Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий"
Описание и краткое содержание "История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий" читать бесплатно онлайн.
Данный труд является классическим образцом исследования в области истории религии. Религиозные идеи представлены здесь не только в хронологическом порядке, но и объединены единым пониманием многообразия религиозной жизни всех культур и континентов. Элиаде виртуозно владеет методами сравнительной антропологии и демонстрирует общие тенденции в развитии религиозных идей. "Для историка религий знаменательно всякое проявление священного: каждый ритуал, каждый миф, каждое верование и каждый образ божества отражают опыт священного и потому несут в себе понятия бытия, смысла, истины".
Книга охватывает период от магических миров каменного века до религий древних цивилизаций и религии библейского откровения: "На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакраментальную ценность".
J. Maringer. The Gods of Prehistoric Man, p. 18 sq.
12
Леруа-Гуран не уверен, что человека убили и съели (Leroi-Gourhan. Les religions de la préhistoire, p. 44). Марингер, который не принял гипотезу антропофагии в Чжоу-Коу-Тяне (The Gods of Prehistoric Man, p. 20), тоже отверг объяснение Бланка (там же. стр. 31 и сл.) Тем не менее см.: Müller Karpe. Altsteinzeit, pp. 230 sq., 240; M.К. Roper. A Survey of Evidence for Intrahuman Killing in the Pleistocene.
13
Leroi-Gourhan. Les religions de la préhistoire, p. 54.
14
Недавние археологические открытия показали, что гематит добывали в свазилендском руднике 29, а в родезийском — 43 тыс. лет назад. Его добыча в африканских рудниках продолжалась на протяжении тысячелетий. Карьеры гематита в окрестностях венгерского озера Балатон, датируемые прибл. 24 тысячелетием до н. э., демонстрируют технические способности палеоантропов и развитые связи между ними. Ср.: R.A. Dan. The antiquity of mining in South Africa; The Birth of Symbology, p. 21 sq.
15
По мнению Леруа-Гурана, эта находка представляет "детрит кухонных отходов, на которые случайно и навряд ли с религиозным смыслом попали человеческие кости" (стр.57).
16
Заметим: другие ученые считают, что число достоверных свидетельств, найденных в могилах, значительно больше.
17
С. Reichel-Dolmatoff. Notas sobre el simbolismo religioso de los Indios de la Sierra Nevada de Santa Marta. — Razon y Fabula — Revista de la Universidad de los Andes, nr. 1, 1967, pp. 55–72.
18
До Рейхель-Долматоффа никому, в сущности, это не приходило в голову.
19
Обычай весьма распространенный. Он и по сей день бытует в Восточной Европе, где тех, кто умер молодым, «венчают» с еловым деревом.
20
J. Maringer. Die Opfer der paläolitischen Menschen, p. 271.
21
Церемония крайне важная: душу медведя посылают гонцом от людей к охранительному божеству, чтобы оно обеспечило успех предстоящей охоты.
22
Ср.: J. Maringer. The Gods of Prehistoric Man, p. 103 sq. et fig. 14.
23
Ср.: Eliade. Le chamanisme et les techniques archaïques de l'extase, 2-е éd., p. 160 sq. с библиографией, цитируемой в сносках, и особ.: Joseph Henninger. Neuere Forschungen zum Verbot des Knochenzerbrechens, passim.
24
Ср.: Gylfaginning, ch. 26.
25
Leroi-Gourhan. Les religions de la préhistoire, p. 83.
26
Образцы верхнепалеолитической пластики известны также в Сибири — на стоянках Мальта и Буреть.
27
Речь идет о Каповой пещере на Южном Урале, где известны наскальные изображения мамонта, лошади, носорога.
28
Леруа-Гуран определил хронологию и морфологию палеолитического искусства. Он выделяет пять эпох: доизобразительный период (50 тыс. лет до н. э.), примитивный период (30 тыс. лет до н. э.), когда появляются стилизованные фигуры; архаический период (прибл. 20–15 тыс. лет до н. э.), характеризуемый высоким техническим мастерством; классический период (входящий в мадленский, ок. 15–11 тыс. лет до н. э.), с замечательным реализмом форм, который деградирует и сходит на нет в конечный период (ок. 10 тыс. лет до н. э.).
29
Бегуэн и Кастре реконструировали весь ритуал по глиняной медвежьей фигурке из Монтеспана; см. критику этой реконструкции в: P. Graziosi. Palaeolithic Art, p. 152; ср.: Peter J. Ucko et André Rosenfeld. Palaeolithic Cave Art, pp. 188–189.
30
Шаре трактует отпечатки человеческих ступней в пещере Тюк д'Обер как свидетельство инициации мальчиков. Его гипотеза принята некоторыми учеными и отвергнута Уко и Розенфельдом (Palaeolithic Cave Art, pp. 177–178).
31
Ср.: Maringer. Ор. cit., p. 145.
32
Ср.: Ucko et Rosenfeld. Ор cit., fig. 89 et pp. 204, 206.
33
Н. Kirchner. Ein archäologischer Beitrag zur Urgeschichte des Schamanismus, pp. 244 sq., 279 sq. В той же связи мы можем упомянуть, что костяные барабанные палочки были найдены на Оленьем острове в Баренцевом море, в пластах, датируемых прибл. 500 г. до н. э.; ср.: Eliade. Chamanisme, p. 391.
34
Andreas Lommel. Shamanism: The Beginnings of Art, p. 129 sq.
35
Eliade. Chamanisme, p. 65 sq.
36
Franz Hancar. Zum Problem der Venusstatuetten in eurasiatischen Jungpaläolithikum, pp. 90 sq., 150 sq.
37
См.: М.М. Герасимов. Палеолитическая стоянка Мальта, стр. 40, резюме в: Karl Jettmar. Les religions arctiques et finnoises, p. 292.
38
Отечественный историк религии С.А. Токарев предполагал, что женские статуэтки, находимые возле очагов палеолитических жилищ, воплощали образы хранительниц семейного очага (Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 552–563). Ср. также: Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. С. 237 и сл.
39
Ср.: Ucko et Rosenfeld. Ор cit., p. 220; p. 195 sq. Подобную же критику выдвинул Анри Лот.10
40
Alexander Marshak. The Roots of Civilization, p. 81 sq. Столь же значительна способность палеоантропов тщательно наблюдать и зарисовывать фазы растительной жизни (ср.: A. Marshak. Ibid, p. 172 sq. Idem: Le bâton de commandement de Montgaudier (Charente), p. 329 sq.).
41
Ср.: Eliade. Traité d'histoire des religions (éd. 1968), ch. 4 [русский перевод: Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999]11
42
A. Marshak. The Meander as a System. Автор утверждает, что традицию меандров нельзя объяснить ни охотничьей магией, ни половой символикой. Комплекс "змея-вода-дождь-гроза-туча" выявлен в неолитической Евразии, в Австралии, Африке и обеих Америках.
43
Отказ от применения этого метода навлек на них критику Уко (Paleolithic Cave Art, p. 140 sq): процитировав примеры разбора этнографической компаративистикой некоторых аспектов доисторических обществ (стр. 151 и сл), он предлагает анализ палеолитической наскальной живописи в свете австралийского и африканского материала (стр. 191 и сл).
44
Концепция "живых ископаемых" успешно применялась в разных ответвлениях биологии, особенно в спелеологии. Троглобионты, населяющие сегодня пещеры, принадлежат фауне, давно отмершей. "Это настоящие живые ископаемые, и часто они представляют древнейшие стадии эволюции — третичный период или даже мезозой" (д-р. Раковица). Пещеры сберегают архаическую фауну, очень важную для понимания примитивных зооморфических групп, в ископаемом виде не сохраняющихся.
45
См.: Eliade. Naissances mystiques, p. 69 sq.
46
Curt Sachs. World History of the Dance (1937), pp. 124. 208.
47
См. богатую документацию в: Evel Gasparini. 11 Matriarcato Slavo, p. 667 sq.
48
C. Dieterlen. Koumen; Henri Lhote. Les gravures et les peintures rupestres de Sahara, p. 282 sq.
49
H. fun Sicard. Luwe und verwante mythische Gestalten, p. 720 sq.
50
См. сравнительный анализ всех ее вариантов в: Eliade. De Zalmoxis à Gengis-Khan, pp. 81-130.
51
Ср.: Eliade. Mythes, rêves et mystères, pp. 163–164; Chamanisme, pp. 319 sq., 350 sq.; 372 sq.; Religions australiennes, p. 137 sq.
52
W. Gaerte. Kosmische Vorstellungen im Bilde prähistorischer Zeit: Erdberg, Himmelsberg, Erdnabel und Weltströme. Надо заметить, что большинство приводимых Гэрте примеров принадлежат к менее древним доисторическим культурам.
53
См. также указанную в сноске 10 статью В.Н. Топорова о космологической символике верхнепалеолитических знаков.
54
У некоторых племен Северной Австралии главный ритуал инициации девушки состоит в том, что ее торжественно представляют общине. Ее предъявляют, как взрослую — т. е. способную перенять поведение, подобающее женщине. Но оформить предъявление чего-либо ритуалом — будь это знак, вещь или животное — значит заявить о присутствии священного, провозгласить чудо иерофании; ср.: Eliade. Religions australiennes, p. 120; другие примеры см.: Eliade. Naissances mystiques, p. 96 sq.
55
A. Rust. Die alt- und mittelsteinzeitliche Funde von Stellmoor; H. Miiller-Karpe. Handbuch der Vorgeschichte, vol. 1, p. 224 sq.; H, Pohlhausen. Zum Motiv der Rentierversenkung, pp. 988–989; J. Marinier. Die Opfer der paläolitischen Menschen, p. 266 sq.
56
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий"
Книги похожие на "История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий"
Отзывы читателей о книге "История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий", комментарии и мнения людей о произведении.