» » » » Алфред Мэхэн - Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812


Авторские права

Алфред Мэхэн - Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812

Здесь можно скачать бесплатно "Алфред Мэхэн - Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство АСТ, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алфред Мэхэн - Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812
Рейтинг:
Название:
Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812
Издательство:
АСТ
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-17-012960-2, 5-17-015213-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812"

Описание и краткое содержание "Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812" читать бесплатно онлайн.



Эта книга является вторым фундаментальным трудом Алфреда Т. Мэхэна, посвященным изучению влияния морской мощи государства на историю. Сформулированная им концепция, сыграла огромную роль в развитии теории военно-морского искусства и до сих пор продолжает влиять на выработку военных и геополитических доктрин ведущих морских держав мира.

Материалом для исследования автору послужила история революционных и наполеоновских войн.

Первый том охватывает период 1793–1802 годов и содержит подробное описание событий, разворачивавшихся на море.

Второй том охватывает период 1802–1812 годов. Именно в это время Наполеон был ближе всего к окончательной победе над Англией, но катастрофа при Трафальгаре положила конец всем его планам вторжения.

Книга будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.






88

Приблизительно в десяти милях от входа в Брест.

89

Шевалье писал: «У нас не было в Бресте (в 1800 году) ни провизии, ни материалов. Франко-испанский флот, находившийся там, имел значение только по своей численности».

90

Англия присоединилась к русско-турецкому союзу 25 декабря 1798 г., Королевство Обеих Сицилии – в начале 1799 г.

91

См., напр., письмо его к леди Гамильтон от 3 октября 1798 года, являющееся лишь одним из многих подобных же заявлений в его корреспонденции.

92

В совершенно открытой стране, не представляющей никаких естественных преград, бывает мало или же и вовсе не бывает таких стратегических пунктов, которые, находясь в центре позиций и будучи заняты слабейшей стороной, облегчали бы ее действия против разрозненных неприятельских сил. Наоборот, в сильнопересеченной стране, подобной Швейцарии, важные стратегические пункты, как то: проходы, вершины долин, мосты и пр., бывают так многочисленны, что приходится оставлять некоторые из них незанятыми, так как в противном случае обороняющиеся, разбросав свои силы, лишились бы тех выгод, которые обыкновенно приносит с собою сосредоточение в одном иди двух командующих центрах.

93

Говорят, что старый фельдмаршал, получив эти приказания, воскликнул: «Вот как губят армии».

94

Как раз в это самое время Нельсон послал в Генуэзский залив отряд судов, который должен был оказывать содействие Суворову.

95

Интересное указание на небезопасность езды по большим дорогам в ту эпоху дает распоряжение, сделанное Бонапартом через год после того, как он стал Первым консулом (7 января 1801 года), чтобы ни один дилижанс, поддерживающий правильное сообщение, не был отправляем без капрала и четырех солдат, вооруженных мушкетами и снабженных двадцатью патронами; в ночное же время должны были еще сверх того назначаться в конвой два конных жандарма. При перевозке монет на сумму свыше 50 000 франков жандармский конвой должен был как днем так и ночью, состоять из четырех человек.

96

Речь, произнесенная 18 февраля 1801 года.

97

«Ясно усматривая, – говорит Тьер, панегирист Бонапарта, – что Мальта не могла держаться долго».

98

Упования, которые Бонапарт возлагал на совокупную численность балтийских флотов, интересно сопоставить с мнением о них специалиста – Нельсона, высказанным в то время, когда он готовился вступить с ними в борьбу. «На военном совете (31 марта 1801 года) некоторыми из членов были сделаны известные возражения, относившиеся до каждой из трех держав, с которыми нам предстояло, последовательно или сразу, иметь дело в тех морях. Грозное значение придавалось в особенности численности русских. Лорд Нельсон ходил по каюте, огорчаясь всем, что отзывалось страхом или нерешительностью. Когда приведенное выше замечание было сделано относительно шведов, он резко заметил: «Чем больше их, тем лучше», и когда то же было сказано про русских, он несколько раз повторил: «Тем лучше, я желал бы, чтобы их было вдвое больше – тем легче, уверяю вас, достанется победа». Он намекал этим, как было впоследствии объяснено им частным образом, на полное незнакомство северных флотов с тактикой. Джемс, отличавшийся тщательностью своих исследований, определяет совокупную численность русского, шведского и датского флотов в Балтийском море в пятьдесят два вымпела, из числа которых были годны для службы не больше сорока одного; некоторые же другие писатели насчитывают восемьдесят восемь судов. «Только при исключительно благоприятном стечении обстоятельств, – прибавляет он, – из числа сорока одного судна могло бы быть собрано в том же месте двадцать пять; а против этих двадцати пяти, принадлежавших притом же трем различным нациям, бывшим совершенными новичками в морской тактике, было больше чем достаточно восемнадцати английских судов, а с Нельсоном в качестве начальника – и пятнадцати» (Nav. list., vol. Ill, p. 43; ed. 1878).

99

Письмо к Талейрану от 27 января 1801 года.

100

Когда этот труд уже печатался, автору посчастливилось найти в жизнеописании покойного знаменитого адмирала сэра Вильяма Паркера анекдот о Нельсоне, который в смысле выражения воинских идей этого великого флотоводца стоит дюжины рассказов о его «идите прямо на них», которые циркулируют, как характеристика его доктрин. В октябре 1804 года производились частые рекогносцировки Тулона, и фрегатам «Феб» и «Амазон» приказано было крейсировать соединенно. Прежде чем отпустить их, лорд Нельсон дал командирам их, Капелю и Паркеру, несколько инструкций на случай, если им пришлось бы атаковать два французских фрегата, которые тогда чаще других выходили из порта. Главная инструкция состояла в том, что никто из них не должен нападать на противника один, но что «оба должны стараться атаковать один фрегат вместе и в случае удачи гнаться за другим; тогда, «если вы не возьмете второго, то все-таки вы уже одержали победу, и ваше отечество приобретет один фрегат». Затем, полусмеясь, полусерьезно, он сказал командирам, добродушно прощаясь с ними: «Смею думать, что вы считаете себя славными ребятами, и что когда вы уйдете от меня, то не сделаете ничего такого, что было бы похоже на сказанное вам мною; вы ведь считаете себя умнее меня!».

101

Датские суда стояли, ошвартовавшись, носами к югу.

102

Если бы у Нельсона при посылке флага была задняя мысль, то он не признался бы в ней, – ни тогда, ни после, ни другу, ни недругу. «Многие из моих друзей, – писал он месяц спустя после сражения, – думали, что этот шаг не может быть оправдан и представляет военную хитрость. Очень немногие приписывают его тому, что я в действительности чувствовал и что я, Бог даст, сохраню до последнего момента, – т. е. человеколюбию». Затем он распространяется о положении дела и говорит, что раненые датчане на призах получили половину выстрелов, сделанных с береговых батарей. (Nelson's Disp., vol. IV, p. 33).

103

«Разрушением Копенгагена мы сделали бы худшее, что могли, и мало подвинулись бы к цели подружиться с датчанами».

104

Второе эмбарго было наложено 7 ноября 1800 года, с единственной целью вынудить уступку Мальты России. Оно предшествовало шестью неделями декларации о Вооруженном нейтралитете, согласно которой другие державы, под предлогом защиты нейтральных прав, согласились вооружиться. Эти державы уверяли Великобританию в том, что упомянутое эмбарго было вызвано притязаниями царя на Мальту, и что потому они не принимали в нем никакого участия и, следовательно, не должны подвергаться со стороны Великобритании мщению. При этом, однако, они игнорировали факт, что избрали именно этот момент для оказания России поддержки.

105

О важных последствиях этого соглашения, которое было сделано как придаточная и объяснительная декларация к главной конвенции, см. ниже, глава XVI. Этот вопрос касался операций, в которых Россия, как не занимавшаяся транспортным делом, не была заинтересована.

106

О подробностях относительно видов Наполеона на стоявшую в Бресте эскадру, в которой был тогда большой отряд испанских судов, приведенных адмиралом Брюи в предшествовавшем августе, см. Corr. deNap., vol. VI, 181,186.

107

Осеннего.

108

Выгода близкого наблюдения за портом видна также и из тех затруднений, с которыми встретились французы после прорыва. В рассматриваемом случае семь линейных кораблей были отделены от эскадры Канала в погоню за Гантомом, но «вследствие неимения точных известий» они были посланы в Вест-Индию вместо Средиземного моря. Последнее находилось под надежным контролем эскадры Кейта из семи линейных кораблей и пяти кораблей Уоррена перед Кадисом, к которым у Менорки присоединились еще два.

109

В вышеизложенном автор старался передать только в сжатом очерке быструю последовательность событий и инструкции, явившиеся плодом напряженной мыслительной деятельности Бонапарта, старавшегося подготовиться к различным ситуациям, в которых мог оказаться. Желающих изучить этот предмет подробно отсылаем к его переписке: vol.. VI, pp. 719, 729, 745; vol, VII, pp. 4, 24–26, 69–73, 125, 144, 164, 197, 198.

110

Корабль «Сен-Антуан» – один из тех, которые были уступлены Франции Испанией.

111

Трактат был подписан 6 июня и ратифицирован 16 июня. Бонапарт получил копию с него 16 июня.

112

Император Павел особенно настаивал на сохранении независимости Неаполя и на возвращении Пьемонта королю Сардинии. 12 апреля Первый консул услыхал о смерти Павла и сейчас же отдал приказ, делавший Пьемонт военной областью Франции. Приказ этот-был намеренно помечен задним числом – 2 апреля (Corr. de Nap., vol. VII, p. 147). Талейрану было сообщено, что это первый, хотя пока еще совсем пробный шаг к слиянию страны с Францией. На случай возражения со стороны прусского посланника последнему следовало ответить, что Франция не обсуждает дел Италии с королем Пруссии (Idid., p. 153). Императору Александру было вежливо сообщено, что Франция считает интерес, который питал Павел к итальянским принцам, чисто личным, а не политическим (Idid., p. 153). Русский посланник, однако, месяц спустя надменно напомнил Талейрану, что его миссия обусловлена желанием царя, чтобы «короли Сардинии и Обеих Сицилии опять получили провинции, которыми владели до вторжения французских войск в Италию» (Ann. Reg., 1801; State papers, pp. 350–342). Лигурия была также сделана военной областью Франции по указу, помеченному 18 апреля.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812"

Книги похожие на "Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алфред Мэхэн

Алфред Мэхэн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алфред Мэхэн - Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812"

Отзывы читателей о книге "Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.