на количестве железнодорожных линий, Мы увидим в дальнейшем, как часто командованию сторон приходилось суживать размах оперативной мысли в за-т висимости от условий перебросок и как часто неучет этих важнейших данных обстановки сводил самые блестящие замыслы к неудачам.

Железные дороги

а) Коммуникационные пути

1. Елец - Купянск - Никитовка - Ростов (с ответвлением Никитовка - Мариуполь).

2. Грязи - Воронеж - Ростов.

3. Грязи - Поворино - Сталинград - Торговая.

4. Тамбов - Камышин.

б) Рокадные пути

5. Елец - Грязи - Козлов - Саратов.

6. Касторная - Воронеж - Анна.

7. Валуйкн - Лиски - Бобров - Поворино - Балашов.

8. Славянск - Краматорская - Попасная - Миллерово.

9. Славянск - Никитовка - Дебальцево - Лихая - Сталинград.

10. Дебальцево - Звереве.

11. Азов - Батайск - Воронцовская.

Состояние железных дорог

Участки дорог Направление и протяжение (в км - округлено) Число колей Средняя скорость движения воинских эшелонов в 1 ч. Наибольший состав эшелонов{~1} Пропускная способность дороги Наиболее значительные мосты через реки{~2} Елец - Ростов С севера на юг 800 км{~3} От Кушина до Ростова две колеи 20-25 км 37/32 18-19 пар Сосна, Оскол, Красная, Донец, Крынка Грязи - Ростов - Тихорецкая С севера на юг 900 км Две колеи 25-30 км 35/32 15 пар{~4} Воронеж, Россошь, С. Донец, Дон, Кундрючья, Ея, Грущевка, Кагальчик Грязи - Сталинград - Тихорецкая С севера на юг и юго-запад 1100 км Одна колея 25-27 км 47/40{~5} 15 пар{~6} Битюг, Карачан, Хопер, Арчеда, Карай, Медведица, Сал, Куберле, Маныч, Егорлык Тамбов - Камышин С северо-запада на юго-восток 450 км Одна колея 23 км 40/36 14 пар Хопер, Елань, Медведица, Иловля Елец - Саратов С запада на восток 600 км За исключ. уч. Грязи - Ртищево, дорога одноколейная На различных участках данные разные Сосна, Дон, Воронеж, Карадун, Ворона, Хопер, Аткар Касторная - Воронеж - Анна С запада на восток 225 км То же 15 пар Валуйки - Бобров - Балашов С запада на восток 450 км Одна колея То же Тихая Сосна, Дон, Икорец, Битюг, Елань, Хопер Славянок - Миллерово С запада на восток 290 км Одна колея 21 км 26 ваг. 9 пар{~7} Луган, С. Донец, Деркул Славянск - Лихая - Сталинград{~7} С запада на восток 550 км За искл. уч. Никитовка - Воропаново, одноколейная 20-21 км 40-42 ваг.{~8} 8 пар{~7} С. Донец, Калитва, Чир, Дон и др. Дебальцево - Звереве С запада на восток 150 км Часть пути двухколейная 21 -22 км 35 ваг. 14 пар

{~1} Числитель - число вагонов летом, а знаменатель - зимой.

{~2} Мосты, требующие охраны.

{~3} Участок Никитовка - Мариуполь имеет ок. 200 км. Характеристика - та же, что и всей дороги.

{~4} Малая пропускная способность обусловливается крутыми и длинными уклонами на некоторых участках.

{~5} От Сталинграда до Тихорецкой не более 40 вагонов.

{~6} От Сталинграда 12 пар вследствие значительной величины перегонов между станциями (до 25 км).

{~7} От дороги отходят две ветки: к Грязи-Царицынской ж.д. и к станции Калач и Дону; от разъезда Максимовского отходит ветка к станции Волжской.

{~8} Участок Воропаново - Сталинград допускал только 20 вагонов.

Дополним приведенную таблицу технических данных следующими общими замечаниями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Разгром Деникина 1919 г."

Книги похожие на "Разгром Деникина 1919 г." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Егоров

Александр Егоров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Егоров - Разгром Деникина 1919 г."

Отзывы читателей о книге "Разгром Деникина 1919 г.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.