» » » » Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий


Авторские права

Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий

Здесь можно скачать бесплатно "Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Критерион, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий
Рейтинг:
Название:
История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий
Издательство:
Критерион
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий"

Описание и краткое содержание "История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий" читать бесплатно онлайн.



Данный труд является классическим образцом исследования в области истории религии. Религиозные идеи представлены здесь не только в хронологическом порядке, но и объединены единым пониманием многообразия религиозной жизни всех культур и континентов. Элиаде виртуозно владеет методами сравнительной антропологии и демонстрирует общие тенденции в развитии религиозных идей. "Для историка религий знаменательно всякое проявление священного: каждый ритуал, каждый миф, каждое верование и каждый образ божества отражают опыт священного и потому несут в себе понятия бытия, смысла, истины".

Книга охватывает период от магических миров каменного века до религий древних цивилизаций и религии библейского откровения: "На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакраментальную ценность".






56

Ср.: А. Closs. Das Versenkungsopfer, passim.

57

Eliade. Traité, p. 174 [Очерки, стр. 194].

58

A. Rust. Die jungpaläolitischen Zeitanlagen von Ahrensburg, p. 141 sq.; J. Maringer. Die Opfer der paläolitischen Menschen, p. 267 sq. Мюллер-Карпе (Handbuch der Vorgeschichte, vol. 2, pp. 496–497, n. 347), не склонен видеть в этом предмете идола.

59

Цивилизация охотников и рыболовов, получившая название по стоянке в Мас-д'Азиль, пещере во Французских Пиренеях.

60

Eliade. Religions australiennes (1972), p. 100 sq. Ясно, что, согласно верованиям австралийцев, предок существует одновременно в мистическом теле, чуринга, и в человеке, в котором он воплотился. Следует добавить, что он также существует под землей и в виде «духов-детей» (ibid, p. 60).

61

Вспомним, что австралийцы, равно как и некоторые южно-американские племена, верили, что их мифические предки либо превратились в звезды, либо вознесены на небо и живут на солнце и звездах.

62

Eliade. Religions australiennes, p. 57.

63

Время первотворения, или время сновидений, в австралийской мифологии — завершенное мифологическое время деятельности первопредков — культурных героев; пафосом этой мифологии было не отсутствие категорий добра и зла. а сотворение реалий повседневной жизни и учреждение смерти (см.: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М, 1976. С. 171 и сл.).

64

Термин «цивилизация» относится здесь к обозначению хозяйственно-культурных типов: в эволюционном смысле цивилизация возникает со становлением городского образа жизни, государственных институтов (гражданских законов — civitas), письменности.

65

Название «натуфийский» происходит от топонима Вади эн-Натуф, где впервые были обнаружены следы этой мезолитической культуры. 15

66

Emmanuel Anati. Palestine before Hebrews, p. 49 sq.; Müller-Karpe. Handbuch, vol. 2, p. 245 sq.; R. de Vaux. Histoire ancienne d'Israël, I, p. 41 sq.; Fred Wendorf, S. Rushdi, and R. Schild. Egyptian Prehistory: Some new concepts. — Science, vol. 169, 1970, pp. 1161–1171.

67

Все эти даты получены путем радиоуглеродного анализа. Об одомашнивании животных см.: Müller-Karpe. Handbuch, II, p. 250 sq. В ходе недавних раскопок в долине Верхнего Нила был обнаружен донеолитический пищевой комплекс на базе злаков, датируемый 13 тыс. до н. э. См.: Fred Wendorf, S. Rushdi, and R. Schild. Egyptian Prehistory: Some new concepts. — Science, vol. 169, 1970, pp. 1161–1171.

68

См., напр., фигурку, найденную в Айн-Сахри (Anati, ор. cit., p. 160). См. также: Jacque Cauvin. Religions néolitiques, p. 21 sq.

69

Одно из этих погребений можно причислить к самым ранним мегалитическим памятникам в мире; Anati, ор. cit., р. 172. Об Эйнане ср.: Müller-Karpe, II, 349.

70

Anati. Ор. cit., p. 175; Maringer. The Gods of the prehistoric men, p. 184 sq. См. также: Müller-Karpe, I, p. 239 sq.

71

И не только для верований доисторической эпохи. Греки тоже помещали душу — а позднее (у Алкмеона Кротонского) сперму — в голове. Ср.: Onian. Origins of European Thought, pp. 107–108, 115, 134–136 sq.

72

В Африке и других местах ритуальная охота устраивается по поводу инициаций и провозглашения нового вождя.

73

Характерный пример: колумбийские десана называют себя охотниками, хотя 75 % своего питания они добывают рыболовством и садоводством. Но в их глазах лишь жизнь охотника — это настоящая жизнь.

74

Помимо «героического» аспекта охотничьей жизни следует отметить, что для архаических обществ охота была существенным источником мясной пищи и богатства (пушная охота).

75

David R. Harris. Agricultural systems, ecosystems and the origins of agriculture. — The Domestication and exploitation of plants and animals, p. 12.

76

William Solhein. Relics from two diggings indicate Thais were the First Agrarians. — New York Times, January 12, 1970.

77

Хаинувеле — культурная героиня народа вемале (Восточная Индонезия), убийство которой принесло в мир смерть, а с ней — плодородие (см. Мифы народов мира. Т. 2. С. 576).

78

Ср.: Eliade. Aspects du mythe, p. 132 sq.

79

См.: Atuhiko Yoshida. Les excrétions de la Déesse et l'origine de l'agriculture.

80

Ср.: Ad. E. Jensen. Das religiöse Weltbild eines frühen Kultur, p. 35 sq.; idem. Mythes et cultes chez les peuples primitifs, p. 188 sq.

81

См. примеры в: Eliade. Traité, § 91 sq.

82

Ср.: Traité, § 86 sq.; Mythes, rêves et mystères, p. 218 sq.

83

Ср.: Traité, § 99 sq.

84

Это самая распространенная форма изображения axis mundi. Однако есть вероятность, что символика Мировой Оси предшествует земледельческим цивилизациям или независима от них, поскольку ее обнаруживают в некоторых арктических культурах.

85

См. например: Eliade. Aspects du mythe, p. 58 sq. Австралийцы не знают космогонии в точном смысле слова, но "устроение мира" сверхчеловеческими существами равнозначно его "творению"" см.: Religions australiennes, p. 55 sq.

86

R. Stein. Architecture et pensée religieuse en Extrême-Orient, p. 168; см. там же описание другого типа китайского неолитического жилища — квадратных или прямоугольных построек, полуподземных, со ступеньками для спуска.

87

Ср.: Eliade. Chamanisme, p. 213 (рус. перевод: Шаманизм: Архаические техники экстаза. М.: София, 1998, стр. 202).

88

Ср.: Eliade. Remarques sur le dualisme religieux: diades et polarités — Nostalgie des Origines, pp. 249–336, особ. p. 315 sq.

89

K.M. Kenyan. Archaeology in the Holy Land, p. 39 sq. Формулу "первый город мира" критикуют Чайлд и Р.Дж. Брейдвуд. Согласно Катлин Кеньон, первые натуфийцы построили вблизи большого источника святилище, сгоревшее ок. 7800 г.

90

Ср.: Anati Palestine before Hebrews, p. 256, где автор разделяет мнение Гарстанга. Против выступает Ковен: J.Cauvin. Religions néolithiques de Syro-Palestine, p. 51.

91

K.M. Kenyan. Archaeology in the Holy Land, p. 50.

92

Kenyan. Digging up Jericho, p. 53 sq. См. также: Müller-Karpe. Handbuch, II, p. 380–81; J.Cauvin. Ор. cit., p. 44 sq.

93

Раскопки Контенсона, результаты которых изложены у Ковена: Cauvin. Ор. cit., р. 59 sq. и рис. 18.

94

Раскопки Контенсона (Телль-Рамад) и Дюнана (Библос), результаты которых изложены у Ковена, р. 79 sq. и рис. 26, 28.

95

См. фигурки, найденные в Мунхата, Тель-Авиве и Шаар-ха-Голане, воспроизведенные у Ковена, рис. 29–30.

96

James Mellaart. Çatal Huyuk: A Neolithic Town of Anatolia, p. 60 sq.; idem. Earliest Civilizations of the Near East, p. 87 sq.18

97

Mellaart. Hacilar: A Neolithic Village Site, p. 94 sq.; Earliest Civilizations of the Near East, p. 102 sq.

98

От названия места Телль-Халаф в поселении Арпачийя, близ Мосула.

99

Общую характеристику и библиографию см. в: Müller-Karpe. Handbuch, II, p. 59 sq. О религиозной символике фигурок и халафских иконографических мотивов см.: B.L. Goff. Symbols of Prehistoric Mesopotamia, p. 11 sq.

100

См.: Müller-Karpe, II, р. 61 sq., 339, 351, 423; M.E.L. Mallowan. Early Mesopotamia and Iran, p. 40 sq. ("белый замок").

101

Marija Gimbutas. Old Europe, с. 7000–3500 B.C., p. 5.

102

К тому же крупный скот, свинья и один из видов зерновых (пшеница однозернянка) имеют индигенных предков в Европе: Gimbutas, ibid.

103

По сравнению с ними поселения у Швейцарских озер кажутся деревушками: Gimbutas, p. 6.

104

Vladimir Dumitrescu. Edifice destiné au culte découvert à C'scioarele, p. 21. Обе колонны полые, что указывает на то, что в качестве каркаса при их изготовлении использовались стволы деревьев, ibid., р. 14, 21. Символика axis mundi уподобляет Мировое Древо Мировому Столпу (columna universalis). Радиоуглеродная датировка, сообщаемая Думитреску, колеблется в промежутке от 4035 до 3620 гг. (ср.: р. 24, п. 25). Мария Гимбутас говорит о "прибл. 5 тыс. лет до н. э." (р. 11).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий"

Книги похожие на "История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирча Элиаде

Мирча Элиаде - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирча Элиаде - История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий"

Отзывы читателей о книге "История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.