» » » » Александр Егоров - Разгром Деникина 1919 г.


Авторские права

Александр Егоров - Разгром Деникина 1919 г.

Здесь можно купить и скачать "Александр Егоров - Разгром Деникина 1919 г." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Егоров - Разгром Деникина 1919 г.
Рейтинг:
Название:
Разгром Деникина 1919 г.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5–17–015247–7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Разгром Деникина 1919 г."

Описание и краткое содержание "Разгром Деникина 1919 г." читать бесплатно онлайн.



Из предисловия: Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена одному из наиболее драматических периодов этой войны — наступлению Добровольческой армии на Москву, ее неожиданному поражению под Орлом и дальнейшему стремительному отступлению в Новороссию, положившему конец надеждам белых на победу. Гражданская война продлилась после этого еще два года — но именно разгром Вооруженных сил Юга России в 1919 году предопределил ее окончательный результат. Опубликованная в 1931 году работа видного советского военачальника Александра Ильича Егорова (1883–1939) представляет собой оперативный очерк, подробно описывающий боевые действия на Южном фронте в 1919 году с точки зрения советского командования. Автор, бывший полковник старой армии, а впоследствии — советский маршал, с октября 1918 по октябрь 1919 года командовал последовательно 9-й, 10-й и 14-й советскими армиями. В начале октября он был назначен командующим войсками Южного фронта, а с 10 января 1920 года возглавил Юго-Западный фронт, довершивший разгром белых войск на Украине.






{~4} Малая пропускная способность обусловливается крутыми и длинными уклонами на некоторых участках.

{~5} От Сталинграда до Тихорецкой не более 40 вагонов.

{~6} От Сталинграда 12 пар вследствие значительной величины перегонов между станциями (до 25 км).

{~7} От дороги отходят две ветки: к Грязи-Царицынской ж.д. и к станции Калач и Дону; от разъезда Максимовского отходит ветка к станции Волжской.

{~8} Участок Воропаново - Сталинград допускал только 20 вагонов.

Дополним приведенную таблицу технических данных следующими общими замечаниями.

а) Главнейшими данными при рассмотрении указанных дорог являются их направление и пропускная способность. Уяснить характер операций Южного фронта без учета этих данных нельзя.

б) Наиболее обеспеченной железными дорогами частью театра является юго-западный район (Донбасс). Весь прочий район театра железными дорогами крайне беден: 500-километровый фронт пересекается только четырьмя дорогами, причем эти дороги попарно жмутся к флангам, а центр театра в 250 км ширины остается без железных дорог.

в) На всех железных дорогах число разъездных путей, на остановочных пунктах соответствует числу скрещивающихся на них поездов, а длина самих путей дает возможность устанавливать полный состав военных эшелонов (70 осей).

г) В отношении водоснабжения все дороги благополучны, за исключением двух станций на линии Ростов - Лиски (особенно в сильные морозы и в жару), трех станций линии Ростов - Никитовка и всей линии Дебальцево - Миллерово, где источники водоснабжения при движении поездов по предельному графику недостаточны, так что требуется подвоз воды с соседних линий.

д) Как правило, отоплением служат нефть на восточных линиях и каменный уголь на западных. Это не исключало, однако, необходимости прибегать и там и здесь к древесному топливу, которое тоже получалось с громадными трудностями из-за отсутствия лесов. Главная причина нерегулярности и сокращения перевозок заключалась именно в отсутствии и трудности заготовления всех видов топлива для движения.

е) Весьма невыгодной особенностью всех рокадных путей является то обстоятельство, что на своем протяжении они пересекают все главнейшие притоки Дона; кроме того, каждая линия различными своими участками принадлежит к различным дорогам, вследствие чего был крайне труден учет пропускной способности той или другой линии в целом. Наконец, последней их особенностью является отсутствие нужного оборудования для массовых военных перевозок.

Общее заключение, которое следует сделать о железных дорогах театра, сводится к следующему.

1. При крайней бедности театра железными дорогами главнейшие продольные линии Воронеж - Ростов и Козлов - Сталинград идут по расходящимся направлениям (наше неудачное августовское наступление так и шло по расходящимся направлениям).

2. Рокадные пути кончаются линией Лиски - Поворино; дальше правая поперечная линия Лихая - Сталинград встречается только через 300 с лишним километров.

3. При развитии речной системы наличие мостовых сооружений отвлекает много войсковых сил для их охраны, и дорога подвергается легкой и быстрой порче.

4. В среднем пропускная способность продольных путей равняется 15 парам поездов, причем Грязи-Царицынская линия по крайней своей удаленности от главных очагов борьбы не могла играть крупной роли в операциях фронта, и, таким образом, командование Южного фронта могло базироваться в своих расчетах всего на три линии. Между тем на описываемом участке Южного фронта действовали часть 13-й армии и целиком 8-я, 9-я и 10-я армии, т.е. всего три с половиной армии. Таким образом, на каждую армию приходилось менее чем по 15 поездов в сутки. Если теперь принять во внимание, что, например, 8-я армия имела в своем составе 7 дивизий 9-полкового состава, то станет ясным то отчаянно-затруднительное положение, в котором наши армии находились [75].

Грунтовые пути. Столь невыгодные условия в отношении железных дорог ухудшаются еще отсутствием на всей территории описываемого театра шоссейных дорог. Только очень небольшие участки грунтовых дорог шоссированы, вся же прочая масса грунтовых путей в полной мере зависит от погоды, времени года и состояния переправ, носящих подчас весьма примитивный характер.

На содержание дорог в дореволюционной России обращалось весьма мало внимания, и полотном дороги в большинстве случаев служит естественный грунт земли. Большей исправностью в смысле состояния переправ - мостов, паромов и гатей - отличаются почтовые дороги (государственные и бывшие земские). Однако весенняя и осенняя распутица делала движение и по ним чрезвычайно затруднительным. Весной мостовые переправы через речки и балки обычно сносятся, а потому по многим дорогам движение прекращается совершенно. Летом во время сильных дождей переправы через водные рубежи, овраги и балки, в изобилии встречающиеся на всех почти дорогах, также портятся, и войскам приходится немало времени затрачивать на восстановление или починку переправ.

В продольном направлении, от северных границ театра на юг, проходят следующие дороги:

1. Елец - Нижнедевицк - Валуйки - Бахмут - Мариуполь, являющаяся прифланговой дорогой театра, общей длиной в 705 км, на которой наиболее крупными препятствиями являются реки Оскол и Северный Донец.

2. Елец - Воронеж - Острогожск - Старобельск - Луганск - Колпаково - Таганрог, общей длиной в 627 км, изобилующая такими препятствиями, как реки Дон, Тихая Сосна, Айдар, Северный Донец, Качальская.

3. Козлов - Воронеж - Павловск - Талы - Каменская - Шахтенная - Ростов, длиной 705 км, пересекающая реки Байсару, Дон, Калитву, Северный Донец, Кундрючью.

4. Тамбов - Анна - Калач - Казанская - Каменская - Александро-Грушевская - Новочеркасск, длиной 625 км, с преградами в виде рек Битюга, Осереда, Тулучевки, Дона, Лозовой, Северного Донца.

5. Тамбов - Новохоперск - Казанская - Константиновская - Великокняжеская (ныне Пролетарская), длиной 712 км, с преградами в виде рек Савы, Песковатки, Дона, Калиты, Донца, Сала.

6. Кирсанов - Борисоглебск - Урюпинская - Еланская - Остахов - Кондаков - Пролетарская, длиной 725 км, имеющая преграды - реки Хопер, Дон, Чир, Березовская, Гнилая, Сал, Ельмут.

7. Кирсанов - Балашов - Ярыженская - Устъ-Хоперская - Цимлянская - Манычская, длиной 738 км, с преградами в виде рек Хопра, Кардагала, Бузулука, Дона, Чира, Сала и Куберле.

8. Кирсанов - Арчеда - Сталинград, длиной 513 км, имеющая преграды - реки Хопер, Бузулук, Кумылга, Медведица, Арчеда, И ловля, Котлу бань.

9. Кирсанов - Балашов - Дятлов - Купава - Преображенская - Страхов - Раевка - Сталинград, длиной 514 км, с преградами в виде рек Хопра, Бузулука, Медведицы, Арчеды, Иловли, Котлубани.

10. Ртищево - Балашов - Елань - Камышин, длиной 314 км, имеющая преграду в виде реки Терса.

Поперечных путей (с запада на восток) много. Но состояние их внушает еще более опасений, главным образом из-за большого количества преград и крайне ненадежного состояния самых путей.

Основной вывод о дорогах:

а) Несмотря на значительное количество дорог (кроме перечисленных имеется еще примерно вдвое большее количество малых дорог, годных для движения), фронт нельзя признать полностью обеспеченным путями сообщений. Мало того: в определенные периоды года (летом во время дождей, весной и осенью во время распутицы) положение войск в отношении путей сообщения является угрожающим.

б) Походное движение войск возможно только при внимательной разведке путей с инженерными средствами, ибо заранее быть уверенным в целости и исправности переправ даже в благоприятное время года нельзя.

в) Отсутствие шоссированных дорог весьма болезненно отражается на всех оперативных расчетах.

Украинский участок. Железные дороги. По сравнению с Донской областью, украинская часть театра достаточно богата железнодорожными путями как в продольном направлении, так и в поперечном. Это составляет большое преимущество описываемого театра для действий крупных войсковых соединений по сравнению с театром Донским. - Дороги, имеющиеся на театре, следующие:

1. Гомель - Бахмач - Ромны - Кременчуг, общее протяжение 460 км, до Бахмача две колеи, далее до Кременчуга одна. Дорога пересекает реку Сейм у станицы Махотино.

2. Чернигов - Ичня, протяжением ПО км, узкоколейная.

3. Бахмач - Черкассы, 215 км, одноколейная.

4. Брянск - Конотоп, 302 км, одноколейная. У станицы Мелые дорогу пересекает река Сейм.

5. Брянск - Навля - Харьков - Лиман, около 610 км, от Харькова до Лимана две колеи, у Льгова дорогу пересекает река Сейм.

6. Хутор Михайловский - Ворожба, узкая колея, протяжение около 125 км, дорога также пересекается рекой Сейм.

7. Ворожба - Мережа, около 240 км.

8. Мценск - Курск - Харьков, около 700 км, двухколейная основная магистраль театра, у Курска дорогу пересекает река Сейм.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Разгром Деникина 1919 г."

Книги похожие на "Разгром Деникина 1919 г." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Егоров

Александр Егоров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Егоров - Разгром Деникина 1919 г."

Отзывы читателей о книге "Разгром Деникина 1919 г.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.