» » » » Мария Красовицкая - Литургика


Авторские права

Мария Красовицкая - Литургика

Здесь можно купить и скачать "Мария Красовицкая - Литургика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт., год 1999. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Красовицкая - Литургика
Рейтинг:
Название:
Литургика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1999
ISBN:
5-7429-0134-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литургика"

Описание и краткое содержание "Литургика" читать бесплатно онлайн.



Мария Сергеевна Красовицкая, ур. Шведова, преподаватель института о. Вл. Воробьева ("Свято-Тихоновский"), муж Илья, регент у о. Дм. Смирнова. Выпускники регентских курсов (Красовицкая в 1990-м году). Пятеро детей. Лекции изданы: Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999.






При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием.

При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке.


Поговорим о том же несколько с другой стороны. Вечерни бывают великие, малые и будничные. Малая совершается при двух знаках:,, великая совершается при трех знаках:,,, будничная вечерня совершается при знаках: и, а также службе без знака.

Утрени бывают: полиелейная — служится при,, и ; утреня с праздничным окончанием — она совершается только при одном знаке ; и будничная утреня — при знаке и службе без знака.

Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и — бденная служба или служба с бдением; — полиелейная служба; — служба с великим славословием или служба с праздничным окончанием; — шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона).

Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты.


Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» — им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе — это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе — на утрени поется Аллилуйя).

Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало…»

Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т. е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандиловжигатель — тот, кто зажигает светильники в храме — приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение.

«И знаменует в кампан» — это значит — звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы.

Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе — это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.

Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба дневного круга — это вечерня, а последняя — девятый час. Эти две службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который праздновался в предыдущий день, т. е. не того дня, к которому будет относиться вечерня.

На вечерне начала общего нет, и первым текстом является 103-й псалом. Другое название этого псалма — «предначинательный». В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу его должен читать предстоятель, т. е. старший в монастыре (игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает, и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или, что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами утрачено.

Первой ектеньей всякой службы является великая ектения. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений, которые необходимо знать.


Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектения: они или вместе есть, или их вместе нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне служилось бдение.


Вечерние (или воззвашные) псалмы — 140-й, 141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть полностью пропеты на каждой вечерне. К заключительным их стихам (в зависимости от количества стихир) припеваются стихиры, которые и называются «стихирами на Господи, воззвах»: пропевается стих, после него стихира, и т. д. К сожалению, в нашем приходском богослужении эти псалмы полностью не поются: от них остались только начальные и заключительные стихи.


Свете тихий — по Уставу этот текст должно не петь, а читать, и читать должен предстоятель. Этот текст очень важен для вечерни.

«Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит».

Это не Священное Писание, это гимнография, очень древний гимн, восходящий еще ко II или III веку (по крайней мере, к IV веку было утрачено имя автора). Хотя в Часослове автор указывается — Софроний, патриарх Иерусалимский, но это, скорее всего, неверно. Текст этот очень древний, он во многом определяет характер именно вечерней службы. Здесь Господь Иисус Христос называется «тихим Светом».

Вечером свет дневной гаснет, а для нас все только начинается, потому что для нас Господь — Свет Немеркнущий и Незаходящий. Здесь так и говорится: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний» — т. е. видя последние лучи солнца уходящего дня, мы славим Святую Троицу, мы поем: «Достоин еси… пет быти гласы преподобными» — Ты достоин того, чтобы Тебя воспевали голоса святых людей. Затем еще прибавляется: «Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит» — Ты, Господи, даешь жизнь, и поэтому мир Тебя славит. Заметим, что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера, удивительный и прекрасный текст.


«Прокимен дне» — для дней седмицы есть прокимен вечерне, он поется на вечерни практически всегда и вытесняется только великими прокимнами. Помещаются эти прокимны в Служебнике и Часослове. По Уставу этот прокимен должен возглашать канонарх (брат, особо учиненный канонаршить на клиросе, который возглашает громко стихи). В нашей практике прокимен перешел в ведение диакона, поэтому и находится он в Служебнике (заметим, что, согласно Уставу, диакон вообще не участвует в будничной службе).

Богослужение седмичных дней с Бог Господь: в период пения Октоиха (службы без знака, шестеричная, двух малых святых; без пред- и попразднства)

№_Что поется / читается_Кто поет / читает_Богослужебные книги_Глава Типикона_Примечания

1_Благословен Бог наш…_С_С_ _

2_Начало обычное_Ч_Ч_ _

3_Девятый час_Ч С_Ч М_9_Читаются тропарь и кондак уходящего дня

Вечерня

4_Благословен Бог наш…_С_С_23_Если был пропущен 9-й час, читается начало обычное


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литургика"

Книги похожие на "Литургика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Красовицкая

Мария Красовицкая - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Красовицкая - Литургика"

Отзывы читателей о книге "Литургика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.